Возможно, это неочевидно, но я продолжаю почти каждый день играть в детские настолки — пока ребёнок требует и жаждет, не хочется отказывать.
Не так давно мы опробовали с Никой «Капиталию». Я всё думала, что будет рановато (на коробке красуется 8+), но в общих чертах Ника схватила правила сразу, тем более что игра похожа на «Монополию», а в неё Ника играла и не раз.
В «Капиталии» нужно первым заработать 100 миллионов — довольно большая сумма, кстати говоря (в игре 1 миллион — 1 монета).
Но даже 100 миллионов заработать быстрее, чем закончить партию в «Монополию», поэтому такой задачей решили главную проблему самой известной игры в мире — вопросы к её продолжительности.
Вы выбираете фишку стихии и наматываете круги по игровому полю, строя здания и продавая их.
Многое похоже на «Монополию», но в игре появляются ресурсы — и довольно неплохой пласт планирования в их отношении.
В свой ход вы бросаете кубики и в итоге перемещаетесь на какую-то клетку поля. Далее вы получаете все бонусы и штрафы окружающих эту клетку зданий — довольно прикольная механика. Здесь может быть и условная клетка «Шанс» (то есть карточки с какими-то допвозмодностями и событиями, которые добавляют вам внезапно монеты или отнимают их), а может быть ваше здание или здание другого игрока, которое заставит вас платить налог.
После того как вы отыграли все свойства зданий, вы можете построить рядом с текущей клеткой ещё какое-то здание, если у вас хватает ресурсов (и если есть место вокруг или внутри поля).
Эти здания вы можете выбрать на рынке, а если не хватает ресурсов, то можно получить их, сбросив любое здание и получив ресурсы по его стоимости.
Это, кстати, неплохой пласт взаимодействия в игре — вы видите, что соперник копит на конкретный дом, и с удовольствием его сбрасываете, и вот вы в двойном плюсе: оппонент остался без нужного здания, а вы приобрели в ресурсах.
Здания, во-первых, приносят вам плюшки, если рядом с ними останавливается соперник (или вы). Например, одно из зданий заставляет бросить кубик: если выпало 1—3, вы отдаёте владельцу здания 1 монету, если 4—6, то 5 монет.
А ещё у зданий есть ценность. Точнее — три уровня ценности.
Выставляя здание на поле, вы ставите маркер своего персонажа на первую ступень. Некоторые карты «Шанс» (которые в этой игре не «Шанс», но чтобы провести аналогию, мне проще называть их так) позволяют увеличить ценность ваших зданий, а также это могут помочь сделать некоторые клетки на поле.
Зачем вся эта суета? — спросите вы. В игре можно в свой ход продать здание по той цене, рядом с которой сейчас находится ваш маркер. И как раз вся игровая дилемма строится на том, согласны ли вы расстаться со зданиями на раннем этапе или планируете выжать из их присутствия на поле большую выгоду (так как они приносят деньги от посещения соседних клеток игроками).
«Капиталия» в этом плане углубляет идеи «Монополии» и даёт вам больше контроля над ситуацией, позволяя решать самостоятельно, от каких зданий когда отказываться. При этом в игре остался большой фактор случайности, что позволяет игре оставаться азартной и непредсказуемой.
Скажу сразу, что мы играли в «Капиталию» только вдвоём, но по ощущениям, например, вчетвером игра будет проходить ещё быстрее: на ваши клетки будут чаще попадать фигурки — ну, в общем, деньги крутятся, миллионы мутятся и вот это всё:)
У меня нет сомнений в том, что «Капиталия» во всём лучше «Монополии», но есть нюанс: у меня есть большие опасения, что дети, игравшие в «Монополию», уже вкусили фан эмоциональных качелей в игре, построенный на чистом рандоме, и прониклись иллюзией «ведения бизнеса», и более логичная и заставляющая думать «Капиталия» покажется им более плавной по эмоциям игрой и менее цепляющей.
Ещё в игре мне кажется спорной выбранная тема — игра за стихии и возведение безымянных зданий (так мне нравилось в «Монополии» в детстве покупать условный Зоопарк и футбольный стадион), и как будто «Капиталии» немного не хватает именно атмосферы реальной жизни с ведением делишек)
Но в остальном я бы просто порекомендовала родителям не показывать ребёнку «Монополию», а показывать сразу «Капиталию», потому что эта игра в процессе учит ребёнка думать и принимать резонные в моменте решения, которые повлияют на исход партии (покупать ли здание или взять ресурсы, продать ли здание или подождать, пока оно вырастет в цене, и так далее). При этом в ней осталась фановая часть благодаря карточкам событий и броскам кубиков, но теперь гораздо больше осмысленности в игровом процессе и во взаимодействии с другими участниками.
Кстати, игра отлично сделана (в смысле качественно), в этом плане это прям современный продукт — большие деревянные фигурки, плотное поле, толстые тайлы построек и прекрасная вырубка.
Очень хочется надеяться, что кто-то в розничном магазине предпочтёт выбрать вместо «Монополии» для своих детей «Капиталию» и тем самым сделает мир настольщиков счастливее (шучу) :)
Но если ваш ребёнок не играл в «Монополию» и вы смотрите в её сторону — знайте, что есть вот такая пусть менее фановая, но зато более «стратегическая» «Капиталия».