На территории Римской империи в разгар кризиса III века н.э. возникает Галльская империя (260–274 гг.). Империя эта, своего рода “осколок” настоящей Римской империи, сохранила все римские традиции. Она включила в себя по сути одну треть Римской империи. И во главе её стоял Марк Кассианий Латиний Постум — первый император.
Это причудливое государственное образование не столь известно потомкам. Секрет тому прост - империя просуществовала не так уж и долго - от восстания Постума против Галлиена в 260 году нашей эры до капитуляции последнего галльского императора Тетрика I римскому императору Аврелиану в 274 году нашей эры. И все же её возникновение и роль Постума в этом – один из примечательных эпизодов истории агонизирующей Римской империи.
В 260 году общая ситуация в Римской империи не отличалась стабильностью: император Валериан I, отец и соправитель императора Галлиена, был взят в плен сасанидским царем Шапуром I. Плененный римский император после издевательств в итоге был зверски убит. Эта новость потрясла Римскую империю. В последующие месяцы положение его наследника Галлиена стало очень тяжелым, поскольку ему пришлось столкнуться с восстаниями в нескольких частях империи.
Поскольку внутреннее положение дел в Риме оказалось более чем нестабильным, варвары, почувствовав возможность, хлынули через северные границы империи. Франки вошли в Галлию, опустошив территории современной Нижней Германии и Бельгии. Некоторые группы франкских воинов продвинулись до Испании, где разрушили Таррагону. Древнегерманское племя алеманов прорвалось на территории современной Верхней Германии и Реции, захватили Агри Декуматы, разграбили город Авентикум и продолжили свои разрушительные вылазки вглубь Галлии.
Да и сама территория современной Италии подверглась их нападениям, поскольку Галлиен отвел большую часть войск для борьбы с восставшим узурпатором Ингенуем на Дунае. После победы над Ингенуем Галлиен вернулся в Италию и только тогда смог разбить германских захватчиков недалеко от Милана в середине лета 260 г. н. э. Но установленный мир был недолгим, поскольку новое восстание на Дунае под предводительством Регалиана и сарматские вторжения 260 г. вынужденно обнажили северную границу империи. Более того, Галлиену пришлось столкнуться с восстанием узурпаторов Макриана и Квиета в Египте, в результате которого эта значимая провинция вышла из-под контроля императора.
Поэтому неудивительно, что Галлиен не смог предпринять быстрые и эффективные военные действия, когда — вероятно, летом 260 г. — другой узурпатор, римский полководец Марк Кассиан Латиний Постум, восстал на рейнской границе.
Сохранилось упоминание, что Постум родился в неком Деусоне , который, возможно, следует отождествлять с Диссеном в сегодняшнем Северном Брабанте (в Нидерландах), и, следовательно, в земле нервиев. Точное положение Постума в момент восстания неизвестно, но из контекста ясно, что он там командовал войсками. Непосредственной причиной его восстания, по-видимому, была ссора из-за трофеев, полученных после победы варварского отряда, уничтоженного Постумом и его солдатами.
Постум распределял добытые трофеи между своими людьми, префект претория Сильван приказал ему передать добычу себе и цезарю Салонину, сыну Галлиена. Салонина отец оставил в качестве своего представителя в Колонии Агриппины (ныне Кельн) под опекой Сильвана. По некоторым данным Сильван якобы планировал эти трофеи вернуть первоначальным владельцам – ограбленным варварами.
В итоге войска Постума восстали и провозгласили своего полководца императором. В некоторой степни Постум видимо невольно стал узурпатором, так как видимо в отличии от своей армии сам полководец был склонен передать трофеи Сильвану. Тем не менее, очевидно определившийся со своей ролью, вскоре он с войском выступил против города и осадил Колонию Агриппины. В момент осады Салонина провозгласили римским императором, видимо рассчитывая на эффект и возможное умиротворение Постума. Но это не помогло. В итоге гарнизон, охранявший город, был вынужден выдать и Салонина и Силвана. Оба были казнены.
***
Территория, контролируемая Постумом после его восстания в 260 году нашей эры, включала земли Нижней и Верхней Германии, а также Реции (западная дунайская провинция Рима) и всей Галлии (за исключением южных земель - Лугдуненской и, возможно, также Нарбонской Галлии). С 261 года нашей эры в эту новообразованную Галльскую империю также вошли территории современной Британии и Испании. Интересно, что ни провозглашённый галльским императором Постум, ни его преемники не предприняли позже никаких попыток расширить Галльскую империю дальше на юг или восток.
Согласно имеющимся литературным источникам, первый галльский император Постум правил в целом успешно. Они восхваляют его за военные успехи в борьбе с германскими захватчиками, приписывая ему тем самым восстановление жизни на подвластных территориях, находившихся недавно на грани краха, когда они еще считались римскими провинциями. То, что Постум вел тяжелые бои против германских племен, также подтверждается его чеканкой монеты и тем фактом, что он принял - до 10 декабря 261 г. н.э. - титул Germanicus maximus.
