В начале 1920-х книгоизданием занимались вновь возникшие, небольшие частные и кооперативные издательства различных научных обществ, литературных объединений, научно-просветительских организаций. Деятельность частных издательств активизировалась в период НЭПа: в начале 1923 года в городе существовало уже 73 частных издательства.
Особенно много частных издательств появилось в период с 1923 по 1926 год; пик пришелся на 1926 год, затем начался спад; к 1930 году количество частных издательств уменьшилось по сравнению с 1924 годом более чем вдвое.
Важно заметить следующее: частные издательства находились под контролем Госиздата; Госиздат давал официальное разрешение на организацию каждого вновь возникающего частного издательства.
К 1 июня 1923 года частные издательства составляли 30 процентов всех издательств (233 из 678); к январю 1924 года частные издательства составляли 39 процентов всех издательств (442 из 1127).
В последующие годы количество частно-издательских предприятий в общем числе издательств в Москве уменьшилось на 33 процента; в Ленинграде – на 38 процентов; а по всей России – на 30 процентов.
В выпуске книг (в названиях) доля частных издательств была такова: в 1922 году – 20 процентов; в 1923 году – 11 процентов; в 1924-1925 годах – не более 7 процентов. С 1924 по 1926 год удельный вес частно-предпринимательских издательств сократился в частном выпуске с 11,5 процентов до 7,1 процентов. Тем не менее, в 1927 году выпуск книг частными издательствами был довольно высоким: 7,2 процента. Но после постановления СНК РСФСР, отменившего порядок деятельности частных издательств, существовавший в годы НЭПа, выпуск книжной продукции частных издательств резко пошел на спад.
В Петрограде-Ленинграде книгоиздательское дело в рассматриваемый нами период времени развивалось следующим образом: в 1917 году в Петрограде существовало 137 частно-кооперативных издательств; в 1918 году – 102. В 1919-1920 годах деятельность частных издательств в Петрограде практически прекратилась, чтобы вновь возродиться в период НЭПа.
В 1922 году в Петрограде было 45 частных издательств. Среди них такие, как «Петрополис», «Законоведение», «Русское библиографическое общество», «Мысль», «Наука и школа», «Книга», «Светозар», «Кольцо поэтов», «Былое», «Техническое издательство», «Парфенон», «Театр и искусство», «Наука и школа», «Academia», «Мир знаний», «Время», «Полярная звезда», «Человек на земле».
В 1923 году число частных издательств в Петрограде возросло до 98. Среди вновь возникших издательств можно назвать такие, как «Атеней», «Аквилон», «Петроград», «Вольная философская ассоциация», «Издательское дело», «Логос», «Наука и техника», «Странствующий энтузиаст», «Книжник», «Кругозор», «Лира», «Маяк», «Крылья», Издательство Философского Товарищества при Петроградском университете.
Если руководствоваться официальной статистикой, то получается такая историческая картина: в 1924 году в Ленинграде существовало 61 частно-кооперативное книжное издательство; в 1925 году – 53; в 1926 году – 125. Таким образом, на 1926 год приходится пик развития частно-кооперативных издательств в Ленинграде. В дальнейшем происходило сокращение количества частных издательств; причем вплоть до начала 1930 годов лидерство по числу названий выпущенных книг, лидерство по тиражам сохраняла Москва. С чем это было связано? Прежде всего – с усиливавшимся значением деятельности Госиздата, а затем – ОГИЗа; с резким сокращением частных и кооперативных издательств в Ленинграде к началу 1930-х годов.
Но в начале 1920-х годов частные и частно-кооперативные издательства играли заметную и важную роль в интеллектуальной, культурной, научной жизни Петрограда. В организации и работе частно-кооперативных издательств были задействованы талантливые ученые-филологи, философы, историки и обществоведы, представители точных и естественных наук.
Петроград первой половины 1920-х годов оставался книжной и научной столицей России; разумеется, этот факт находил отражение в высоком интеллектуальном и содержательном уровне частно-кооперативных издательств города.
