1,5K подписчиков

Дать ли автору рекомендацию в Союз писателей? Как я определяю уровень книг соискателя

1,6K прочитали

Многие авторы, пишущие рассказы, эссе и всяческие истории, рано или поздно издают книжку-другую за свой счет и идут с ними в сакральное здание, где этаж-другой занимает местное отделение Союза писателей. Кто-то приходит в СП по наводке знакомых, уже состоящих в этом Союзе, а другие заглядывают сами по себе и уже на месте стараются сориентироваться, к кому бы обратиться за рекомендацией, кому предложить посмотреть-почитать их книжки. Мне неведомы причины, как они вычисляют этого «благосклонного члена СП», на кого они почему-то возлагают надежду.

Иногда этим незнакомым «кем-то» оказываюсь я. Полагаю, что я кажусь им мягкой, отзывчивой, немолодой писательницей, которая будет очарована и опусами соискателей, и ими самими. Из каждых пяти соискателей четверо – это мужчины зрелого возраста: иногда гвардейского облика ­– высокие, стройные, седовласые; иногда вполне домашнего вида крепыши с залысинами, но обаятельные все равно. Женщины ко мне обращаются реже. Они видимо, обладают лучшей интуицией и понимают, что не такая я уж белая и пушистая )).

Фото с просторов интернета, иллюстративное. Вид у персонажей заморский, но других фоток не нашла. Но вот так могли  бы выглядеть наш соискатель  и некая состоявшаяся писательница))!
Фото с просторов интернета, иллюстративное. Вид у персонажей заморский, но других фоток не нашла. Но вот так могли бы выглядеть наш соискатель и некая состоявшаяся писательница))!

Всего требуют обычно три первичных рекомендации на соискателя. Другое дело, что и получение рекомендаций не гарантирует принятия в Союз, но об общих правилах я расскажу, когда-нибудь в другой раз. А в этой статье опишу, с чего я начинаю рассматривать произведение незнакомого мне писателя.

Оценка произведения писателя-соискателя на вступление в Союз

На днях я после зимнего перерыва выбралась в наш СП на собрание: все же весна обозначилась, захотелось пообщаться с давними друзьями-товарищами. И опять меня начали осаждать новые писатели, желающие получить рекомендацию для вступления. Раньше, когда я состояла в бюро секции прозы, то необходимость читать книги вступающих была моей обязательной функцией как члена бюро. Я и в жюри разных премий работала, но теперь это дело для меня добровольное. И я не могу пойти всем навстречу, физически не успеваю прочитать - ведь что-то еще хочется и для удовольствия читать, а не только для дела.

И на этот раз ко мне устремились двое мужчин со своими книжками. Поговорила с первым – писатель Н. Сказал, что он такой замкнутый интроверт, что не умеет входит в общество. Это нашло во мне отклик: помню, как самой, не имея знакомых в СП, было трудно подойти к кому-то с такой просьбой – прочитать мою книгу на предмет рассмотрения ее достоинств. Так что пошла ему навстречу, взяла две его книжки. А другому соискателю, что уже стоял в очереди на подходе, пришлось отказать сразу: многовато для меня одной. Но и первого, у которого взяла книги, предупредила, что не гарантирую рекомендации. В общем, расстались, дружески улыбаясь.

Кстати. Здесь я пишу статью, потому опускаю всякую художественность, передаю только мысли. Вы не представляете ни внешность писателя Н., ни мою персону, ни нашу общую сцену взаимодействия - разве что иллюстративная картинка выше создает приблизительный образ. В статье и не обязательно расписывать обстановку! Но если бы я писала хотя бы репортаж, то уж следовало бы нарисовать сцену.

Например, так. «Закончилась официальная часть собрания, в зале началось бурление: все повставали со своих мест, сдвигая стулья, и торопились договориться по деловым вопросам или перекинуться парой слов с друзьями. Я же продолжала сидеть. Достала смартфон и, потыкав в Приложение Яндекса, начала вызывать такси. И тут ко мне подсел этот мужчина: молодой пенсионер с короткой стрижкой седых волос, с умными глазами .... и т.д.". Далее я бы передала бы свои и его эмоции в этом общении (мялся, стеснялся или напротив, был настойчив). В этом примере я подчеркнула разницу между голым пересказом, характерным для статей, и художественным описанием.

Собрание одного из СП. Фото из интернета, иллюстративное. spbdn.ru
Собрание одного из СП. Фото из интернета, иллюстративное. spbdn.ru

Как на этом фото, примерно, выглядит любое собрание писателей: одни выступают, другие слушают. Как видите, галстуков-бабочек наши люди не носят )). Молодежь в союзах тоже есть, но на собрания молодые приходят редко!

Итак, даже в репортаже следует описывать картину происходящего, а не только рассказывать о событии. А представьте, если человек написал художественную книгу! Тогда и место действия, и обстановка, и внешность, и эмоции – все должно быть конкретизировано, хотя обозначено штрихами. И, разумеется, должна быть очевидна композиция произведения. Вот по этКак я определяюим параметрам я и оцениваю попавшие мне в руки произведения:

  • грамотная композиция произведения;
  • зримое место (и время) действия;
  • представление образов героев;
  • умение передать эмоции в тексте.

