Найти тему

Кооперативные и частные издательства Петрограда 1920-х годов: страницы истории.

Оглавление

В начале 1920-х книгоизданием занимались вновь возникшие, небольшие частные и кооперативные издательства различных научных обществ, литературных объединений, научно-просветительских организаций. Деятельность частных издательств активизировалась в период НЭПа: в начале 1923 года в городе существовало уже 73 частных издательства.

Особенно много частных издательств появилось в период с 1923 по 1926 год; пик пришелся на 1926 год, затем начался спад; к 1930 году количество частных издательств уменьшилось по сравнению с 1924 годом более чем вдвое.

Важно заметить следующее: частные издательства находились под контролем Госиздата; Госиздат давал официальное разрешение на организацию каждого вновь возникающего частного издательства.

К 1 июня 1923 года частные издательства составляли 30 процентов всех издательств (233 из 678); к январю 1924 года частные издательства составляли 39 процентов всех издательств (442 из 1127).

В последующие годы количество частно-издательских предприятий в общем числе издательств в Москве уменьшилось на 33 процента; в Ленинграде – на 38 процентов; а по всей России – на 30 процентов.

В выпуске книг (в названиях) доля частных издательств была такова: в 1922 году – 20 процентов; в 1923 году – 11 процентов; в 1924-1925 годах – не более 7 процентов. С 1924 по 1926 год удельный вес частно-предпринимательских издательств сократился в частном выпуске с 11,5 процентов до 7,1 процентов. Тем не менее, в 1927 году выпуск книг частными издательствами был довольно высоким: 7,2 процента. Но после постановления СНК РСФСР, отменившего порядок деятельности частных издательств, существовавший в годы НЭПа, выпуск книжной продукции частных издательств резко пошел на спад.

В Петрограде-Ленинграде книгоиздательское дело в рассматриваемый нами период времени развивалось следующим образом: в 1917 году в Петрограде существовало 137 частно-кооперативных издательств; в 1918 году – 102. В 1919-1920 годах деятельность частных издательств в Петрограде практически прекратилась, чтобы вновь возродиться в период НЭПа.

В 1922 году в Петрограде было 45 частных издательств. Среди них такие, как «Петрополис», «Законоведение», «Русское библиографическое общество», «Мысль», «Наука и школа», «Книга», «Светозар», «Кольцо поэтов», «Былое», «Техническое издательство», «Парфенон», «Театр и искусство», «Наука и школа», «Academia», «Мир знаний», «Время», «Полярная звезда», «Человек на земле».

Театр и искусство. № 52. 1913 год. Источник: http://sptl.spb.ru/elibrary/teatr-i-iskusstvo-1897-1918/
Театр и искусство. № 52. 1913 год. Источник: http://sptl.spb.ru/elibrary/teatr-i-iskusstvo-1897-1918/

В 1923 году число частных издательств в Петрограде возросло до 98. Среди вновь возникших издательств можно назвать такие, как «Атеней», «Аквилон», «Петроград», «Вольная философская ассоциация», «Издательское дело», «Логос», «Наука и техника», «Странствующий энтузиаст», «Книжник», «Кругозор», «Лира», «Маяк», «Крылья», Издательство Философского Товарищества при Петроградском университете.

Если руководствоваться официальной статистикой, то получается такая историческая картина: в 1924 году в Ленинграде существовало 61 частно-кооперативное книжное издательство; в 1925 году – 53; в 1926 году – 125. Таким образом, на 1926 год приходится пик развития частно-кооперативных издательств в Ленинграде. В дальнейшем происходило сокращение количества частных издательств; причем вплоть до начала 1930 годов лидерство по числу названий выпущенных книг, лидерство по тиражам сохраняла Москва. С чем это было связано? Прежде всего – с усиливавшимся значением деятельности Госиздата, а затем – ОГИЗа; с резким сокращением частных и кооперативных издательств в Ленинграде к началу 1930-х годов.

