Найти в Дзене

Простейший способ выстроить сюжет книги

Выстроим литературный сюжет, опираясь на драматическую историю российских олимпийцев. Этим способом можно воспользоваться и при написании рассказа, и даже - в первом приближении - романа!

Итак, вы – начинающий автор. Вы уже написали несколько коротких рассказов и до сей поры обходились без всяких планов. Но если вы задумали написать роман, то без плана никак не обойтись, каким бы талантливым литератором вы ни были. Безусловно, вопрос о плане встает лишь тогда, когда вы для себя уже определили тему будущего произведения, представляете в целом образ главного героя и обстоятельства, в которых он действует. А нередко даже знаете, к какому финалу подведете свою историю. Итак, составим простой план, который подчиняется лишь одному-единственному - закону биполярности!

Тему для примера мы возьмем именно спортивную. Итак, вы говорите себе: «Это будет роман о молодом спортсмене, который много и усиленно тренировался, прошел серьезные отборочные соревнования, поехал на зимнюю Олимпиаду в Пхёнчхан, обошел там сильнейших участников соревнований и стал чемпионом в своем виде спорта». То есть вы уже и happy end для себя обозначили – и это правильно: читатели любят истории со счастливым концом.

Но как записать эту длинную историю, чтобы она превратилась в увлекательный роман?

Мы рассмотрим сюжетный роман, а не роман-поток мыслей, потому что в сюжетном произведении легче проследить действия героев и чередование обстоятельств, легче составить план книги. Притом не будем пока касаться всех этих арок героя, завязки, кульминации, развязки.

Итак, рассмотрим правило биполярности - в этой статье единственное. Оно вытекает из того, что течение однородных событий, ведущих к какой-то цели, в любом романе следует прерывать в самый неожиданный момент. А именно: когда все хорошо, ставить герою подножку, а когда все рушится - находить решение проблемы.

Часто и в жизни срываются запланированные дела, и, чтобы достигнуть цели, наш «поезд желаний» должен время от времени переходить на другие рельсы. А в книгу и подавно включаются всяческие препятствия. Тогда читателю ничего другого не останется, как сопереживать герою: печалиться, когда тому не удается что-то сделать или радоваться его успехам.

Фото упавшей девушки с просторов интернета, сайт gb5kirov.ru
Фото упавшей девушки с просторов интернета, сайт gb5kirov.ru

Итак, вы пишите о спортсмене, собирающемся на Олимпиаду. Поэтому составляя авторский план, вы перечисляете промежуточные планы-цели персонажа – впоследствии вы развернете их в отдельные главы. Это может быть обретение наивысшей физической формы к определенному сроку; участие в отборочных соревнованиях; забота о вещах, необходимых в дороге, о билетах, отелях. Попутно могут утрясаться и какие-то семейные дела у конкретного спортсмена. Вначале вы еще не знаете, как будут развиваться события, вы только видите на воображаемом навигаторе начало и конец каждого участка пути, предназначенного вашему герою. И помните, события должны менять знаки с плюса на минус и с минуса на плюс!

Позже, когда вы обретете некоторый опыт в построении сюжета (или прочитаете о нем в пособиях для писателей), вы научитесь строить оптимальные конструкции, главную роль в которых будет играть основной конфликт и сопутствующие ему обстоятельства. Вы будете холить и лелеять этот конфликт, исподволь подбираться к нему в завязке, все крепче и беспощаднее закручивая интригу, чтобы однажды разрешить его в благополучной или трагической развязке. Но пока мы, осваивая азы сюжетостроения, посмотрим только на реализацию правила № 1 - правила биполярности: на чередование событий разного знака. Мы просто обязаны чередовать тональность глав, окрашивая их то в мажорные, то в минорные тона. Тогда и читатель будет вместе с героями, как на «американских горках» то, затаив дыхание падать в пропасть, то в экстазе взлетать к небесам.

Во вступлении к этой статье я уже сказала, что жизнь преподнесла россиянам драматическую историю с поездкой наших олимпийцев в Южную Корею. И для кого-то из спортсменов она уже обернулась трагедий, но у кого-то история будет иметь продолжение.

А теперь представьте, что вы пишите книгу – она отчасти уже и написана по всем правилам драматургии, ведь чередование хороших и плохих событий только что прошло перед нашими глазами.

Спортсмен прошел отборочные соревнования – ура, он может ехать на Олимпиаду (мажорная глава)! И вдруг комиссия по допингу забраковала этого спортсмена, обнаружив в его биоматериалах запрещенные вещества, запретила участвовать в играх (облом, минорная часть). На следующих страницах кандидат в сборную подает на апелляцию в вышестоящую инстанцию и в конце главы выигрывает суд, получает допуск к участию (читатель счастлив вместе с героем – мажорная глава). Но успокаиваться рано: еще необходимо получить особое приглашение от Олимпийского комитета. Читатель следит за перипетиями с неослабевающим вниманием, пытаясь угадать, в какую сторону автор романа поведет полюбившегося героя.

Разумеется, до конца этого захватывающего сюжета еще далеко, но главный герой обязан остаться живым и попасть на Олимпиаду. Причем, герой, который преодолел изматывающий нервы перегон начальных глав, просто обязан преодолевать все новые и новые препоны (мы сейчас продолжаем говорить не о наших олимпийцах, а о гипотетическом литературном персонаже). Возможны сложности с покупкой билетов, с размещением в отеле, в общении с журналистами. И апофеозом истории непременно станут сами соревнования!

Здесь для автора открывается еще больше возможностей для планирования всяких срывов. Бывает подтасовка с жеребьевкой (а почему бы и нет), коварные судьи – и такое случается – засудят спортсмена. Атлет может сломать ногу, однако, превозмогая боль, продолжить выступление. В итоге он все же, завоюет долгожданную олимпийскую медаль (если автор замыслил счастливый финал)!

Таким образом, в любой истории, которую вы сочиняете, не забывайте прерывать счастливую главу разными неурядицами, а в главе, где все плохо, ставить обнадеживающую концовку.

Кто желает познакомиться с классическим способом сюжетостроения, может может посмотреть мою статью о конфликтах и их развитии.

Хобби
3,2 млн интересуются