Об этих характеристиках произведения я рассказывала и в самых первых моих статьях на этом канале почти семь лет назад (ссылки внизу статьи), но у тех статей были единицы прочтений, ибо Дзен еще не давал показы новичку. А сегодня повторю здесь лишь общую канву, расскажу, как я по ней оценивала книги писателя Н., коль уж они попали ко мне в руки.

Идея и композиция художественного произведения

Фото из интернета. Плакат, иллюстрирующий композицию, сайт rtek24-ru
Фото из интернета. Плакат, иллюстрирующий композицию, сайт rtek24-ru

В общих словах, дабы не засорять статью пересказами, скажу, что идея была видна, более-менее, в каждом рассказе автора Н.. Видимо, рассуждать и философствовать автор привык. Но текст в результате его рассуждений получился тяжеловесный, с длиннотами и словесным мусором. Многие длиннющие предложения занимают целый абзац и делятся знаком «;». И что касается композиции, даже с простейшей ее формой – чередованием положительных и отрицательных событий – оказалось плоховато. Заметила элементы простейшей композиции лишь в некоторых рассказах, а в целом, было рыхло. А о полноценном развитии конфликта, с завязкой, кульминацией и развязкой и вовсе говорить не приходится. Здесь предлагаю поверить мне на слово. Но дальше будут и примеры из книжек автора.

Сценическое описание места действия

Если автор рассказывает какую-то историю, то мы вправе увидеть, где она происходит. Если бы мы разглядывали комикс, и дело происходило в комнате, то картинка помогла бы нам увидеть обстановку комнаты. Например, такой:

Деревенская комната, фото из интернета, иллюстративное.
Деревенская комната, фото из интернета, иллюстративное.

Но наш автор писал рассказ с замахом на философские глубины, а потому, описывая комнату, он неумело дал лишь общие характеристики. Процитирую фрагмент описания: "Внутреннее пространство жилища также произвело на Алекса самое благоприятное впечатление: удачная планировка сочеталась с разумным наполнением комнат не броской, но практичной и изящной мебелью; все вещи - это было очевидно - находились на своих местах, все было чисто прибрано". Это описание подошло бы как к иллюстративной комнате выше, так и тысяче других комнат. Но комната в рассказе должна отражать образ и характер хозяина, а потому необходимо дать в ее описании хотя бы какие-то особенности, связанные с сюжетом.

Описание персонажей в произведении

Про описание персонажей у меня тоже есть целая статья (ссылка внизу), а здесь напомню, что персонажи без описания всегда напоминают собой расплывчатые силуэты:

Фото из интернета, сайт miksifotos-ru
Фото из интернета, сайт miksifotos-ru

Почти все персонажи у автора с неопределенной внешностью. вот автор пишет: "И тут случайно увидел - в зеркале, стоявшем за Кристиной, на подоконнике - выражение лица Йена. Это было страшное лицо". Впрочем, здесь мы уже касаемся передачи эмоций, а неумение передавать эмоции - самый большой грех любого автора.

Показ эмоций в рассказах

Эмоции обычно передаются через описание лица. Убедитесь сами, как изменяются лица при разных эмоциях:

Фото из интернета. Схема эмоций лица, сайт timeforcook-ru эмоции
Фото из интернета. Схема эмоций лица, сайт timeforcook-ru эмоции

Лишь иногда эмоциональное напряжение можно передать в диалогах, речью или движением, но это допустимо лишь в коротких юмористических рассказах. А в полноценных рассказах эмоции надо рисовать словами! Но напрасно я искала у соискателя описание эмоций даже там, где он пытался изобразить их. Я не увидела их в этих попытках. Например, в таком отрывке: "Анин рассказ подействовал на всех по разному. Папа выслушал его молча, время от времени несколько меняясь в лице; мамино лицо более заметно отражало испытываемые ею эмоции; бабушка, схватившись за сердце, даже прослезилась".

По этому описанию читатель не поймет, что за эмоции владели персонажами: то ли они радовались происходящему, то ли удивлялись, то ли пугались!

Я прочитала каждую из предложенным автором книжек до середины. И с каждой прочитанной страницей приходило осознание, что это не писатель, и вряд ли им уже станет. Ведь автор, по его словам, издал уже шесть книжек за свой счет. Хотя на мой взгляд часть денег разумнее было бы потратить на литкурсы онлайн, а то и бесплатно побывать на каком-нибудь ЛИТО в реале.

Впрочем, для вступающего в СП, мой отказ дать рекомендацию не фатальный приговор. Во-первых, в Союзе несколько сотен членов, и он может поискать рекомендующего, который окажется с ним на одной волне. Во-вторых, рекомендация ни к чему не обязывает членок комиссий, которые, собственно и решают вопрос о приеме. Об общей схеме приема в официальные союзы у меня рассказано отдельно:

А себе в который раз обещаю, не брать на рассмотрение книги хотя бы в ближайшее время, ведь это даже не заработок, а общественная работа.

Желающие углубленно проработать затронутые выше творческие темы могут пройтись по моим статьям о писательском мастерстве:

P.S. Эта статья про писательское МАСТЕРСТВО, а не про то , "Кому он нужен, этот СП?". "Какой смысл вступать в СП?". Тему "нужности" СП здесь больше не поддерживаю. Про Союзы писателей у меня другая статья.