Но в начале 1920-х годов частные и частно-кооперативные издательства играли заметную и важную роль в интеллектуальной, культурной, научной жизни Петрограда. В организации и работе частно-кооперативных издательств были задействованы талантливые ученые-филологи, философы, историки и обществоведы, представители точных и естественных наук.

Петроград первой половины 1920-х годов оставался книжной и научной столицей России; разумеется, этот факт находил отражение в высоком интеллектуальном и содержательном уровне частно-кооперативных издательств города.

«Кооперативные издательства литераторов и ученых с полным правом можно было бы назвать хранителями и продолжателями лучших традиций отечественного книгоиздания. Их книги. Как правило, отличались высокой редакционной и полиграфической культурой. В создании книг принимали участие признанные мастера книжной графики: А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, С. В. Чехонин, Д. И. Митрохин. Деятельность издательств имела ярко выраженную культурно-просветительскую, гуманистическую направленность. Она была непосредственно связана с развитием литературного и научного процессов, способствовала расширению и обогащению отечественного книжного репертуара и оказывала стимулирующее влияние на развитие издательского дела в целом.» - Свиченская М. К., Кооперативное книгоиздание 1917-1930 годы: Основные этапы истории государственной политики // Книга: Исследования и материалы. М.: 1996. С. 102.

В статье блога «Забытые страницы русской литературы» речь пойдет о пяти издательствах – «Петроград»; «Научное книгоиздательство»; «Петрополис»; «Аквилон»; «Алконост».

«Научное книгоиздательство» - одно из первых кооперативных издательств, созданных в Петрограде.

Марка издательства «Научное книгоиздательство».
Марка издательства «Научное книгоиздательство».

Одним из первых кооперативных издательств, созданных в Петрограде, стало «Научное книгоиздательство». Оно было основано группой профессоров Петроградского университета в 1918 году. Адрес издательства на карте Петрограда – Литейный проспект, дом 25. Какова была цель создания такого издательства?

Литейный пр., дом 25. Источник: https://www.citywalls.ru/house5038.html
Литейный пр., дом 25. Источник: https://www.citywalls.ru/house5038.html

Знакомство читателей – прежде всего преподавателей и студентов Петроградского университета – с научными трудами русских и иностранных авторов в области точных, технических и естественных наук. Среди печатной продукции «Научного книгоиздательства» была интересная серия «Физическая библиотека», включающая несколько книг, связанных с историей научных открытий в области физики; впервые изданный в России «Атлас Луны» - с фотографиями лунной поверхности, выполненными в Парижской обсерватории; научный труд «Принцип относительности» А. Эйнштейна.

Сотрудниками издательства были талантливые ученые – преподаватели Петроградского университета; среди сотрудников издательства – физик О. Д. Хвольсон; академик А. А. Белопольский (областью его научных интересов была астрономия).

А. В. Васильев. Целое число. Исторический очерк с 24 портретами и рисунками в тексте, и отдельной таблицей. 1919 год. Источник: https://www.livelib.ru/book/1009827229-tseloe-chislo-aleksandr-vasilev
А. В. Васильев. Целое число. Исторический очерк с 24 портретами и рисунками в тексте, и отдельной таблицей. 1919 год. Источник: https://www.livelib.ru/book/1009827229-tseloe-chislo-aleksandr-vasilev
Ф. Ауэрбах. Царица мира и её тень. Энергия и энтропия. 1919 год. Источник: https://www.livelib.ru/book/1001046197-tsaritsa-mira-i-ee-ten-energiya-i-entropiya-f-auerbah
Ф. Ауэрбах. Царица мира и её тень. Энергия и энтропия. 1919 год. Источник: https://www.livelib.ru/book/1001046197-tsaritsa-mira-i-ee-ten-energiya-i-entropiya-f-auerbah
А. Эйнштейн. Принцип относительности. 1922 год. Источник: https://www.livelib.ru/book/1000677607-printsip-otnositelnosti-a-ejnshtejn
А. Эйнштейн. Принцип относительности. 1922 год. Источник: https://www.livelib.ru/book/1000677607-printsip-otnositelnosti-a-ejnshtejn

Частное издательство «Петроград».

