Найти тему
Филфак

Методы научных исследований

Оглавление

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Признаки научного исследования:

  • обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
  • процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;
  • оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;
  • ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т. д.) и лишь затем, после их всесторонней оценки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Понятие о методе, методологии

Метод (способ познания) – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой её форме.

Научные методы
Научные методы

Методы исследования подразделяются на эмпирические (эмпирический – дословно – воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические. Общенаучные методы исследования:

  • Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и т. д.;
  • Методы теоретического исследования: восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический метод и т. д.;
  • Методы, используемые как в эмпирическом, так и теоретическом исследовании: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и т. д.

Одна и та же операция может входить в разные действия. Такой подход не противоречит определению метода, которое дает энциклопедический словарь. Исходя из этого выделяют:

  • Методы-операции (метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности);
  • Методы-действия (метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи).

Теоретические методы:

  • Методы – познавательные действия: диалектика; научные теории, проверенные практикой; доказательство; метод анализа систем знаний; дедуктивный (аксиоматический); индуктивно-дедуктивный; выявление и разрешение противоречий; постановка проблемы; построение гипотезы.
  • Методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент, воображение.

Эмпирические методы:

  • Методы отслеживания объекта: обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта;
  • Методы преобразования объекта: опытная работа, эксперимент;
  • Методы исследования объекта во времени: ретроспектива, прогнозирование;
  • Методы-операции: изучение литературы, документов и результатов деятельности (наблюдение, измерение, опрос (устный и письменный), экспертные оценки, тестирование).

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

  • Всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
  • Общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;
  • Частные – для родственных наук;
  • Специальные – для конкретной науки, области научного познания.

К числу важнейших гносеологических признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) относятся:

  • Объективность – опосредствованность достоверным знанием;
  • Общезначимость – всеобщий интерсубъективный характер научного метода;
  • Воспроизводимость – инвариантность результатов для любого субъекта в любой сходной ситуации;
  • Целесообразность – определенность, заданность принципов интеллектуального движения, осмысленность реализации как отдельных шагов, так и систем операций в целом;
  • Необходимость – гарантированность результатов в отличие от ненаучной особенности случайного, непреднамеренного их достижения;
  • Эффективность – запланированность социальной ассимиляции, внедрения, потребления результатов, что не свойственно ненаучному познанию, базирующемуся на ситуативном, индивидуально конституированном способе получения и применения результатов.

Методы научного познания

1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу, каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Информация, модель, структура, функция, система, элемент, оптимальность и др.

3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

4. Формальные и содержательные методы – отображение содержательного знания в знако-символическом виде, базируются на различие естественных и искусственных языков.

5. Гипотетико-дедуктивный метод. Его сущность заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которой в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Гипотеза – снимает противоречия и позволяет предсказать получение новых фактов. При подтверждении она становится теорией.

Теория – высшая форма научного знания, совокупность обобщённых положений, образующих какую-либо науку или её раздел.

6. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования. Присуще той или иной науке.

7. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Наука
7 млн интересуются