С американскими космическими челноками системы "Спейс Шаттл" дважды происходили катастрофы. И оба раза из-за проблем со льдом.
"Челенджер" (28 января 1986 г.)
Космоплан Challenger разрушился на взлёте из-за того, что перед стартом была холодная погода и замёрзли уплотнители в ракетных ускорителях. Как известно, вода при замерзании расширяется. Поэтому попавшая в щели уплотнителей вода сделала их не такими уж "плотными" – лёд нарушил герметичность стыков. На старте сквозь щели проник огонь, от которого загорелось и взорвалось горючее в топливном баке.
"Колумбия" (1 февраля 2003 г.)
При взлёте челнока Columbia от поверхности топливного бака что-то оторвалось – то ли кусок льда, то ли фрагмент теплоизолирующей пены, которой покрывают поверхность бака, чтобы уменьшить обледенение. Упавший кусок ударил по теплозащитному покрытию на крыле шаттла и повредил его. При вхождении в земную атмосферу и интенсивном перегреве, из-за бреши в теплозащите, корабль Columbia разрушился.
В обоих случаях роковую роль сыграл мороз и обледенение.
Неосторожное обращение с огнём натворило много бед – это все знают. А то, что неаккуратные действия со льдом могут привести к катастрофе, обычно об этом редко задумываются. Даже в NASA, где принято очень внимательно относиться к мелочам.
Нам в России попроще – наши инженеры с детства взаимодействуют с морозом и хорошо знаеют его "повадки". При осторожном обращении с ним, "диверсант Мороз" не так опасен.