Почему в начале прошлого века Богородское считалось театральной столицей дачной Москвы? Об этом помогла узнать москвовед Татьяна Бирюкова, которая изучает историю Москвы по старым газетам и архивным документам.
Торговал квасом и построил театр
В апреле 1902 года, на театральных тумбах по всей Москве появились афиши, сообщавшие, что 9 мая четырехактной комедией «Борцы» и одноактным водевилем «Сама себя раба бьет, коль не чисто жнёт» начинает летний сезон Новый театр в Богородском. 11 мая давали драму «Бракоразводный процесс», 12 мая – пьесу «Генеральша Матрёна».
- Новым было только здание театра, его построил напротив станции конно-железных Александр Осипович Медведский, купец, успешно торговавший квасом. – А труппа играла знакомая - Товарищества драматических артистов, которую на лето собирал и обеспечивал работой антрепренер Роман Романович Вейхель.
Оркестр в Театральном проезде
В предыдущие годы Товарищество играло в Старом театре - это был деревянный сарай в саду владелицы одной из дач - Александры Захаровны Ивкиной. Ее дом стоял на окраине села Богородского, на старых картах хорошо видно расположение театра: угол Ланинского и Леонтьевского переулков. Площадь и проезд поблизости назывались Театральными, а переулок – Ивковым.
Свой сад владелица театра открывала для посещения в 12 часов дня. После шести вечера в саду начинал играть оркестр. Спектакли шли два раза в неделю, по четвергам и воскресеньям, начинались в половине девятого вечера и шли до 11, половины 12.
После четырех репетиций
По нынешним меркам качество игры и театральное мастерство были не всегда на уровне: актеры порой безбожно переигрывали, могли забыть роль, упасть, вообще не явиться на спектакль. Стремясь не наскучить публике, режиссеры выпускали спектакли недоработанными, сырыми, через четыре-пять репетиций.
Однако видела богородская сцена и больших артистов.
- Летом 1896 года в спектаклях театра Ивковой блистал в амплуа героя-любовника знаменитый Рощин-Инсаров, это псевдоним Николая Петровича Пашенного, отца народной артистки СССР Веры Пашенной.
«Режиссирует господин Пельтцер»
А в апреле 1906 года в московских газетах появилось сообщение о том, что театр в Богородском сняли на летний сезон артисты театра Корша (ныне – театр Наций на Петровке). После фамилий актёров отдельной строкой значилось «Режиссирует господин Пельтцер».
- Да-да, это актер и режиссер Иван Романович (вообще-то – Иоганн Робертович) Пельтцер, отец будущей знаменитой бабушки Советского Союза Татьяны Пельтцер.
Он был учеником Михаила Провича Садовского, в 1900-х годах играл и ставил спектакли в Театре Корша.
Кстати, с Богородским Иван Романович был знаком не понаслышке. Он родился неподалеку – в деревне Каблуково Ивановской волости Богородского уезда (впоследствии – Щелковский район). Суконная фабрика, которая работала в Каблукове, принадлежала его деду - тот приехал в Россию в начале XIX века с семьей из Австрии и основал русскую ветвь Пельтцеров.
Свет на сцену
В Богородском театре случались и накладки.
Так, театр Корша славился страстью к техническим новшествам. Когда во всей Москве актеры играли при газовом освещении, у Корша уже было электричество. Иван Пельтцер хотел устроить современное освещение и в Богородском. Но столкнулся с недобросовестным подрядчиком.
В 1906 году в Преображенском судебном участке слушалось дело об иске Пельтцера к господину Трофимову, который взял на себя обязанности по освещению сада и световому оформлению сцены, но выполнял их с нарушениями, сорвал несколько спектаклей.
Камо грядеши?
Пельтцер, замечательный комедийный актер, начал сниматься в кино еще в 1916 году. В советское время сыграл в фильмах "Белеет парус одинокий", "Медведь", "Большая жизнь", "Она защищает Родину", "Васёк Трубачёв и его товарищи». В 1925 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Иван Робертович был единственным театральным учителем своей дочери - Татьяна Ивановна никаких актерских школ не заканчивала. В 1906-м году, когда отец работал в Богородском, ей было всего два года. Семья жила в центре Москвы, детей в Богородское, если и привозили, то лишь погулять, подышать свежим воздухом.
Но через шесть лет, гимназисткой первого класса, Таня вышла на сцену именно в спектакле отца. В сезоне 1913 -1914 года в Екатеринограде, на гастролях в Кабардино--Балкарии, Иван Пельтцер поставил "Камо грядеше" Сенкевича, Татьяна играла мальчика Авдия. «Помню только, что на мне был хитон, и я испытала полное счастье", - вспоминала Татьяна Ивановна.
Когда занавес опустился, отец объяснил ей, что, если бы она не так радовалась, сыграла бы лучше.