247 подписчиков

«Нам удается сочетать совместную жизнь и работу вместе и не впасть в рутину»

О путях и движениях в науке, о сложностях общего места работы, о способах преодоления трудностей, о понимании места каждого – читайте об этом в интервью с супругами Марией и Евгением Мардыбан.

Евгений и Мария Мардыбан на выставке художественного клуба «КВАРКИ» ОИЯИ ко дню образования Объединенного института ядерных исследований (26 марта 1956 года), открывшейся 21 марта этого года в ДК «Мир», на фоне картины Марии
Евгений и Мария Мардыбан на выставке художественного клуба «КВАРКИ» ОИЯИ ко дню образования Объединенного института ядерных исследований (26 марта 1956 года), открывшейся 21 марта этого года в ДК «Мир», на фоне картины Марии

Евгений – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры фундаментальных проблем физики микромира университета «Дубна», научный сотрудник Лаборатории теоретической физики ОИЯИ*.

Мария является аспирантом 3-го года обучения научной специальности «Теоретическая физика», ассистентом кафедры общей физики университета «Дубна», стажером-исследователем Лаборатории теоретической физики ОИЯИ*.

– Каково это – работать с супругом вместе?

ММ: У нас разное мнение на этот счет. Мы познакомились на конференции. Так родилась наша семья ученых. Я младше Евгения на 3 года и на 2 года позже закончу аспирантуру. Поэтому для меня он является наставником. Мы учились на одной кафедре и у нас одни и те же занятия, преподаватели, поэтому мне было удобно, что я всегда могла обратиться к нему, если что-то хотела обсудить или не понимала. Сейчас мы занимаем один кабинет на работе. И здесь удобство становится 50 на 50: если мы начинаем болтать, то один говорит другому, оставайся в кабинете, а я иду дома работать (у нас есть возможность работать из дома). Но в большинстве своём Женя является для меня наставником, примером.

ЕМ: Первое, что хочу сказать, это то, что не каждый человек и не каждая семья выдержит занятие одним и тем же делом вместе с супругом. У нас даже кабинет общий.

ММ: Мы и дома вместе, и на работе.

ЕМ: То есть везде вместе. Сложность вот в чём: дома мы равны, а вот на работе мы не можем быть равны. Я уже кандидат наук, а Мария аспирант третьего года обучения, это совсем разные статусы, поэтому мы не можем быть равны. У нас разные должности, знания. Основной период неравенства мы пережили (у нас было много споров из-за этого). Но неравенство продолжится и никогда не закончится из-за новых устремлений: даже после защиты кандидатской, когда оно сведется к минимуму, будет идти защита докторской и т.д. Сами по себе споры – это нормально, потому что в науке люди очень сильно придираются и сильно отстаивают свое мнение. Наука построена на споре, на хорошем споре, потому что в споре истина возникает. Поэтому если вам нравится находиться 24 часа в сутки вместе, постоянно есть темы для обсуждения.

Хочется провести такую аналогию с наукой: если люди одинаковые, то они отталкиваются. Получается, у нас всё одинаковое: мы и на работе одной и той же тематикой занимаемся, и дома всё время вместе. Обычно говорят, что люди должны друг друга дополнять. Вот здесь место для размышлений. Нам удается преодолевать это, мы как-то так переплелись, сплелись, что нам даже удобно. Моя основная мысль в том, что такое случается нечасто. Такая гармония скорее дефект. Потому что обычно люди разругались бы и разбежались. Я сам себе не могу объяснить, как у нас так выходит. Так, чтобы работали в одной лаборатории, еще и одной тематикой занимались, и еще и в одном кабинете сидели, как делаем мы, такое не бывает. Наши коллеги, которые в ОИЯИ работают семьями, зачастую работают в разных лабораториях. Они говорят, что им было бы тяжело работать в одном кабинете, в одной лаборатории.

– Выработали ли вы какие-то методы и способы совладать с трудностями работы в одном месте?

ММ: Одно время у нас с Женей был один научный руководитель на двоих. И наши задачи были близки, крайне похожи. Это приводило к нереальному количеству споров. И стало легче, когда у нас появились разные научные руководители. Сейчас я работаю в одной научной модели: изучаю микроскопическую модель ядра, которая рассматривает ядро как что-то мелкое, изучаю каждый нуклон, каждую частицу, а Женя работает в другой модели – он смотрит на ядро как на единое целое, как каплю (жидкокапельная модель ядра). Мы здесь начинаем друг друга дополнять и делимся друг с другом знаниями, он может рассказать мне, какие у него расчеты, какой результат, я могу поделиться своими результатами, если в его работах нужны какие-то уточнения на моих микромоделях. Сейчас стало гораздо легче.

– А что для Вас положительное в работе в одном месте?

ММ: Раз мы работаем вместе, у нас есть возможность путешествовать вместе. Нас не напрягает, что мы везде вместе: вместе дома, вместе работаем, вместе в командировки ездим.

ЕМ: Считается, что если мы занимаемся одним делом, то это превращается в рутину и скуку, что если люди одинаковые, то это может стать скучным. Но на сегодняшний момент я вижу, что и я, и Маша переросли что-то. Сейчас мы независимы друг от друга в науке, нежели тогда, когда мы работали в одной тематике у одного научного руководителя. Я не сильно пытаюсь влезть и поправить какие-нибудь результаты и считаю, что ее результаты – это ее результаты. Я даже не смогу сейчас сказать, чем Маша занимается со своим научным руководителем, я могу только в финале спросить, а так я занят своим делом, Маша – своим. Это идет нам на пользу.

– Есть ли какие-нибудь особенности прохождения по пути в физике для вас?

ЕМ: Мы идем разными путями. Я думаю, что мой путь для Маши не подходит, и Машин путь для меня не подходит. У нас разные видения, как развиваться в науке. А это неизбежно связано с успехами. Я пришел к успеху своим способом, Маша своим. И я стараюсь не лезть, не поправлять, стараюсь так делать, чтобы Маша занималась тем, что ей нравится. И если ее действия приводят к успеху, то хорошо, если нет, то главнее, чтобы она занималась тем, что ей нравится.

ММ: Из-за разного восприятия работодателем мужчины и женщины у нас свои пути движения в науке. На мужчин больше ставки делают, чем на женщин.

ЕМ: Мой жизненный путь таков, что нужно настойчиво двигаться в одну сторону. В той же науке, если хочешь добиться успеха, как показывает мой опыт, нужно стремиться в одну сторону, заниматься только одним делом, жертвовать тем, чем тебе нравится заниматься, а Маше удается развиваться в разных направлениях, не только в науке и преподавании, но в рисовании, в спорте. У нас абсолютно разные пути. Я бы тоже хотел рисовать, к тому же у меня есть художественное образование, но я жертвую этим ради того, чтобы больше времени уделять науке, чтобы больше там преуспевать. В науке много направлений, много творчества и никто не заставляет двигаться в одном направлении.

ММ: Да, я, возможно, теряю что-то при движении вглубь. Но я выбираю путь заниматься творчеством и наукой. Но Женя всё же занимается еще преподаванием на кафедре ядерной физики, поэтому он тоже развивает несколько сторон.

*Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) — международная межправительственная научно-исследовательская организация.

#НаукаСемьяПреподавание #ГодСемьи

Беседовала Юлия Цепилова

Фото: Юлия Цепилова