Сегодня по телеканалу "Культура" транслировали спектакль Константина Богомолова "Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя", премьера которого в театре на Бронной состоялась прошлой осенью. Сценическая фантазия режиссёра по пьесе Горького стала сложно устроенным миксом из произведений и реалий современной жизни - всё, как мы любим у Богомолова.
Поделюсь сейчас по горячим следам первыми впечатлениями, анализ же оставлю на потом.
Любопытно, но с разницей в 10 лет Константин Богомолов ставит спектакль, где финал - своеобразная черта перехода между сегодня и завтра. Обязательный атрибут такого перехода - смерть.
И если 10 лет назад в "Идеальном муже. Комедии" "утро нового дня" начиналось с пышных торжественных похорон звезды старого режима под государственным флагом и под "Dark Paradise" Ланы Дель Рей, то в "Дачниках" режиссёр избавляется от героев вчерашнего дня с почти шекспировским размахом, "убивая" одного за другим тех, кто пережидал сложные для страны времена на Бали, спасая себя и свои деньги. Больше никаких похорон - "давайте сделаем вид, что мы не знали, до утра повисит, не начнёт же вонять?" - боясь испортить праздник говорит один из выживших. И черта здесь уже более весомая - не просто новый день, но новый год (тот самый праздник!) И финальная песня звучит, как молитва: "Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко..."
Про то, как мастерски Константин Богомолов продолжает работать с текстами, напишу отдельно подробнее. Но за 2,5 часа в совершенно живой разговорной речи звучит и отражается всерьёз и саркастически Ницше, много Чехова (от "Трёх сестёр" до "Вишнёвого сада", "Дяди Вани" и "Чайки"), онтология "Города золотого", много авторской жизненной философии.
Актёрский ансамбль традиционно чётко держит отстраненную манеру исполнения и парадоксально безвоздушную атмосферу внутренней несвободы. И как магически вдруг выпадает в почти исповедально-доверительный философский монолог Игорь Миркурбанов, практически переставая на эти полтора десятка минут быть персонажем Шалимовым, а становясь просто человеком. И потому ещё сильнее отзывается в душе его история про "маленького себя", которого по аналогии с брошенной на дороге собакой, бросает в ходе жизни человек - и бежит-бежит, лишь бы не не вспоминать эти полные надежды и веры в светлое глаза.
Вам может быть интересно: