Все войны когда-то заканчиваются. Мирятся даже заклятые враги. Как мы со шведами в 1617 году. Правда есть враги непримиримые. В начале XVII века это мы и поляки. Но с такими можно заключить перемирие – временный мир.
Сначала о том, как Россия помирилась со шведами. Те, не довольствуясь захватом Новгорода, в 1615 году осадили Псков. Им, однако, не нужна была затяжная война с Россией, поскольку их страну уже истощила долгая война с Польшей, и шведская казана теперь пустовала. Притом шведы за время оккупации Новгорода убедились: этот город им не удержать. Слишком многочисленно и враждебно шведам было его население. Королю Густаву-Адольфу было гораздо выгоднее заключить с русскими мир на удобных для Стокгольма условиях. И в 1616 года в Старой Руссе начались русско-шведские переговоры.
Малоизвестная деталь: посредником выступил Джон Меррик, представитель английской Московской компании. Британцам до всего есть дело!
4 марта 1616 года при участии Меррика между русскими и шведами было заключено перемирие на три месяца, а 27 февраля 1617 года был заключен окончательный мир в деревне Столбово близ Тихвина.
По его условиям шведы
- вернули России Новгород,
но оставили за собой
- Карельский перешеек с городом Корела (Кексгольм),
- всё течение Невы с крепостью Орешек (Нотебург)
- побережье Финского залива с городом Копорье.
В отличие от шведов, поляки готовы были биться с русскими до последнего. В 1613 – 1615 годах бои шли около Смоленска. В 1615 – 1616 годах кровавый рейд вокруг Москвы (по маршруту Орёл – Ржев – Ярославль – Муром – Рязань) совершил польский полковник Лисовский.
Наконец в 1617 году в поход выступил повзрослевший королевич Владислав. Он по-прежнему считал себя законным русским царём и теперь хотел отнять трон у Михаила Романова. Имелась у него и другая задача – насадить в Московии «святую католическую веру». (Соответствующие наставления были даны ему католическими иерархами).
В сентябре 1618 года польское войско подошло к Москве. В это время царь Михаил Фёдорович, собрал Земский собор. Там он «прося у Бога милости, за православную веру против недруга своего Владислава обещался стоять, на Москве в осаде сидеть».
В свою очередь выборные люди сказали своему Государю, что будут биться за него до смерти.
В ночь на 1 октября 1618 года ляхи начали штурм русской столицы. Самая жаркая сеча была у Арбатских ворот. Она, как и всё сражение, закончилась отступлением поляков.
После этого в селе Деулино около Троице-Сергиева монастыря начались мирные переговоры. Русскую делегацию возглавляли бояре Федор Шереметев и Даниил Мезецкий. Их партнерами были канцлер Лев Сапега и Александр Гонсевский (комендант московского кремля в годы польской оккупации).
Прийти к общему согласию было очень тяжело. Владислав не желал отказываться от претензий на русскую корону, а русские не соглашались признать Смоленск польским городом. Но и польские и русские послы понимали, что оба государства истощены и не могут больше воевать. Поэтому 1 декабря 1618 г. представители Речи Посполитой и Московского государства подписали перемирие.
Деулинское перемирие зафиксировало фактическое расположение польских и русских сил на линии боевого соприкосновения. Смоленск и Чернигов остались за поляками. Правда поляки ушли из Вязьмы и Козельска. Но это был обмен: взамен Речи Посполитой отдавались Почеп, Стародуб, Себеж.