Марка издательства «Петроград». Источник: https://bookslavica.livejournal.com/36116.html
Марка издательства «Петроград». Источник: https://bookslavica.livejournal.com/36116.html

Частное издательство «Петроград» также было организовано группой ученых. Дата создания издательства «Петроград» - 1922 год; адрес издательства – Литейный проспект, дом 51.

Литейный пр., дом 51. Источник: https://photo.gradpetra.net/views/78543.html
Литейный пр., дом 51. Источник: https://photo.gradpetra.net/views/78543.html

Издательство выпускало целый ряд научно-популярных серий книг для широкого круга образованных читателей – «Библиотека научных чудес», «Радио-библиотека», «Наука для всех».

Кроме того, издательство выпускало журнал «Анналы» - журнал Всеобщей истории; в издании журнала принимали участие профессора Е. В. Тарле, Н. И. Кареев; академик С. Ф. Ольденбург.

Журнал «Анналы». 1923 год. Источник: https://artforintrovert.ru/materials/tpost/o8d26l52s1-kak-shkola-annalov-izmenila-istoriyu?amp=true
Журнал «Анналы». 1923 год. Источник: https://artforintrovert.ru/materials/tpost/o8d26l52s1-kak-shkola-annalov-izmenila-istoriyu?amp=true

В издательстве выходил мемуарный сборник «Русское прошлое»; «литературно-художественный журнал «Аргонавты»; альманах «Петроград».

Свою деятельность издательство начинало с выпуска в свет справочника «Весь Петроград», а также серии календарей (своей тематикой и художественным оформлением календари были связаны с историей старинного Петербурга-Петербурга первой половины 19 века; в наши дни календари, выпущенные в свет издательством «Петроград», представляют собой библиографическую редкость).

Интересный факт: в ходе работы издательства в состав его редакции вошел круг профессиональных литераторов; был издан целый ряд произведений зарубежной литературы в качественных и точных переводах – например, произведения Г. Гауптмана, Г. Уэлса, Р. Тагора, Д. Лондона.

К сожалению, в 1926 году издательство «Петроград» прекратило свою работу.

Кооперативное издательство «Петрополис».

Марка издательства «Петрополис». Источник: https://collectionerus.ru/collections/publishing-company-logos/950/
Марка издательства «Петрополис». Источник: https://collectionerus.ru/collections/publishing-company-logos/950/

Следующее издательство, о котором пойдет речь, – знаменитое издательство «Петрополис». Кооперативное издательство «Петрополис» возникло в Петрограде в 1918 году; издательство вело свою работу в Петрограде до 1924 года; затем, до середины 1930-х годов – в Берлине (издательство просуществовало до 1938 года).

Организационный комитет кооперативного издательства возглавляли профессор – арабист Д. К. Петров; профессор Жюль Патуйе; Г. Л. Лозинский. Секретарем издательства был театровед Я. Н. Блох.

Адрес издательства «Петрополис» на карте Петрограда 1920-х годов – Надеждинская улица, дом 56 – ныне улица Маяковского.

Ул. Маяковского, дом 56. Источник: https://www.citywalls.ru/photo607419.html
Ул. Маяковского, дом 56. Источник: https://www.citywalls.ru/photo607419.html

По замечанию Г. Л. Лозинского:

«1917 год ознаменовался непрестанным удорожанием русских и иностранных книг; приток последних к концу года прекратился. Петроградские библиофилы очутились в тяжелом положении, и у некоторых из них зародилась мысль попробовать применить к книжной торговле принцип кооперативный.»
- Лозинский Г. Л. Petropolis // Временник Общества друзей книги. 1928 год. С. 33-36.

В доме на Надеждинской улице, в котором находилось издательство «Петрополис», располагался также книжный магазин издательства. Наверное, можно сказать так: в начале деятельности издательства «Петрополис» его книжный магазин скорее всего представлял собой клуб библиофилов Петрограда 1920-х годов; клуб библиофилов занимался покупкой и продажей книг, организацией публичных лекций по истории искусства, организацией выставок.

