(отрывок документального исследования по истории Полоцкого Высшего Пиарского училища, автор-составитель Г.Н. Синицкий, прозаик Союза писателей России, член Союза краеведов России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств)
Публикуется в современной орфографии с сохранением стилистики, пунктуации и языка приводимых ниже документов. По материалам РГИА. Ф.733 Оп.21 Д.28
Отношение Попечителя Санкт-Петербургского учебного округа Константина Матвеевича Бороздина Министру Народного Просвещения Александру Семёновичу Шишкову
№ 7462 Секретно
21 декабря 1826 г.
Министерство Народнаго Просвещения
Санкт-Петербургский учебный округ Господину Министру Народнаго
От Просвещения
Попечителя
********************
В Ст-Петербург
«20» декабря, 1826
№ 382
Сейчас получил я по почте три донесения от 11-го сего Декабря от Визитатора Белорусских училищ Профессора Сенковскаго. 1-е) за № 161, о новых пасквильных стихах, открытых в Полоцке и которых сочинителем оказался ученик тамошняго Пиарскаго училища Осип Добошинский. 2-е) за № 162, заключающее копию с переписки Г-на Сенковскаго с Витебским Гражданским Губернатором, по вышеозначенному предмету и 3-е) за № 163, об обществе Содалистов существовавшим, между учениками Полоцкаго Пиарскаго училища.
Представляя все сии бумаги в подлинниках на усмотрение Вашего Превосходительства; имею честь донести, что Г-н Сенковский вчерашний день вечеру прибыл в Санктпетербург, а сего дня уведомляя меня о своей болезни, доставил ко мне в подлинниках отношение к нему Витебскаго Гражданскаго Губернатора от 14-го Декабря за № 383, извещающаго его, что он Г-н Гражданский Губернатор предписал прислать немедленно сказаннаго ученика Добошинскаго под арестом в Витебск, для содержания на Гауптвахте. Последнее сие отношение также честь имею при сем приложить.
Попечитель Константин Бороздин
Отношение Визитатора Белорусских Училищ Осипа Ивановича Сенковского Министру Народного Просвещения Александру Семёновичу Шишкову
Министерство Народнаго Просвещения Секретно
Департамент Народнаго Просвещения
С. Петербургский Учебный Округ
от
Визитатора Белорусских Училищ
в Витебске
«11» Декабря, 1826 года
№ 160 Господину Попечителю
о новых пасквильных стихах, С.Петербургскаго Учебнаго Округа
появившихся в Полоцке
Новое и совершенно неожиданное произшествие по Полоцкому Пиарскому Училищу Заставляет меня войти[войти] вновь с представлением к Вашему Превосходительству и просить вашего разрешения.
После отправления последнего донесения моего к Вашему Превосходительству, дошло частно до моего сведения, что в Полоцком Пиарском училище обнаруживаются новые какие-то безпорядки; почему я счел нужным в тоже день отправиться в Полоцк, как для окончания некоторых дел по тамошним учебным заведениям, так и для того, чтоб лично удостовериться в истине сих слухов. Прибыв на место очень поздно 5 числа сего месяца, я старался разведать без огласки о поступках учеников; но все казалось тихо и исправно. На другой день, заступающий место Полоцкаго предводителя дворянства Хорунжий Клепацкий, полоцкий уездный Казначей, уездный стрябчий, некоторые другие гражданские чиновники и новый Префект пиарскаго училища Ксендз Шумбарский, явясь ко мне представили, при официальном донесении за подписанием означеннаго Префекта, новые пасквильные стихи, приклеенные к воротам находящагося в Полоцке трактира, и найденные сестрою хозяйки онаго, вскоре после отъезда моего из Полоцка 28 минувшаго ноября. Все они убедительно просили меня изследовать: откуда происходят сии гнусныя сочинения, полагая непременно, что виновными в том окажутся чиновники полоцкаго Казеннаго училища, так как Пиаристы, для оправдания себя пред публикою, распространили клеветные слухи, буд то бы чиновники сии, сами под именем пиарских учеников, сочиняли стихи неблагонамереннаго содержания и раздавали их ученикам, единственно для того, чтоб иметь повод к доносу на Пиаристов и содержимое ими училище: настоятель же пиар Монастыря Кс. Бартошевич осмелился даже сказать тоже самое в письме своем к Г. Ректору С.П.бургскаго Университета, и, без всяких доказательств, наводит подозрение в том на смотрителя тамошняго уезднаго училища Титулярного Советника Дорошкевича.