«Кооперативные издательства литераторов и ученых с полным правом можно было бы назвать хранителями и продолжателями лучших традиций отечественного книгоиздания. Их книги. Как правило, отличались высокой редакционной и полиграфической культурой. В создании книг принимали участие признанные мастера книжной графики: А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, С. В. Чехонин, Д. И. Митрохин. Деятельность издательств имела ярко выраженную культурно-просветительскую, гуманистическую направленность. Она была непосредственно связана с развитием литературного и научного процессов, способствовала расширению и обогащению отечественного книжного репертуара и оказывала стимулирующее влияние на развитие издательского дела в целом.» - Свиченская М. К., Кооперативное книгоиздание 1917-1930 годы: Основные этапы истории государственной политики // Книга: Исследования и материалы. М.: 1996. С. 102.
В статье блога «Забытые страницы русской литературы» речь пойдет о пяти издательствах – «Петроград»; «Научное книгоиздательство»; «Петрополис»; «Аквилон»; «Алконост».
«Научное книгоиздательство» - одно из первых кооперативных издательств, созданных в Петрограде.
Одним из первых кооперативных издательств, созданных в Петрограде, стало «Научное книгоиздательство». Оно было основано группой профессоров Петроградского университета в 1918 году. Адрес издательства на карте Петрограда – Литейный проспект, дом 25. Какова была цель создания такого издательства?
Знакомство читателей – прежде всего преподавателей и студентов Петроградского университета – с научными трудами русских и иностранных авторов в области точных, технических и естественных наук. Среди печатной продукции «Научного книгоиздательства» была интересная серия «Физическая библиотека», включающая несколько книг, связанных с историей научных открытий в области физики; впервые изданный в России «Атлас Луны» - с фотографиями лунной поверхности, выполненными в Парижской обсерватории; научный труд «Принцип относительности» А. Эйнштейна.
Сотрудниками издательства были талантливые ученые – преподаватели Петроградского университета; среди сотрудников издательства – физик О. Д. Хвольсон; академик А. А. Белопольский (областью его научных интересов была астрономия).
Частное издательство «Петроград».
Частное издательство «Петроград» также было организовано группой ученых. Дата создания издательства «Петроград» - 1922 год; адрес издательства – Литейный проспект, дом 51.
Издательство выпускало целый ряд научно-популярных серий книг для широкого круга образованных читателей – «Библиотека научных чудес», «Радио-библиотека», «Наука для всех».
Кроме того, издательство выпускало журнал «Анналы» - журнал Всеобщей истории; в издании журнала принимали участие профессора Е. В. Тарле, Н. И. Кареев; академик С. Ф. Ольденбург.
В издательстве выходил мемуарный сборник «Русское прошлое»; «литературно-художественный журнал «Аргонавты»; альманах «Петроград».
Свою деятельность издательство начинало с выпуска в свет справочника «Весь Петроград», а также серии календарей (своей тематикой и художественным оформлением календари были связаны с историей старинного Петербурга-Петербурга первой половины 19 века; в наши дни календари, выпущенные в свет издательством «Петроград», представляют собой библиографическую редкость).
Интересный факт: в ходе работы издательства в состав его редакции вошел круг профессиональных литераторов; был издан целый ряд произведений зарубежной литературы в качественных и точных переводах – например, произведения Г. Гауптмана, Г. Уэлса, Р. Тагора, Д. Лондона.
К сожалению, в 1926 году издательство «Петроград» прекратило свою работу.
Кооперативное издательство «Петрополис».
Следующее издательство, о котором пойдет речь, – знаменитое издательство «Петрополис». Кооперативное издательство «Петрополис» возникло в Петрограде в 1918 году; издательство вело свою работу в Петрограде до 1924 года; затем, до середины 1930-х годов – в Берлине (издательство просуществовало до 1938 года).
Организационный комитет кооперативного издательства возглавляли профессор – арабист Д. К. Петров; профессор Жюль Патуйе; Г. Л. Лозинский. Секретарем издательства был театровед Я. Н. Блох.
Адрес издательства «Петрополис» на карте Петрограда 1920-х годов – Надеждинская улица, дом 56 – ныне улица Маяковского.
По замечанию Г. Л. Лозинского:
«1917 год ознаменовался непрестанным удорожанием русских и иностранных книг; приток последних к концу года прекратился. Петроградские библиофилы очутились в тяжелом положении, и у некоторых из них зародилась мысль попробовать применить к книжной торговле принцип кооперативный.»