Но постепенно издательская деятельность выходит на первый план: была образована редакционная комиссия – ее возглавил поэт М. А. Кузмин; и издательский комитет – в его состав вошли Я. Н. Блох, А. С. Каган, Г. Л. Лозинский.

Уже в 1918 году «Петрополис» выпустил уникальное издание в количестве 200 экземпляров – брошюру «Книжные знаки» (по истории эсклибрисов). Кроме того, «Петрополис» выпускал библиофильскую литературу, научно-исследовательские работы по истории и теории театра, изобразительного искусства; монографии о современных поэтах и художниках; альманах «Зеленая птичка».

Издания «Петрополиса» носили библиофильский характер: отличались высоким научным уровнем и полиграфическим исполнением, были рассчитаны на узкий элитарный круг профессионалов и эстетов.

Отдельное и очень интересное направление работы издательства «Петрополис» - выпуск поэтических сборников; преимущественно – переиздания сборников стихотворений Петроградских поэтов – «Подорожник» и «Anno Domini» Анны Ахматовой; «Огненный столп» Николая Гумилева; «Сады» Георгия Иванова; «Нездешние вечера» Михаила Кузмина.

А. Ахматова. Подорожник. 1921 год.
А. Ахматова. Подорожник. 1921 год.
А. Ахматова. Anno Domini. 1923 год.
А. Ахматова. Anno Domini. 1923 год.
Н. Гумилёв. Огненный столп. 1921 год.
Н. Гумилёв. Огненный столп. 1921 год.
Г. Иванов. Сады. 1921 год.
Г. Иванов. Сады. 1921 год.

Издательством была выпущена в свет книга художника Юрия Анненкова «Портреты»; произведения зарубежных авторов – «Двойник» Э-Т. Гофмана; «Эринии» Ш. Леконта де Лилля.

В 1922 году отделение-филиал издательства «Петрополис» было открыто в Берлине; а в 1924 году в Берлин была полностью перенесена деятельность издательства; в Берлине издательство «Петрополис» продолжало свою работу до 1938 года. Но это – отдельная и очень интересная тема, прежде всего связанная с творчеством поэтов и писателей первой волны русской эмиграции.

Частное кооперативное издательство «Аквилон».

Марка издательства «Аквилон». Источник: https://www.biblpatefonh.narod.ru/info812.html
Марка издательства «Аквилон». Источник: https://www.biblpatefonh.narod.ru/info812.html

Вспоминая частные кооперативные издательства Петрограда начала 1920-х годов, нельзя не сказать об издательстве «Аквилон». Откуда такое название? Оно далеко не случайно.

«Аквилон – от латинского Aquilo (aquilonis) – 1). Сильный северный или северо-восточный ветер; 2). У древних римлян – один из мифических богов, олицетворявший этот ветер.» - Словарь иностранных слов под редакцией И. В. Лехина и профессора Ф. Н. Петрова. Издание третье, переработанное и дополненное. / - Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: 1949 год. – С. 28.

Думается, что страницы истории издательства, время его возникновения раскрывают смысл названия, данного издательству его организаторами. Издательство «Аквилон» было создано в Петрограде, в сентябре 1921 года. Марку для издательства выполнил М. В. Добужинский.

Контора и книжный магазин издательства «Аквилон» находились по адресу: набережная реки Мойки, дом 59, квартира 35. Владельцем издательства был В. М. Кантор – инженер-химик по образованию; но он был не только владельцем и издателем – он был талантливым и страстным библиофилом, собирателем иллюстрированных старопечатных изданий. Душой издательства, его эстетическим «камертоном» был Ф. Ф. Нотгафт – искусствовед, коллекционер; известный в Петрограде юрист.

Наб. Реки Мойки, дом 59. Источник: https://bangkokbook.ru/foto/naberezhnaya-mojki-59.html
Наб. Реки Мойки, дом 59. Источник: https://bangkokbook.ru/foto/naberezhnaya-mojki-59.html

Для издательства «Аквилон» было характерно отношение к книге, как к произведению искусства – и это проявлялось во всем: тиражи изданий составляли 500-1500 экземпляров; все издания печатались в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии Голике и Вильборга, известной высоким качеством своей печатной продукции).