В 265 году н.э. римский император Галлиен попытался сокрушить узурпатора, из-за которого он потерял сына. Но дважды ему это не удалось. В первый раз беглый Постум был обязан своей жизнью только неосторожности командира кавалерии Галлиена Ауреола. Во второй раз уже сам император Галлиен, осаждавший галльский город, в котором находился Постум, был ранен стрелой и вынужден был снять осаду штурм. Похоже, что после этого Галлиен не предпринимал других серьезных попыток преодолеть эту узурпацию, сосредоточив свое внимание на политических и военных проблемах в восточной части Римской империи.
Галлиен мог позволить себе это сделать, поскольку Постум вообще не предпринял никаких действий для похода на Рим. Таким образом, с самого начала своей узурпации Постум ясно дал понять Галлиену, что у него нет намерений претендовать на Рим, что его мысли были связанны только с Галлией. Любопытно что в 268 году н.э. выше упомянутый Ауреол, командир кавалерии Галлиена, дислоцированной в Милане, после того, как ему удалось вернуть Рецию в состав Римской империи, сам поднял восстание и объявил себя на стороне Постума, но последний не поддержал Ауреола и не принял приглашение того вторгнуться в территории Италии, в конце концов бросил Ауреола на произвол судьбы.
Но с другой стороны, Постум, как и его преемники, избегал в своей пропаганде всякого намека на своего правление империи в некотором подчинении Риму. Сам он четко придерживался практик римских императоров, недвусмысленно подчеркивая универсальность своего правления, принимая все традиционные титулы римских императоров, в том числе титулы великого понтифика и отца отечества. В своей Галльской империи Постум провозглашал сенаторов и назначал собственных консулов.
К сожалению, письменные источники о времени правления Постума немногочисленны, ввиду этого историки сосредоточиться в первую очередь на монетах. Его монеты демонстрируют те же претензии на универсальность. К концу 265 г. они возвещали о победе Постума, отмечали его пятидесятилетия. Во время правления Постума чеканились несколько выпусков. Монеты из первого выпуска интересны тем, что на них Постум использует обратную сторону, чтобы идентифицировать себя как императора. Монета заявляет о победе над ютингами и франками. На другой монете изображен речной бог Рейн. Это говорит о том, что Постум предотвратил опасность с противоположной стороны Рейна.
Во втором выпуске в основном много монет с Геркулесом на реверсе. Геркулес — наиболее распространенный со всех сторон монет Постума. Это указывает на то, что Постум Геркулес определил для себя приоритетного бога. Но в то время как чеканка Постума в 267–268 годах свидетельствовала о мире и процветании, принесенные в его правление рукой императора, внезапное ухудшение качество чеканки его в 268 году н.э. показывает, что Постум сталкивался со все большими и большими трудностями.
Весьма вероятно, что неоднократный отказ Постума идти на Рим раздражал многих его солдат, поскольку только признание им единоличного правителя Римской империи в глазах многих его приспешников узаконивала восстание 260 г. н.э. и обеспечивало узурпатору и его войскам достойное вознаграждение за поддержку. Таким образом, обесценивание монеты в 268-м году, вероятно, было вызвано необходимостью Постума купить лояльность своих людей, что вынудило его чеканить монету сверх возможностей, которые могла обеспечить территория, находившаяся под его контролем. Тем не менее, в конце 268 г. н. э. галльский император смог отпраздновать начало своего десятого года правления, а также вступление в пятое консульство 1 января 269 г.
Но эти торжества были прерваны в начале 269 г. н. э. восстанием Ульпия Корнелия Лелиана в Могунциаке (ныне город Майнц). Не существует прямых письменных или эпиграфических свидетельств должности, которую Лелиан занимал во время случившегося восстания против Постума, но наиболее вероятно, что он занимал должность в Верхней Германии либо в качестве легата (legatus legionis XXII Primigenie), либо наместника Верхней Германии. Лелиан тоже был провозглашен императором.
Восстание Лелиана можно объяснить только растущим недовольством войск Рейнской армии своим главнокомандующим и императором Постумом. Насколько глубока эта напряженность стала очевидной после успешных действий против императора-узурпатора: едва Постум взял Могунтиак и положил конец восстанию Лелиана, как он был убит собственными войсками за отказ разграбить город.
Победа обратилась в финал первого императора Галльской империи. На его место войска возвысили до пурпура простого солдата Марка Аврелия Мариуса, вскоре после этого убитого и замененного Марком Пиавонием Викторином.
Период существования Галльской империи очень интересен по ряду причинам. Это была самая продолжительная и успешная узурпация власти в период существования Римской империи. И сама себе самопровозглашенная республика характеризовало тревожный период существования Римской империи как и в целом хрупкость природы империй. Фигура самого Постума несмотря на скудность источников не может не вызывать размышлений о нем.
Кем он был и какие цели преследовал? Баловень судьбы или её жертва? Нерешительный император, старающийся удержать власть и обуздать окружение сиюминутными решениями или осторожный прагматик, имевший свои виды на собственную империю, подобную Восточной Римской империи, но однажды упустивший фортуну? Как и многие узурпаторы Марк Кассианий Латиний Постум скорее всего останется одной из неразгаданных до конца личностей столь мало известной ввиду своего краткого существования Галльской империи.