- Лозинский Г. Л. Petropolis // Временник Общества друзей книги. 1928 год. С. 33-36.
В доме на Надеждинской улице, в котором находилось издательство «Петрополис», располагался также книжный магазин издательства. Наверное, можно сказать так: в начале деятельности издательства «Петрополис» его книжный магазин скорее всего представлял собой клуб библиофилов Петрограда 1920-х годов; клуб библиофилов занимался покупкой и продажей книг, организацией публичных лекций по истории искусства, организацией выставок.
Но постепенно издательская деятельность выходит на первый план: была образована редакционная комиссия – ее возглавил поэт М. А. Кузмин; и издательский комитет – в его состав вошли Я. Н. Блох, А. С. Каган, Г. Л. Лозинский.
Уже в 1918 году «Петрополис» выпустил уникальное издание в количестве 200 экземпляров – брошюру «Книжные знаки» (по истории эсклибрисов). Кроме того, «Петрополис» выпускал библиофильскую литературу, научно-исследовательские работы по истории и теории театра, изобразительного искусства; монографии о современных поэтах и художниках; альманах «Зеленая птичка».
Издания «Петрополиса» носили библиофильский характер: отличались высоким научным уровнем и полиграфическим исполнением, были рассчитаны на узкий элитарный круг профессионалов и эстетов.
Отдельное и очень интересное направление работы издательства «Петрополис» - выпуск поэтических сборников; преимущественно – переиздания сборников стихотворений Петроградских поэтов – «Подорожник» и «Anno Domini» Анны Ахматовой; «Огненный столп» Николая Гумилева; «Сады» Георгия Иванова; «Нездешние вечера» Михаила Кузмина.
Издательством была выпущена в свет книга художника Юрия Анненкова «Портреты»; произведения зарубежных авторов – «Двойник» Э-Т. Гофмана; «Эринии» Ш. Леконта де Лилля.
В 1922 году отделение-филиал издательства «Петрополис» было открыто в Берлине; а в 1924 году в Берлин была полностью перенесена деятельность издательства; в Берлине издательство «Петрополис» продолжало свою работу до 1938 года. Но это – отдельная и очень интересная тема, прежде всего связанная с творчеством поэтов и писателей первой волны русской эмиграции.
Частное кооперативное издательство «Аквилон».
Вспоминая частные кооперативные издательства Петрограда начала 1920-х годов, нельзя не сказать об издательстве «Аквилон». Откуда такое название? Оно далеко не случайно.
«Аквилон – от латинского Aquilo (aquilonis) – 1). Сильный северный или северо-восточный ветер; 2). У древних римлян – один из мифических богов, олицетворявший этот ветер.» - Словарь иностранных слов под редакцией И. В. Лехина и профессора Ф. Н. Петрова. Издание третье, переработанное и дополненное. / - Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: 1949 год. – С. 28.
Думается, что страницы истории издательства, время его возникновения раскрывают смысл названия, данного издательству его организаторами. Издательство «Аквилон» было создано в Петрограде, в сентябре 1921 года. Марку для издательства выполнил М. В. Добужинский.
Контора и книжный магазин издательства «Аквилон» находились по адресу: набережная реки Мойки, дом 59, квартира 35. Владельцем издательства был В. М. Кантор – инженер-химик по образованию; но он был не только владельцем и издателем – он был талантливым и страстным библиофилом, собирателем иллюстрированных старопечатных изданий. Душой издательства, его эстетическим «камертоном» был Ф. Ф. Нотгафт – искусствовед, коллекционер; известный в Петрограде юрист.
Для издательства «Аквилон» было характерно отношение к книге, как к произведению искусства – и это проявлялось во всем: тиражи изданий составляли 500-1500 экземпляров; все издания печатались в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии Голике и Вильборга, известной высоким качеством своей печатной продукции).
За сравнительно небольшой период своей работы (1921-1924 годы), - издательство «Аквилон» выпустило в свет 22 книги высокого художественно-полиграфического качества; в иллюстрировании изданий принимали участие такие художники, как Борис Кустодиев, Константин Сомов, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский.
С иллюстрациями Мстислава Добужинского вышли в свет «Белые ночи» Ф. М. Достоевского; «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина; «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина; «Тупейный художник» Н. С. Лескова. Каждое издание – прекрасное произведение искусства книжной графики и иллюстрации; а выбор произведений русской литературной классики говорит об утонченном художественном вкусе и серьезной, глубокой начитанности организаторов издательства.