За сравнительно небольшой период своей работы (1921-1924 годы), - издательство «Аквилон» выпустило в свет 22 книги высокого художественно-полиграфического качества; в иллюстрировании изданий принимали участие такие художники, как Борис Кустодиев, Константин Сомов, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский.

С иллюстрациями Мстислава Добужинского вышли в свет «Белые ночи» Ф. М. Достоевского; «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина; «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина; «Тупейный художник» Н. С. Лескова. Каждое издание – прекрасное произведение искусства книжной графики и иллюстрации; а выбор произведений русской литературной классики говорит об утонченном художественном вкусе и серьезной, глубокой начитанности организаторов издательства.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи. 1923 год.
Ф. М. Достоевский. Белые ночи. 1923 год.
А. С. Пушкин. Скупой рыцарь. 1922 год.
А. С. Пушкин. Скупой рыцарь. 1922 год.
Н. С. Лесков. Тупейный художник. 1922 год.
Н. С. Лесков. Тупейный художник. 1922 год.

Кроме того, издательством «Аквилон» были выпущены такие литературные произведения, как «Штопальщик» Н. С. Лескова – с иллюстрациями Бориса Кустодиева; «Шесть стихотворений Н. А. Некрасова» с иллюстрациями Бориса Кустодиева.

Н. С. Лесков. Штопальщик. 1922  год. Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/drawings/rs-757/index.php
Н. С. Лесков. Штопальщик. 1922 год. Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/drawings/rs-757/index.php

Помимо иллюстрированных изданий русской классической литературы, «Аквилон» выпускал также художественные альбомы гравюр и акварелей. Например, замечательный альбом «Версаль» - серия акварелей Александра Бенуа; альбом Анны Остроумовой-Лебедевой «Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах»; искусствоведческую серию «Беседы по прикладному искусству».

А. Остроумова-Лебедева.  Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах. 1923 год.
А. Остроумова-Лебедева. Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах. 1923 год.

К сожалению, частное издательство «Аквилон» прекратило свое существование в конце 1923 года.

К каким библиографическим источникам можно обратиться, чтобы больше узнать об издательстве «Аквилон»?

  • Каталог издательства «Аквилон». – Петроград. 1923 год.
  • Левинсон-Лессинг В. Ф. Вступительная статья к книге: Выставка картин и рисунков русских художников начала 20 века из собрания Ф. Ф. Нотгафта. – Л.: 1962 год.
  • Добужинский М. В. Воспоминания. – М.: «Наука». 1987 год.
  • Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. – М.: «Центрполиграф». 2003 год.

Издательство «Алконост».

Марка издательства «Алконост». Источник: https://fantlab.ru/publisher2120?ysclid=ltq60p37li283213598
Марка издательства «Алконост». Источник: https://fantlab.ru/publisher2120?ysclid=ltq60p37li283213598

И еще об одном частном издательстве, существовавшем в Петрограде в период с 1918 по 1923 год, мы поведем речь на страницах блога «Забытые страницы русской литературы».

Издательство носило название по имени сказочной птицы –

«Алконост – в византийских и русских средневековых легендах райская птица с человеческим лицом (часто упоминается вместе с другой райской птицей – Сирином). Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка. Птица Алконост гнездится на берегу моря; погружая яйца в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней.
Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете.» -
Мифологический словарь. / Главный редактор – Е. М. Мелетинский. – М. : «Советская энциклопедия». 1991 год. – С. 31.

Частное издательство «Алконост» было основано С. М. Алянским; марку для нового издательства Алянский заказал художнику Юрию Анненкову. История издательства начиналась так: осенью 1917 года, в Петрограде, на Колокольной улице (дом 1) – была открыта книжная лавка по инициативе С. М. Алянского и В. В. Васильева (они были друзьями по гимназии; их объединял интерес к миру книг).

