История эта случилась в стародавнюю эпоху, когда в свободное от школы и от детского сада время дети не зависали в гаджетах, а радостные стайками носились по улице. Все им было интересно: и больная лапа бродячей собаки, и пруд с головастиками, и стрекозы с перламутровыми крыльями, и зреющая черешня в чужом саду. Радовали качели или то, из чего их можно сделать, Вокруг был целый мир - большой и очень разный.
Зойка носилась тоже. Ребята звали ее «малая» и «зубастик». Мальчишки были постарше, а Зойке только шесть. А «зубастиком» она была не потому, что у нее много зубов. Как раз зубов было мало. Но они были всегда на виду, потому что дышала Зойка только ртом. Нос был безнадежно хронически заложен.
Внешность у Зойки была неказистая. Она похожа на героиню стихотворения Николая Заболоцкого про некрасивую девочку. Только волосы не рыжие, а скорее темно-русые.
Да и настроение у нее всегда было… счастливое. Может и посуду помыть, и огурцы с помидорами полить. И всегда улыбается. Бегает за детьми, пыхтит, шмыгает носом, радуется жизни. Ее гонят - а она не обижается. Привыкли к ней. Как к хвостику. «Младенческая грация души уже сквозит в любом её движенье», - как у поэта сказано. А еще Зою всегда любили животные. Самая злая собака и самая дикая кошка через минуту ластились к ней.
Семья у Зойки простая. Мама - повар в детском саду. Отец - слесарь в трамвайном депо. Брат намного старше Зойки. Он в армии служит. Есть еще бабушка в деревне. Она приезжает нечасто, и всегда с очень вкусными подарками. Особенно малиновое варенье. Это же просто чудо!
Папа строгий. Он бабушку не любит. Ругается, когда она картинки привозит Божественные, иконы называются. Грозится выкинуть, а мама не даёт, прячет их подальше. А потом ночью достает и разговаривает с ними. И плачет. Потом тряпочкой беленькой протирает и снова прячет. Зойка сама видела.
Как-то зашли ребята на заброшенную стройку, и Зойка с ними. Нашли какие-то рваные автомобильные шины, стали прыгать на них. Вдруг крик за спиной. Была Зойка и - нет. И только писк из-под земли, будто котенок плачет. Зойка провалилась в какую-то узкую щель, слегка прикрытую фанеркой.
Санька, десятилетний заводила, быстро сообразил, что это беда, и надо бежать за помощью. Он побежал на новую стройку, она была недалеко. А ребят послал за доктором и Зойкиными родителями.
Санька бежал в страхе и отчаянии. Пунцовый от бега, он со слезами кинулся к бригадиру. Тот молча выслушал, взял с собой четырех рабочих и пошел за Санькой.
Не знаю технических подробностей, но к Зойке пришлось прорубать отдельный ход. Это был самоотверженный труд. Когда ее подняли, была глубокая ночь. У девочки были сломаны обе лодыжки, а еще одну ногу в бедре повредила арматурина, слава Богу, неглубоко, не затронула крупные сосуды. Зойку сразу забрала скорая и увезла в областную больницу.
Когда Зоя пришла в себя после операции, снова была ночь. Она лежала и улыбалась, а потом еще шире улыбнулась, увидев маму. Осунувшаяся, бледная, мама гладила Зою по голове, и два ручейка слез бежали из ее глаз.
- Мамочка, что ты плачешь? Я только немножко испугались, а потом мне было совсем не страшно. Не ругай Саньку. Он хороший. Я сама виновата. Все мне интересно. Везде надо побывать, все посмотреть.
Мама продолжала плакать и говорила, как она любит свою маленькую девочку. А Зоя вдруг спросила:
- Мамочка, а что такое Святое Крещение?
Мама опешила:
- Ты откуда это взяла?
- Мне люди с крыльями сказали. Они очень красиво летали в небе. Я просила, чтобы с ними полетать. А они сказали: «Мы тебе помогли, потому что у тебя ангельская душа. А чтобы летать с нами, надо принять Святое Крещение». Я раз двадцать повторила, чтобы не забыть, а потом заснула.
- Ангелы? Это были Ангелы! - воскликнула мама. Она побелела, потом покраснела, затряслась вся, потом особенно горячо поцеловала свою малышку.
Через два дня к Зое в палату пришел пожилой доктор. Он ее просмотрел, прослушал и простучал всю. Хмурился, думал, а потом улыбнулся:
- Ничего, детка, все будет хорошо.
- Я знаю. Мне только через ротик из носика что-то удалят*, а то сердечко становится слабенькое. (*Аденоиды - примечание автора).
- Да, детка, - удивился доктор. - А ты откуда это знаешь?
Зойка постеснялась сказать, что ей Ангелы сказали:
- Мне во сне приснилось.
- А что же тебе еще приснилось, детонька?
Зойка не стала обижать неправдой доброго доктора и ответила:
- Небо, полное ангелов.
- У вас особенная девочка. Прямо ангел, - сказал доктор Зоиной маме, глядя в глаза, словно пытаясь добраться до самого дна души.
- Я знаю, - нежно сказала в ответ Зоина мама.
Зоя еще лежала в больнице и не знала, что дома происходят нешуточные словесные баталии.
- Зою будем крестить сразу, как только выйдет из больницы, - заявила мама.
А отец ругался в ответ, оскорблял, неистовствовал, угрожал, швырял в стену предметы.
Мама раньше уже делала такие попытки. А потом сдавалась под напором отца. Теперь она решила идти до конца.
В конце концов, отец сказал:
- Делай что хочешь. Отстань от меня.
Крещение состоялось в ближайшее после дня выписки воскресенье. Дядя Паша, тот самый бригадир строителей, что вытаскивали Зою, приехал рано утром. Забрал маму с Зоей, по дороге забрал еще тетю Нину, мамину сестру. И все вместе поехали в село к бабушке, где был храм, действующий и в советское время.
Зоя еще плохо ходила, и дядя Паша внес ее в храм на руках. Она смотрела во все глаза на стены, где были большие иконы, а одна икона заставила сердечко биться быстрее. Там Ангел подносил белый цветок очень красивой женщине в синем платье.
После службы седой батюшка крестил маленькую Зою. Дядя Паша и тётя Нина стали ее крестными родителями. Больше всех радовалась бабушка. Она не скрывала счастливых слез. А потом и мама расплакалась. Так и стояли они, держась друг за друга и смущенно, трепетно глядя на все, что делает батюшка.
А Зоя радовалась, конечно, разглядывая крестик на своей груди. Но в этой радости не было ничего удивительного. Просто Крещение. Просто так надо. Нормальный ход вещей, как утро, как весна, как мама и папа, как школа в будущем году. Как любовь.
- Мамочка, а папа совсем не верит в ангелов? - спросила сонная Зоя по дороге домой.
- Не верит, - грустно подтвердила мама.
- Поверит, - сказала Зоя. - Как не поверить? Их же целое небо.
Слава Богу за все!
ПОДАТЬ ЗАПИСКИ на молитву в храме Покрова Пресвятой Богородицы Крым, с. Рыбачье на ежедневные молебны с акафистами и Божественную Литургию ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ
священник Игорь Сильченков.