С перваго взгляда увидев в сем пасквиле его имя, я не хотел даже обращать на оный внимание, тем более, стихи сии представляли нелепую смесь прежде известной пасквильной мазурки, сочиненной студентами Виленскаго Университета с стихами полоцкаго ученика Расселия и песнею, которой музыка взята за тему сей мазурки. Но вскоре заметил я, что к словам сих 3-х стихотворений сделаны разныя прибавления, в числе коих нашлись преступныя выражения: «Товарищи! да истребим Императорскую фамилию; пусть будет свобода ученикам!» - я стал тогда внимательнее разсматривать сей пасквиль, и узнал знакомую мне руку: письмо его показалось мне чрезвычайно сходно с почерком одного пиарских учеников, по имени Осипа Добошинскаго, котораго бумаги я имел в руках своих во время перваго моего следствия в Полоцке, и удержал тогда у себя некоторыя статьи, писанныя его рукою. Подозрение мое показалось справедливым: я приказал позвать означеннаго Добошинскаго в квартиру Префекта Шумборскаго, показал ему пасквиль и спросил его: что служило ему поводом к сочинению подобных стихов? Сначала он отрекся от своей руки; но потом, в присутствии настоятеля или ректора пиарскаго монастыря Бартошевича, Префекта Шумборскаго и Смотрителя Дорошкевича, добровольно сознался, что сии пасквильные стихи он сам написал и приклеил к воротам трактира. Невзирая на мои убеждения, Добошинский отвечал всегда с твердостью, что в сем непозволительном поступке никого не имел он соучастником.
Открыв таким образом виновнаго, я предписал Префекту училища содержать его в монастыре под присмотром, до разрешения Вашего Превосходительства. Подлинный пасквиль и копию с онаго в русском переводе честь имею представить при сем на ваше благоусмотрение.
Осип Добошинский есть молодой человек, имеющий лет 17 от роду, родителей из дворян, весьма беднаго состояния. Мать его живет в самом Полоцке. Способности имеет он ограниченныя, понятие довольно тупое, прилежание к наукам изрядное: в нынешнем году он переведен в 3-й класс Высшаго училища. В прошлом учебном годе, сей молодой человек занимался, также как и многие другие пиарские ученики, перепискою разных стихов неблагонамереннаго или развратнаго содержания: экземпляр известной виленской мазурки, перехваченный Дорошкевичем и доставленный в С.П. бург витебским Директором училищ Полянским, был писан рукою его же Добошинскаго. Меня удивила замечательная решительность его, показывающая, что, сочиняя сей новый пасквиль, он знал всю важность своего преступления. За несколько дней до моего приезда в Полоцк, мать сего юноши посылала его отдать письмо на почту в С.Петербург; но он отвечал ей спокойно, что письма на почту отдавать не нужно, ибо он сам будет вскоре отдан в солдаты, и тогда возмет оные с собою в столицу. Мать и сестры непонимая сих страшных речей его, требовали от него объяснения; но неполучили никакого.
При сем случае, по долгу совести и верноподданнической присяги, я вменяю себе в обязанность объяснить откровенно Вашему Превосходительству обстоятельства, служившие поводом к сему гнусному действию Добошинскаго. По показаниям матери и старшей сестры его, равно как и по его собственным, следует заключить, что стихи сии он писал и приклеплял к воротам трактира без всякаго в том соучастия других его сотоварищей; но преступная мысль о покушении на августейшую фамилию заимствована, по моему мнению, из господствующаго доныне между пиарскими учениками духа, развращеннаго в прошлом году чтением и пением стихов возмутительных и противонравственных, худым примером некоторых из домашних надзирателей, вольнодумством и непокорностью многих из сказанных учеников, наконец совершенным недостатком надзора за их поступками, и умышленными послаблениями бывшаго префекта Лашкевича. Из представленных мною копий писем его, Ваше Превосходительство могли усмотреть ненадежный образ мыслей сего начальника столь важнаго учебнаго заведения. Сей образ мыслей есть общий не только ему, но прочим его сотоварищам. Питая в молодых белорусах патриотизм неприязненный России, пиаристы, как я имел честь изъяснить Вашему Превосходительству в последнем моем донесении, употребляют еще опасное средство веры, чтоб возбуждать в них отвращение от русских и от всего русскаго, которое легко может превращаться в ненависть к русскому правительству. Когда, с распоряжения Вашего Превосходительства, я производил первое следствие в Полоцке, монахи сии распространили слух в публике, будьто бы они и их ученики совершенно невинны; но Правительство ищет только предлога, чтоб отнять у них 28 т. рублей, получаемых ими из местнаго Казначейства, и церковь их с монастырем отдать грекороссийскому духовенству, по примеру того, что положено о бывших иезуитских кляшторах в Орше и Мстиславле, находящихся ныне во владении Доминиканов и Бернардинов. Ваше Превосходительство легко вообразите, сколь неприятное сделали впечатление