В предыдущей статье «Вылупиться из фельетона и стать рассказом", я отдельно остановилась на том, как важен образ героя в сатирическом рассказе. Казалось бы, зачем думать о герое, как правило, отрицательном, который всеми своими безобразиями уже веселит и возмущает читателя. И все же о создании образа героя придется подумать. Даже давая портрет со спины, как на картинке выше, мы невольно создаем образ: немолодой мужчина, плотной комплекции, хотя и не видим лица. То же необходимо делать и словами.
При рассмотрении сатирического рассказа начинающей писательницы я обнаружила, что совсем нет картинки главной героини: ни возраст неизвестен, ни облик, ни комплекция. И такое случается часто не только при чтении рассказов, но и романов. Чуть ли не до половины читаешь и не понимаешь, кого там ругает и разоблачает автор.
Как-то другая начинающая писательница, написавшая даже роман, в ответ на мое замечание по этому поводу начала яростно отстаивать свое неумение создать образ главного персонажа. Она сказала, что считает, будто это дело читателя - смоделировать в своем воображении внешний вид героев, его возраст. Я возразила:
– Он не способен увидеть героя правильно, если мы не подскажем ему!
– Ну как же так?! Мы ведь даже у классиков, когда читаем их книги, читаем историю «как бы про себя», то есть фантазируем.
– Да, мы находим в хороших книгах свои чувства, переживания, мечты, но это возможно лишь тогда, когда на ее страницах действует живой герой. И все черты его лица предложены писателем не «просто так», а для того, чтобы внешность отражала внутреннее. Так что описание героя нужно давать как можно раньше, а в коротком рассказе – непременно вначале.
Вот как вводит описание героев Михаил Зощенко в самом известном его рассказе «Аристократка»:
«Григорий Иванович шумно вздохнул, вытер подбородок рукавом и начал рассказывать:
— Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме.
А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый».
В этом отрывке рассказчик назван по имени-отчеству, что предполагает хотя бы средний возраст мужчины, и через него дается портрет дамы.
Или в другом рассказе писателя - «Жених»:
«На днях женился Егорка Басов. Взял он бабу себе здоровую, мордастую, пудов на пять весом. Вообще повезло человеку.
Перед тем Егорка Басов три года ходил вдовцом — никто не шел за него. А сватался Егорка чуть не к каждой. Даже к хромой солдатке из местечка. Да дело расстроилось из-за пустяков».
Но самые нелепые рассказы выходят из-под пера молодых писателей, когда они пишут от первого лица. А так пишут часто. Бывает, читаешь такое произведение: «Я вышел …, я посмотрел …, я встретился …». И до середины произведения не понимаешь, кто этот я. Подросток, молодой человек или дедушка?
Тему написания рассказа от первого лица в статье:
И отдельно я писала, о том, как мы вставляем своих обидчиков в книжку:
Внешнее и характер
И не надо говорить, что внешний облик не играет роли. Ведь он дается не просто так, а подводит к раскрытию характера, облегчает читателю понимание поступков героя. Поэтому внешность персонажа надо продумывать тщательно, прогнозируя, как она отыграет в дальнейшем.
При этом важны второстепенные действия героя, работающие не на сюжет, но на характер. Если показан явно отрицательный герой, не забудьте добавить ему и привлекательные черты (действия, мысли), тогда и минусы его характера будут заметнее сверкать. А положительный герой, само собой, просто обязан время от времени совершать ошибки, плохие поступки. Тогда, исправляя их, совершив доброе, а то и героическое, ваш герой еще больше полюбится читателям.
Все сказанное важно, если вы хотите, чтобы вас читали и понимали другие. То есть, вы должны помнить об адресате вашего произведения.