Пару дней назад случайно наткнулся на статью канала «Девятый вал», где он называет картины Пабло Пикассо бездарной мазней. Половина прочитавших статью накинулась на него, что он ничего не понимает и платье короля является шедевром. А его картины до сих пор продаются за миллионы долларов… Вторая половина сказала: ну наконец-то кто-то решился сказать правду о Пикассо.
Я отношусь ко второй половине и вот почему:
1) Пабло окончил Академию художеств и у него есть хорошие картины в стиле реализма.
2) Однако не всякий художник рисует то, что он хочет. Типа Ван Гога. Большинство, особенно современных ориентируются на спрос. Так вот гениальность Пикассо вовсе не в его художественном таланте, он гениальный маркетолог. Он понял, что реализм не принесет ему известности и денег. Люди хотят видеть не то, что у них постоянно под носом, а нечто выпадающее из реальности. Это - во-первых. А во-вторых, никто кроме художников не кончал художественных академий и не мог оценить технику живописи – люди оценивали результат лишь по одному критерию «цепляет – не цепляет!». И, собственно, сейчас также оценивают. И как художник я его понимаю – мои лучшие картины почти все при мне. А деньги приносили как раз офисные картины, которые я писал за пару часов картина. Мог бы быстрее да краска сохла долго… Поэтому Пабло, ориентируясь на спрос не очень требовательной и умной публики, стал экспериментировать с формой и цветом, создавая свой «кубизм» и «сюрреализм». Его коллега, Сальвадор Дали, пошел немного другим путем – на мой взгляд более правильным. Дали писал несуществующее ровно также, как реальность. И это цепляет больше, чем кубизм Пабло.
3) Т.е., получается, что Пикассо просто раскрутил новый стиль живописи, сделав его модой. А по сути, просто выдавая грубо говоря детские рисунки за великие шедевры… В этом нет ничего странного и современные маркетологи точно также создают «певцов», «актеров», «танцоров» и «писателей»… Создают моду, а затем продают и наживаются на изделиях, поддерживающих эту выдуманную и часто дурную моду. Особенно, если внимательно посмотреть на костюмы наших «звезд» эстрады. Так и хочется воскликнуть, как в сказке: «А король-то голый!».
4) Собственно Пикассо и не отрицал то, что я о нем только что написал. Он говорил про себя: «Великие художники — Джотто, Тициан, Рембрандт, Гойя. Я всего лишь публичный артист, который понимает свое время и использует в своих интересах глупость, тщеславие и жадность современников». Другими словами, он сказал: я пишу для этой черни именно так, поскольку ничего другого она не понимает!))
ВЫВОД:
Пабло Пикассо нельзя назвать бездарным художником, но нельзя назвать и гениальным. Он писал на потребу невзыскательному зрителю, одевая на свои картины флер гениальности. Но за этим прозрачным покрывалом флера ничего не было – ни высокого художественного смысла, ни философской мысли. Он гордо нес на себе корону художника-новатора и невидимую королевскую мантию, потому что все вокруг кричали, что его мантия великолепна и никто не решался крикнуть, что «Король-то голый!», поскольку боялись оказаться изгоями – все считают его гениальным, так может я ошибаюсь, - думали они и молчали, вяло восторгаясь вместе со всеми!))
И кстати, я не против экспрессионизма и сюрреализма. Просто, когда я смотрю на подобные картины, то только одну из миллиона таких картин можно назвать картиной, за счет гармонии цвета и формы. Остальное мазня, которая существует только за счет маркетинга, опираясь на такие «столпы», как имя Пикассо!))
31.03.2024, #Виктор Венский
#рецензия на картины Пикассо #кубизм