и какие роптания возбудили в набожной, образованной иезуитами публике, подобные слухи, представляющие ей меры начальства клонящияся к водворению порядка в Училище, как притеснения, деламыя Правительством римско-католическому вероисповеданию. Сими изворотами Пиаристов, которые, в случае нужды, не щадят и клеветы, чтоб отклонить от себя вину (как сие оказалось по делу неосновательнаго доноса их на Дорошкевича), многие, весьма благоразумныя и почтенныя лица из здешних дворян будучи приведены в заблуждение, думают, что Правительство имеет намерение уничтожить в сей провинции римско-католическое вероисповедание, и жителей обратить к греко-российскому. Таким образом наставники сии, раздражая умы родителей и юношества, в котором они долженствовалиб преимущественно поселять приверженность и полное доверие к правительству, доводят учеников своих, зараженных притом противоправительственным духом пасквилизма, до сих дерзких и непозволительных поступков, чрез которые они обнаруживают ныне свое озлобление. Поступок молодаго Добошинскаго тем замечательнее, что, уезжая из Полоцка 28 минувшаго ноября, я старался успокоить мать его, которая для сына своего опасалась строгаго наказания зато, что в прошлом он списывал пасквили, появившиеся между его сотоварищами, и его самаго уверили, что сие будет ему прощено, с тем только, чтоб он прилежно занимался науками и впредь не списывал бы подобных стихотворений. Но едва я удалился из Полоцка, он тотчас сочинил новый пасквиль, и включил в оный такия выражения, которыя не моглиб и прийти ему в голову, если бы общество его соучеников, развращенное сочинениями неблагонамереннаго содержания, не было знакомо с преступными понятиями о цареубийствии. До какой степени пиарские воспитанники были доныне оставлены без надзора Ваше Превосходительство можете заключить из слов самаго Добошинскаго, который, негодуя на заведенный мною присмотр за их поведением вне классов, товарищей своих приглашает к ужасному покушению для того, чтоб возвратить им прежнюю свободу, т.е. возможность предаваться безнаказанно шалостям, буйствиям и разврату.
В таком состоянии Полоцкаго Высшаго Училища и духа его питомцев, нужно по моему мнению принять неотложныя меры к отвращению дальнейших безпорядков, которые со дня на день могут принять вид гораздо важнее и опаснее для общественной нравственности, могут зделать несчатными многих неопытных юношей, и горестью наполнить их семейства. С другой стороны на злословие столь легкомысленных и ненадежных наставников, каковы Пиаристы полагаться далее невозможно, тем более, что оно же зависит вполне от училищнаго начальства, и неподвержено той ответственности, которой подлежат действия светских учителей. Посему я полагаю необходимым и сообразным к настоящим обстоятельствам, полоцкое пиарское училище закрыть немедленно, и так как некоторые родители, узнав о безпорядках в оном обнаружившихся, уже вытребовали обратно детей своих из Полоцка, то находящихся на лицо учеников отпустить в родительские домы, с тем, чтобы в течении нынешняго учебнаго года они же поступили в другия учебныя заведения.
Представляя о всем том на благоусмотрение Вашего Превосходительства, приемлю смелость присовокупить еще некоторыя замечания мои о училищах, содержимых римскокатолическими духовными сословиями, и в особенности о Пиаристах. Главные недостатки сих училищ суть следующие: 1.) Римско-католическое вероисповедание, как известно, по существу своему не есть толерантское; но монахи, будучи наставниками юношества, усиливают в нем еще более неуместное отвращение от всего, что не есть римско-католическое. Сие обстоятельство есть слишком важное, особливо в Белоруссии, где присутствие двух вероисповеданий рождает между оными некоторое соперничество; внушаемая же в молодые умы ненависть к акатоликам есть преградою к тесному соединению двух народов. 2) так как учители и префекты избираются орденскими провинциалами, училищное начальство неможет никогда знать их способностей ни образа мыслей. 3) в назначение учителей орденския начальства весьма редко имеют ввиду пользу училища, но по большей части не обращают даже внимания на предметы, к которым преимущественно приуготовляли они себя в семинарии или в Университете: таким образом, по мере надобности, одно и тоже лицо (далее слово на латыни), т.е. из монашескаго послушания, занимает каждый под другую кафедру, и попеременно преподает физику, риторику, историю, ботанику, географию и так далее. 