Найти тему
Картины рассказывают...

Художник Апеллес, получивший в дар прекрасную Кампаспу от Александра Великого

Было ли это на самом деле или это всего лишь исторический анекдот, рассказанный Плинием в "Естественной истории", никто сейчас не знает.

Но эта истории настолько популярна, что вдохновила многих художников на создание картин.

Была у Александра Великого наложница по имени Кампаспа. Она была столь прекрасна, что Александр Великий попросил своего друга художника Апелесса нарисовать её портрет. Ибо хотел он сохранить красоту девушки навсегда.

Александр Великий привел Кампаспу в мастерскую художника, и тот стал писать картину с обнаженной Кампаспы.

Виллем ван Хехт. Александр в мастерской Апелесса, ок. 1630. Частная коллекция
Виллем ван Хехт. Александр в мастерской Апелесса, ок. 1630. Частная коллекция
Джованни Баттиста Тьеполо. Александр Великий и Кампаспа в мастерской Апелесса, ок. 1740. Музей Гетти, Лос-Анджелес, США
Джованни Баттиста Тьеполо. Александр Великий и Кампаспа в мастерской Апелесса, ок. 1740. Музей Гетти, Лос-Анджелес, США
Никола Флейгельс. Апелесс пишет портрет Кампаспы, 1716. Лувр, Париж
Никола Флейгельс. Апелесс пишет портрет Кампаспы, 1716. Лувр, Париж
Оттомар Эллигер. Александр Великий, Апелесс и Кампаспа, 18 в. Частная коллекция
Оттомар Эллигер. Александр Великий, Апелесс и Кампаспа, 18 в. Частная коллекция

Картины быстро не пишутся. Много дней посещали Александр Великий и Кампаспа мастерскую художника Апелесса. И каждый раз замечал Александр Великий, с какой любовью смотрит художник на его наложницу.

Жак Луи Давид. Апелесс пишет портрет Кампаспы, 18 в.  Дворец изящных искусств, Лилль, Франция
Жак Луи Давид. Апелесс пишет портрет Кампаспы, 18 в. Дворец изящных искусств, Лилль, Франция
Франческо Тревизани. Апелесс пишет портрет Кампаспы, 1720. Музей Нортона Саймона, США
Франческо Тревизани. Апелесс пишет портрет Кампаспы, 1720. Музей Нортона Саймона, США
Джанантонио Гварди. Апелесс пишет портрет Кампаспы, ок. 1745. Частная коллекция
Джанантонио Гварди. Апелесс пишет портрет Кампаспы, ок. 1745. Частная коллекция

Когда же картина была закончена, Александр взял Кампаспу за руку и подвел её к Апелессу. Наверное, что-то и сказал. Типа: "Дарю!"

Ибо был Александр велик не только в отваге, но и в щедрости.

Луи Жан-Франсуа Лагрене. Апелесс получает дар от Александра Великого, 1772. Музей изящных искусств, Канны, Франция
Луи Жан-Франсуа Лагрене. Апелесс получает дар от Александра Великого, 1772. Музей изящных искусств, Канны, Франция

Жером Мартен Ланглуа.  Щедрость Александра, 1819.   музей изобразительных искусств в Тулузе, Франция
Жером Мартен Ланглуа. Щедрость Александра, 1819. музей изобразительных искусств в Тулузе, Франция
Иоганн Георг Платцер. Александр Великий дарит Кампаспу Апелессу, 1730-е. Частная коллекция
Иоганн Георг Платцер. Александр Великий дарит Кампаспу Апелессу, 1730-е. Частная коллекция
 Гаэтано Гандольфи. Александр Великий дарит Кампаспу Апелессу, 1793. Частная коллекция
Гаэтано Гандольфи. Александр Великий дарит Кампаспу Апелессу, 1793. Частная коллекция
Шарль Мейнье. Александр Великий дарит Кампаспу Апелессу, 1822. Музей изящных искусств, Ренн, Франция
Шарль Мейнье. Александр Великий дарит Кампаспу Апелессу, 1822. Музей изящных искусств, Ренн, Франция
Пьер Боррель. Александр Великий дарит Кампаспу Апелессу, 1787. Частная коллекция
Пьер Боррель. Александр Великий дарит Кампаспу Апелессу, 1787. Частная коллекция

История умалчивает, какова была жизнь художника и Кампаспы.

Но эта история еще одно доказательство того, как мало значило в те времена мнения женщины. У Кампаспы-то никто ничего не спросил.

Музеи
137 тыс интересуются