Колокольная улица, дом 1. Источник: https://peterburg.vsedomarossii.ru/house/145154
Колокольная улица, дом 1. Источник: https://peterburg.vsedomarossii.ru/house/145154

В книге воспоминаний С. М. Алянского хронологически последовательно, искренне и интересно рассказано об истории возникновения издательства «Алконост», об истории профессиональных и дружеских отношений с поэтом Александром Блоком.

Познакомившись с Александром Блоком, С. Алянский рассказал ему о своем замысле – организовать издательство для выпуска в свет произведений поэтов-символистов. Александр Блок поддержал творческий и профессиональный замысел Алянского; в июле 1918 года вышла в свет первая книга издательства «Алконост» - поэма Александра Блока «Соловьиный сад». Впоследствии издательство «Алконост» опубликовало почти все послереволюционные произведения А. Блока. Издательство «Алконост» выпустило в свет книги Александра Блока – «Ямбы» (1919 год); пьесу «Песня судьбы»; книгу «Россия и интеллигенция (1907-1918)» - 1919 год; поэму «Соловьиный сад» (1918 год); книгу стихотворений «Седое утро»; поэму «Двенадцать» и «Скифы» (1918 год – первое издание, с иллюстрациями художника Ю. П. Анненкова); третье издание поэмы «Двенадцать» вышло в свет с иллюстрациями художника В. Замирайло.

А. Блок. Россия и интеллигенция. 1919 год. Источник: https://fantlab.ru/edition101538
А. Блок. Россия и интеллигенция. 1919 год. Источник: https://fantlab.ru/edition101538
А. Блок. Двенадцать. 1918 год. Источник: https://fantlab.ru/edition113550
А. Блок. Двенадцать. 1918 год. Источник: https://fantlab.ru/edition113550
А. Блок. Ямбы. 1919 год.
А. Блок. Ямбы. 1919 год.
А. Блок. Соловьиный сад. 1918 год.
А. Блок. Соловьиный сад. 1918 год.
А. Блок. Седое утро. 1920 год. Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/stihotvoreniya-sedoe-utro
А. Блок. Седое утро. 1920 год. Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/stihotvoreniya-sedoe-utro

1 марта 1919 года в квартире С. М. Алянского на Троицкой улице, в доме 15 (ныне – улица Рубинштейна) состоялось торжественное событие: был отпразднован день рождения издательства «Алконост». В альбоме автографов и приветствий в честь дня рождения издательства Александр Блок оставил такую запись, обращенную лично к С. М. Алянскому:

«Дорогой Самуил Миронович! Сегодня весь день думал об «Алконосте». Вы сами не знали, какое имя дали издательству. Будет «Алконост», и будет он в истории, потому что все, что начато в 1918 году, в истории будет, и очень важно то, что каждый месяц, если не каждый день этого года , - равен году или десятку лет. Да будет «Алконост»!»
- С. М. Алянский. Встречи с Александром Блоком. – М.: «Детская литература».1972 год. – С. 93.
Ул. Троицкая (Рубинштейна), дом 15. Источник: https://opeterburge.ru/sight/tolstovskij-dom-rubinshtejna-15-17.html
Ул. Троицкая (Рубинштейна), дом 15. Источник: https://opeterburge.ru/sight/tolstovskij-dom-rubinshtejna-15-17.html

В книге воспоминаний С. М. Алянского особое внимание уделено истории издания поэмы Александра Блока «Двенадцать»; иллюстратором поэмы стал художник Юрий Анненков.

«Первые издательские успехи «Алконоста» вскружили мне голову; я решил, что настало время после небольших книжечек приняться за издание более сложных книг. Первой такой книгой мне хотелось выпустить поэму Блока «Двенадцать» с иллюстрациями.
К этому времени мои представления о современных иллюстрированных изданиях были очень скромны. Весь мой опыт в этой области ограничивался знакомством с русскими иллюстрированными изданиями 18 века и первой половины 19 века в библиотеке Л. И. Жевержеева. Я очень любил эти издания, восторгаюсь ими и сейчас. Но иллюстрации далекого прошлого не могли служить примером для произведения современного, написанного в новой, очень сложной художественной форме.
Чем больше я вчитывался в текст поэмы, тем сложнее казалась мне задача иллюстрирования ее. Только жанровые сцены в поэме могли бы быть благодарным материалом для иллюстрирования. Но ведь сцены эти сами служат иллюстрациями в поэме! А вот как передать поэтический и музыкальный строй «Двенадцати»? …
- С. М. Алянский. Встречи с Александром Блоком. – М.: «Детская литература».1972 год. – С. 68.