4) Учители исполняют обязанности своего звания обыкновенно с большим нерадением, так как учительския занятия они починают для себя за тягость, и стараются избавить себя от оных, или даже быть удаленными, теряя учительския места они не перестают быть ксендзами, пользуются тем же как и прежде содержанием, платьем и прочими выгодами; но приобретают уже то важное преимущество, что ничего не делают, и, занимаясь требами, могут иметь дохода гораздо более, чем скудное вознаграждение 80 или 100 руб. асс., получаемое ими за труды учительские. Таким образом училищное начальство никакой не имеет возможности поощрить награждением ни наказать оных учителей; ибо знаков отличия ни повышений они по их закону не принимают от светской власти, удаление же от места почитают для себя не наказанием, но благополучием. 5) Кроме классных занятий они обыкновенно бывают еще обремены разными обязанностями по духовному их званию, которыя не дозволяют им даже заниматься рачительно исполнением важной учительской должности. Притом корыстолюбие часто заставляет их самых большую часть времени посвящать хождению в требы, и даже удаляться на несколько дней из монастыря, ни мало не заботясь о пользе воспитанников. Прибыв в Мстиславль для осмотра училища, содержимаго там сословием ксендзов Бернардинов, я не нашел ни Префекта ни учителей: они все, оставив училище и учеников, уже 4-й день находились в отсутствии в 20 верстах от города, у одного из тамошних помещиков, в деревне коего происходило тогда годичное богомоление. 6) О всех таковых неисправностях, и вообще о безпорядках случающихся по училищам, содержимым духовными сословиями, училищное начальство не иначе может получить известие как случайно или по частным слухам; ибо префекты, избираемые из тех же сословий, имеют свой собственный интерес скрывать от начальства все недостатки и неправильности управляемых их орденами заведений, и строго были бы наказаны своими провинциалами, еслибы осмелились что либо невыгодное для чести ордена довести до сведения светской власти.
Что касается в особенности до Пиаристов, то, как известно, орден их был учрежден в Польше для ослабления влияния иезуитских училищ, и доколе Пиаристы имели сих могущественных соперников, сословие их, по соревнованию, отличалось многими учеными мужами и хорошими учителями. Но со временем первого уничтожения иезуитов и открытия светских училищ на место тех которыми они управляли, орден Пиаристов начал терять прежний свой блеск, и ныне пришел в совершенный упадок. По своему установлению, пиаристы неуподобляются прочим монашеским орденам, они суть нечто иное, как светские ксендзы в монашеском облачении; по чему соединяя в себе все недостатки польскаго белаго духовенства, они не имеют даже свойственных монахам добродетелей: покорности, строгаго наблюдения приличий святой монастырской жизни. В донесениях моих к Г. Ректору С. Петербургкаго Университета, от 28 сентября и 4 октября, изобразил я некоторыя обстоятельства, могущия служить тому пояснением. Его Высокопревосходительство Г. Попечитель Виленскаго учебнаго округа, в отношении своем ко мне от 28 минувшаго октября № 1191, на счет полоцких Пиаристов изъясняет, что «вообще нельзя иметь весьма выгоднаго мнения о том сословии наставников, в коем числились пиаристы Львович и Бродович, которые, невзирая на духовный свой сан, принадлежали к тайному обществу филаретов, известному по неприязненному расположению своему к Правительству; по каковому поводу они требованы были из Полоцка в следственную комиссию в Вильну, где и находились долгое время под арестом». В докладной записке 7 июня 1824 года Г. Министр Народнаго Просвещения всеподданнейше доводил до высочайшаго сведения о нарушении полоцкими пиаристами прав господствующаго вероисповедания. Наконец, представлением моим от 12 минувшаго ноября № 144, я имел честь доносить вашему Превосходительству, что недавно Виленский Университет вошел также к Высшему Начальству с жалобою на Пиаристов, содержащих с большим нерадением и неисправностью некоторыя училища и по тамошнему учебному округу. Хотя Виленский Университет, который с давнего времени употребляет все свое усилие, чтоб привесть в лучшее устройство заведения управляемыя духовенством, имея притом гораздо более средств в неусыпном над ними надзору, несколько училищ низшаго разряда оставляет в руках Пиаристов и других монашеских орденов; но сие обстоятельство имеет совершенно различныя причины, которыя к белорусским римско-католическим духовным училищам, а особливо к Полоцкому Пиарскому, применено никак быть не может. Виленский Университет духовным сословиям вверяет содержание училищ единственно из видов экономии, чувствуя все недостатки таковых заведений и стараясь исправить оные по возможности, он терпит в своем округе сии, хотя весьма посредственныя училища, потому только, что они не стоят казне никаких издержек, и что хотя небольшую приносят пользу, но приносят ее даром; - напротив того в нашем округе, мы платим ежегодно 28 т. рублей, чтоб иметь в Полоцке монашеское училище со всеми его недостатками, которые сверх того имеет то важное для сего края неудобство, что оно не может доставлять юношеству тех преимуществ и прав, кои присвоены светским училищам его разряда.
Визитатор Белорусских Училищ: Сенковский