Кроме того, издательством «Аквилон» были выпущены такие литературные произведения, как «Штопальщик» Н. С. Лескова – с иллюстрациями Бориса Кустодиева; «Шесть стихотворений Н. А. Некрасова» с иллюстрациями Бориса Кустодиева.
Помимо иллюстрированных изданий русской классической литературы, «Аквилон» выпускал также художественные альбомы гравюр и акварелей. Например, замечательный альбом «Версаль» - серия акварелей Александра Бенуа; альбом Анны Остроумовой-Лебедевой «Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах»; искусствоведческую серию «Беседы по прикладному искусству».
К сожалению, частное издательство «Аквилон» прекратило свое существование в конце 1923 года.
К каким библиографическим источникам можно обратиться, чтобы больше узнать об издательстве «Аквилон»?
- Каталог издательства «Аквилон». – Петроград. 1923 год.
- Левинсон-Лессинг В. Ф. Вступительная статья к книге: Выставка картин и рисунков русских художников начала 20 века из собрания Ф. Ф. Нотгафта. – Л.: 1962 год.
- Добужинский М. В. Воспоминания. – М.: «Наука». 1987 год.
- Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. – М.: «Центрполиграф». 2003 год.
Издательство «Алконост».
И еще об одном частном издательстве, существовавшем в Петрограде в период с 1918 по 1923 год, мы поведем речь на страницах блога «Забытые страницы русской литературы».
Издательство носило название по имени сказочной птицы –
«Алконост – в византийских и русских средневековых легендах райская птица с человеческим лицом (часто упоминается вместе с другой райской птицей – Сирином). Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка. Птица Алконост гнездится на берегу моря; погружая яйца в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней.
Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете.» -
Мифологический словарь. / Главный редактор – Е. М. Мелетинский. – М. : «Советская энциклопедия». 1991 год. – С. 31.
Частное издательство «Алконост» было основано С. М. Алянским; марку для нового издательства Алянский заказал художнику Юрию Анненкову. История издательства начиналась так: осенью 1917 года, в Петрограде, на Колокольной улице (дом 1) – была открыта книжная лавка по инициативе С. М. Алянского и В. В. Васильева (они были друзьями по гимназии; их объединял интерес к миру книг).
В книге воспоминаний С. М. Алянского хронологически последовательно, искренне и интересно рассказано об истории возникновения издательства «Алконост», об истории профессиональных и дружеских отношений с поэтом Александром Блоком.
Познакомившись с Александром Блоком, С. Алянский рассказал ему о своем замысле – организовать издательство для выпуска в свет произведений поэтов-символистов. Александр Блок поддержал творческий и профессиональный замысел Алянского; в июле 1918 года вышла в свет первая книга издательства «Алконост» - поэма Александра Блока «Соловьиный сад». Впоследствии издательство «Алконост» опубликовало почти все послереволюционные произведения А. Блока. Издательство «Алконост» выпустило в свет книги Александра Блока – «Ямбы» (1919 год); пьесу «Песня судьбы»; книгу «Россия и интеллигенция (1907-1918)» - 1919 год; поэму «Соловьиный сад» (1918 год); книгу стихотворений «Седое утро»; поэму «Двенадцать» и «Скифы» (1918 год – первое издание, с иллюстрациями художника Ю. П. Анненкова); третье издание поэмы «Двенадцать» вышло в свет с иллюстрациями художника В. Замирайло.
1 марта 1919 года в квартире С. М. Алянского на Троицкой улице, в доме 15 (ныне – улица Рубинштейна) состоялось торжественное событие: был отпразднован день рождения издательства «Алконост». В альбоме автографов и приветствий в честь дня рождения издательства Александр Блок оставил такую запись, обращенную лично к С. М. Алянскому:
«Дорогой Самуил Миронович! Сегодня весь день думал об «Алконосте». Вы сами не знали, какое имя дали издательству. Будет «Алконост», и будет он в истории, потому что все, что начато в 1918 году, в истории будет, и очень важно то, что каждый месяц, если не каждый день этого года , - равен году или десятку лет. Да будет «Алконост»!»