Юрий Анненков так вспоминает о начале своей работы над иллюстрациями к поэме «Двенадцать»:

«В августе 1918 года мой гимназический товарищ и одноклассник Самуил Алянский (для меня – Муля), героически ставший в первые месяцы после Октября издателем («Алконост»), предложил мне проиллюстрировать новую поэму Александра Блока «Двенадцать», написанную в январе того же года и уже дважды появившуюся в печати. Я не задумываясь принял предложение, так как еще раньше , читая «Двенадцать», пришел от этой вещи в радостное недоумение… Неужели, спрашивал я себя, то были стихи Александра Блока, поэта, уже начинавшего остывать и уже входившего в читательском сознании в хрестоматию символизма, несмотря на отрыв от него?… Здесь был новый поэт, новый голос, новая – охальная, хулиганская, ножевая (а не «скифская»), поэзия.» - Юрий Анненков. Дневник моих встреч. Цикл трагедий.
– Ленинградское отделение. «Искусство». Том 1. – С. 57.

Всего издательство «Алконост» выпустило 50 книг; среди них – книга Андрея Белого «Королевна и рыцари. Сказки» - «Алконост», 1919 год; поэма Анны Ахматовой «У самого моря» - «Алконост», 1921 год; книги Вячеслава Иванова, Алексея Ремизова, Федора Сологуба, Мариэтты Шагинян. Но самым интересным и примечательным изданием «Алконоста» остается поэма Александра Блока «Двенадцать» с иллюстрациями Юрия Анненкова (1918 год).

А. Белый. Королевна и рыцари. 1919 год.
А. Белый. Королевна и рыцари. 1919 год.
А. Ахматова. У самого моря. 1921 год. Источник: https://carposting.ru/more-axmatova/
А. Ахматова. У самого моря. 1921 год. Источник: https://carposting.ru/more-axmatova/

Кроме книг, издательством «Алконост» выпускался с 1919 по 1922 год альманах «Записки мечтателей»; всего вышло в свет 6 номеров этого издания. Художественное оформление альманаха отличалось изяществом и красотой; в связи с историей издания альманаха можно вспомнить имена художников Ю. П. Анненкова, А. Я. Головина, Н. Н. Куприянова. На страницах альманаха были опубликованы произведения авторов, имена которых мы уже назвали; кроме того, среди авторов альманаха «Записки мечтателей» можно назвать имена К. И. Чуковского и М. О. Гершензона.

В 1923 году издательство «Алконост» прекратило свое существование. Думается, в заключительном слове об этом издательстве будет интересно привести краткую библиографию – список книг, в которых заинтересованный читатель сможет найти информацию об издательстве:

  • С. М. Алянский. Встречи с Александром Блоком. М.: «Детская литература». 1972 год.
  • Ю. П. Анненков. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. – Ленинградское отделение. «Искусство». 1991 год.
  • С. В. Белов. Мастер книги. Очерк о жизни и деятельности С. М. Алянского. Л.: 1979 год.
  • И. А. Чернов. Блок и книгоиздательство «Алконост» // Блоковский сборник. Тарту. 1964 год.
  • В. Каверин. Освещенные окна. М.: 1978 год.
С. М. Алянский Встречи с Александром Блоком. 1972 год. Источник: https://www.liveinternet.ru/users/1150469/post413242884/
С. М. Алянский Встречи с Александром Блоком. 1972 год. Источник: https://www.liveinternet.ru/users/1150469/post413242884/
Ю. П. Анненков. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. 1991 год. Источник: https://kotbeber.livejournal.com/7003754.html
Ю. П. Анненков. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. 1991 год. Источник: https://kotbeber.livejournal.com/7003754.html