Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Признаки научного исследования:
- обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
- процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;
- оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;
- ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т. д.) и лишь затем, после их всесторонней оценки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.
Понятие о методе, методологии
Метод (способ познания) – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой её форме.
Методы исследования подразделяются на эмпирические (эмпирический – дословно – воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические. Общенаучные методы исследования:
- Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и т. д.;
- Методы теоретического исследования: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический метод и т. д.;
- Методы, используемые как в эмпирическом, так и теоретическом исследовании: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и т. д.
Одна и та же операция может входить в разные действия. Такой подход не противоречит определению метода, которое дает энциклопедический словарь. Исходя из этого выделяют:
- Методы-операции (метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности);
- Методы-действия (метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи).
Теоретические методы:
- Методы – познавательные действия: диалектика; научные теории, проверенные практикой; доказательство; метод анализа систем знаний; дедуктивный (аксиоматический); индуктивно-дедуктивный; выявление и разрешение противоречий; постановка проблемы; построение гипотезы.
- Методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, воображение.
Эмпирические методы:
- Методы отслеживания объекта: обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта;
- Методы преобразования объекта: опытная работа, эксперимент;
- Методы исследования объекта во времени: ретроспектива, прогнозирование;
- Методы-операции: изучение литературы, документов и результатов деятельности (наблюдение, измерение, опрос (устный и письменный), экспертные оценки, тестирование).
В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:
- Всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
- Общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;
- Частные – для родственных наук;
- Специальные – для конкретной науки, области научного познания.
К числу важнейших гносеологических признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) относятся:
- Объективность – опосредствованность достоверным знанием;
- Общезначимость – всеобщий интерсубъективный характер научного метода;
- Воспроизводимость – инвариантность результатов для любого субъекта в любой сходной ситуации;
- Целесообразность – определенность, заданность принципов интеллектуального движения, осмысленность реализации как отдельных шагов, так и систем операций в целом;
- Необходимость – гарантированность результатов в отличие от ненаучной особенности случайного, непреднамеренного их достижения;
- Эффективность – запланированность социальной ассимиляции, внедрения, потребления результатов, что не свойственно ненаучному познанию, базирующемуся на ситуативном, индивидуально конституированном способе получения и применения результатов.
Методы научного познания
1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу, каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Информация, модель, структура, функция, система, элемент, оптимальность и др.
3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
4. Формальные и содержательные методы – отображение содержательного знания в знако-символическом виде, базируются на различие естественных и искусственных языков.
5. Гипотетико-дедуктивный метод. Его сущность заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которой в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах.
Гипотеза – снимает противоречия и позволяет предсказать получение новых фактов. При подтверждении она становится теорией.
Теория – высшая форма научного знания, совокупность обобщённых положений, образующих какую-либо науку или её раздел.
6. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования. Присуще той или иной науке.
7. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.