- С. М. Алянский. Встречи с Александром Блоком. – М.: «Детская литература».1972 год. – С. 93.
В книге воспоминаний С. М. Алянского особое внимание уделено истории издания поэмы Александра Блока «Двенадцать»; иллюстратором поэмы стал художник Юрий Анненков.
«Первые издательские успехи «Алконоста» вскружили мне голову; я решил, что настало время после небольших книжечек приняться за издание более сложных книг. Первой такой книгой мне хотелось выпустить поэму Блока «Двенадцать» с иллюстрациями.
К этому времени мои представления о современных иллюстрированных изданиях были очень скромны. Весь мой опыт в этой области ограничивался знакомством с русскими иллюстрированными изданиями 18 века и первой половины 19 века в библиотеке Л. И. Жевержеева. Я очень любил эти издания, восторгаюсь ими и сейчас. Но иллюстрации далекого прошлого не могли служить примером для произведения современного, написанного в новой, очень сложной художественной форме.
Чем больше я вчитывался в текст поэмы, тем сложнее казалась мне задача иллюстрирования ее. Только жанровые сцены в поэме могли бы быть благодарным материалом для иллюстрирования. Но ведь сцены эти сами служат иллюстрациями в поэме! А вот как передать поэтический и музыкальный строй «Двенадцати»? …
- С. М. Алянский. Встречи с Александром Блоком. – М.: «Детская литература».1972 год. – С. 68.
Юрий Анненков так вспоминает о начале своей работы над иллюстрациями к поэме «Двенадцать»:
«В августе 1918 года мой гимназический товарищ и одноклассник Самуил Алянский (для меня – Муля), героически ставший в первые месяцы после Октября издателем («Алконост»), предложил мне проиллюстрировать новую поэму Александра Блока «Двенадцать», написанную в январе того же года и уже дважды появившуюся в печати. Я не задумываясь принял предложение, так как еще раньше , читая «Двенадцать», пришел от этой вещи в радостное недоумение… Неужели, спрашивал я себя, то были стихи Александра Блока, поэта, уже начинавшего остывать и уже входившего в читательском сознании в хрестоматию символизма, несмотря на отрыв от него?… Здесь был новый поэт, новый голос, новая – охальная, хулиганская, ножевая (а не «скифская»), поэзия.» - Юрий Анненков. Дневник моих встреч. Цикл трагедий.
– Ленинградское отделение. «Искусство». Том 1. – С. 57.
Всего издательство «Алконост» выпустило 50 книг; среди них – книга Андрея Белого «Королевна и рыцари. Сказки» - «Алконост», 1919 год; поэма Анны Ахматовой «У самого моря» - «Алконост», 1921 год; книги Вячеслава Иванова, Алексея Ремизова, Федора Сологуба, Мариэтты Шагинян. Но самым интересным и примечательным изданием «Алконоста» остается поэма Александра Блока «Двенадцать» с иллюстрациями Юрия Анненкова (1918 год).
Кроме книг, издательством «Алконост» выпускался с 1919 по 1922 год альманах «Записки мечтателей»; всего вышло в свет 6 номеров этого издания. Художественное оформление альманаха отличалось изяществом и красотой; в связи с историей издания альманаха можно вспомнить имена художников Ю. П. Анненкова, А. Я. Головина, Н. Н. Куприянова. На страницах альманаха были опубликованы произведения авторов, имена которых мы уже назвали; кроме того, среди авторов альманаха «Записки мечтателей» можно назвать имена К. И. Чуковского и М. О. Гершензона.
В 1923 году издательство «Алконост» прекратило свое существование. Думается, в заключительном слове об этом издательстве будет интересно привести краткую библиографию – список книг, в которых заинтересованный читатель сможет найти информацию об издательстве:
- С. М. Алянский. Встречи с Александром Блоком. М.: «Детская литература». 1972 год.
- Ю. П. Анненков. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. – Ленинградское отделение. «Искусство». 1991 год.
- С. В. Белов. Мастер книги. Очерк о жизни и деятельности С. М. Алянского. Л.: 1979 год.
- И. А. Чернов. Блок и книгоиздательство «Алконост» // Блоковский сборник. Тарту. 1964 год.
- В. Каверин. Освещенные окна. М.: 1978 год.