Найти тему
Археология+

«ЯМНИКИ» – ДРЕВНЕЙШИЕ ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ

(С) Богачев А.В. 2010

Наше видео о происхождении индоевропейских народов всегда в числе наиболее просматриваемых и на Ютубе и в Дзене. Читатели периодически обращается к моим статьям об ариях (брахманы, кшатрии, спиралевидный орнамент). И я продолжаю свой рассказ о материальной и духовной культуре древнейших индоевропейцев, каковыми, вне всякого сомнения, были и племена ямной культуры (культурно-исторической общности). С материалами ямной культуры я вплотную столкнулся, когда на первом курсе истфака СамГУ (тогда – КуГУ), писал курсовую работу о погребальном обряде племен ямной культуры. Именно тогда я каждый день в читальном зале Областной библиотеки штудировал известную монографию Николая Яковлевича Мерперта «Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья». Потом периодически приходилось принимать участие в раскопках курганов эпохи ранней бронзы. Кстати, в качестве превью к этой статье использовано мое фото, на котором Виталий Кондрашин (тогда – школьник, а теперь известный археолог, к.и.н.) расчищает погребение ямной культуры курганного могильника, исследованного близ с. Гвардейцы Борского района Самарской области. Что же сегодня известно о «ямниках» Самарского Поволжья?

-2

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА (общность) – яркое этно-культурное образование раннего бронзового века. Название культуры, предложенное В.А. Городцовым, достаточно условное и восходит к основному признаку погребального обряда – захоронение в простых (без дополнительных конструкций) ямах. Дата ямной культуры – последняя треть IV - первая половина III тыс. н.э. Существует мнение, что на территорию Самарского Поволжья ямные племена продвинулись из более южных степных районов, постепенно осваивая южную часть лесостепной зоны Волго-Уральского междуречья. Время их появления определяется рубежом IV-III тыс. до н.э. Памятники ямной культуры в регионе исследовались И.Б. Васильевым, П.Ф.Кузнецовым, М.А. Турецким и др. Самые первые курганы в Среднем Поволжье были возведены ямными племенами. Размеры некоторых из них удивляют даже опытных археологов-полевиков. Например, курган 1 Утевского I курганного могильника при диаметре 110 м был 3,5 м в высоту.

Помимо могильника у с. Утевка в Самарской области, курганы ямной культуры исследованы у сел Покровка, Кашпир, Абашево, Владимировка, Красноармейское, Лопатино, Кутулук и большинство из них не были большими. Большие курганы отличались богатством положенного в погребения инвентаря. Самыми дорогими в то время были вещи (орудия труда, оружие) из металла. Медные ножи, шилья, тесла, топоры, стамески были найдены в погребениях Утевского, Владимировского, Покровского, Кашпирского могильников. Уникальный металлический меч-скипетр был найден в ямном погребении у с. Кутулук. Не исключено, что некоторые погребения с металлом принадлежат кузнецам-литейщикам, которые были представителями племени, членов которого хоронили на родовом или племенном кладбище. Возможно, появление в Волго-Уралье металлопроизводства в столь развитом виде связано с переселением из западных районов кланов металлургов-литейщиков с развитыми традициями и структурой производства. Как правило, курганные насыпи в то время сооружались над одним единственным захоронением (в отличие, скажем, от курганов более поздних эпох, где под курганом могло находиться три-пять, а то и несколько десятков захоронений). Если попытаться реконструировать обряд захоронения древнеямных племен, то его последовательность была примерно такой. Сначала выбиралось место для захоронения – не «на виду» в открытой степи (как это нередко делали племена, жившие в более позднее время), а около реки на первой надпойменной террасе. Затем выкапывалась яма подпрямоугольной в плане формы глубиной до метра. Иногда дно могилы выстилалось берестой. Покойника укладывали на спину, подгибая ноги коленями вверх (с течением времени кости ног заваливались вправо, влево или распадались в разные стороны в виде ромба).
Далее отдельные части тела или все тело посыпали красной минеральной краской – охрой. Вероятно, в обрядовой процедуре она считалась символом очищения. Следы огня (зола, угли), иногда фиксируемые археологами, также возможно обозначали нечто сакральное. Нужно отметить, что для людей той эпохи было очень важным расположение тела умершего относительно сторон света. «Ямники» укладывали своих покойников головой на восток или на северо-восток. И, наконец, последним и самым трудозатратным моментом погребального обряда являлось возведение над могилой курганной насыпи: большой для вождей и небольшой для рядовых общинников. Наверняка после этого были и какие-то другие обрядовые церемонии – поминки, ристания, но они, увы, не прослеживаются археологическими методами. Помимо изделий из бронзы в погребениях ямной культуры встречается керамика. Это вылепленные вручную, плохо обожженые круглодонные сосуды, богато украшенные оттисками веревочки или мелкозубчатого штампа. Изредка встречаются изделия из кремня (наконечники стрел, скребла).

По сравнению с последующими эпохами погребальный инвентарь большинства ямных погребений был достаточно не богатым. «Ямники» были классическими кочевниками и вели подвижный образ жизни. Именно это обстоятельство не позволило археологам зафиксировать в Самарском Поволжье хоть какие-то поселения древнейших скотоводов. Не найдены на территории Самарской области и остатки колесного транспорта. Тем не менее, повозки явились одной из новых ярких примет той эпохи. На сегодняшний день в различных культурах раннего бронзового века Восточной Европы найдено около двухсот погребений с повозками. Ближайшие находки такого рода исследованы в Западном Оренбуржье у с.Шумаево. Памятники ямной культуры Самарской области являются составной частью древнеямной культурно-исторической области. В свое время ее выделение было обосновано Н.Я. Мерпертом. По его мнению, это была древнейшая из гигантских общностей, составляющих специфику исторического развития каспийско-черноморских степей в бронзовом и раннем железном веках. В III тыс. до н.э. она распространилась от Южного Приуралья до Днестра, от Самарской Луки и Среднего Поднепровья до Астраханщины, Предкавказья, Крыма и Северо-Западного Причерноморья. Причем, согласно наблюдениям исследователя, именно Волго-Уралье было коренной, исходной территорией древнейших степных скотоводческих групп. По мнению самарских археологов И.Б. Васильева, П.Ф. Кузнецова, М.Ф. Турецкого, именно ямные племена явились основой формирования в Поволжье новой культурно-исторической общности – полтавкинской, которая в регионе хронологически «открывает» эпоху среднего бронзового века.

-6

Литература: Васильев И.Б., Кузнецов П.Ф., Турецкий М.А. Ямная и полтавкинская культуры // История Самарского края с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Самара, 2000; Турецкий М.А. Ранний бронзовый век // Древние культуры и этносы Самарского Поволжья. Самара, 2007.