Найти тему
GEOPOLIT | Военная история

«Морское чудище» Гитлера — как один линкор Германии держал в страхе главные надводные силы Королевского флота?

Линкор «Тирпиц», который получил свое название в честь адмирала Альфреда фон Тирпица времен Первой мировой войны, был самым крупным кораблем в истории немецкого флота.

  • Этот импозантный корабль, являвшийся братом-близнецом знаменитого линейного корабля «Бисмарк», имел водоизмещение более 50 тысяч тонн и вооружение в виде торпед и 380-мм орудий.
  • На момент своего строительства «Тирпиц» стоил почти как 50 подводных лодок или около 200 миллионов немецких марок, что по сегодняшним меркам равняется приблизительно 10 миллиардам долларов.
Спуск Тирпица на воду в 1939 году. Фото в свободном доступе.
Спуск Тирпица на воду в 1939 году. Фото в свободном доступе.

Корабль был заложен 2 ноября 1936 года и спущен на воду 1 апреля 1939 года на верфях Вильгельмсхафена.

  • В том же году был спущен на воду брат-близнец «Бисмарк» со стапелей Гамбурга. Эти гигантские корабли были поистине величественными и не имели себе равных в размерах в истории Германии. Они стали ярким символом возрождения мощи страны.
  • В начале 1941 года началось формирование экипажа. И 25 февраля того же года «Тирпиц» был введен в строй в составе Кригсмарине, военно-морского флота Германии.

Изначально планировалось использовать линкоры типа «Бисмарк» в качестве основной ударной силы военно-морского флота Германии против флотов Франции и Великобритании на Северном и Норвежском морях.

  1. Однако их роль изменилась из-за хода событий Второй мировой войны, и немецкое командование приняло решение использовать линкоры в качестве рейдеров для атак на британские морские пути в Северной Атлантике.
  2. Главный корабль этого типа, линкор «Бисмарк», был окружен британскими силами 27 мая 1941 года и затоплен.
  3. Таким образом, не только «Бисмарк», но и другие боевые корабли этой эпохи потерпели неудачу.

Гитлер и Гросс-Адмирал Редер подходили с осторожностью к идеям использования мощных надводных кораблей без поддержки авианосцев. В Германии строились подобные корабли, но они так и не добрались до боевой готовности. Именно поэтому «Тирпиц» использовался с особой осторожностью и редко принимал участие в активных действиях.

  • Тирпиц практически не участвовал в боевых операциях, но его наличие у Германии было очень важно.
  • Одно лишь появление "Тирпица" представляло большую опасность силам Королевского флота, доставляющим грузы в СССР.

20 сентября 1941 года Гитлер отдал распоряжение о формировании группы кораблей в Балтийском море для предотвращения возможного прорыва остатков Балтийского флота СССР в нейтральную Швецию.

  • Тирпиц был назначен флагманом этого соединения. Однако вскоре эта группа была расформирована, и военное руководство решило отправить линкор в Норвегию для обеспечения его большей безопасности.
  • В марте 1942 года немецкое командование получило информацию о двух союзных конвоях — PQ-12 и PQ-8. PQ-12 шёл из Исландии и состоял из 16 транспортных кораблей.
Вид на кормовые башни главного калибра. Фото в свободном доступе.
Вид на кормовые башни главного калибра. Фото в свободном доступе.

QP-8 вышел 1 марта из Мурманска.

  • 5 марта «Тирпиц» покинул Феттенфьорд и в сопровождении трёх эсминцев пошёл на перехват конвоев. Через северный Ледовитый океан линкор направился к острову Медвежьему.
  • В это же время в море находились значительные силы английского ВМФ, включая главные силы флота «Метрополии» под командованием адмирала Тови, утопившего Бисмарк. Они искали «Тирпиц».

Плохие погодные условия исключали использование авиаразведки обеими сторонами. Из-за этого британцы не смогли найти немецкий линкор, а немцы пропустили оба конвоя. Один из немецких эсминцев обнаружил советский лесовоз «Ижора» и потопил его, затратив на это полтора часа. 9 марта британский самолет-разведчик всё-таки смог обнаружить «Тирпиц», после чего немцы решили возвратить корабль на базу.

Летом 1942 года немцы готовят грандиозную операцию, получившую название «Ход конём». Планом предусматривалось при использовании большого количества кораблей совершить стремительный удар и полностью уничтожить конвой PQ-17.

  • Немцы считали, что это ослабит поддержку Советского Союза со стороны союзников.
  • Но в самый разгар исполнения этой операции, можно сказать, только из-за пропажи «Тирпица» с места его постоянной стоянки, английское военно-морское руководство приказало распустить конвой PQ-17 и отозвало крейсеры и эсминцы его сопровождения на запад.

5 июля 1942 года около 7 часов утра немецкий самолёт-разведчик обнаружил главные силы охранения конвоя в 800 милях от предполагаемой точки перехвата конвоя немецкими кораблями.

В 10.55 немецкие корабли покинули стоянку и начали выход из фьорда. Выйдя в открытое море, «Тирпиц», шедший в составе эскадры под командованием адмирала Отто Шнивинда с целью перехвата конвоя PQ-17, был атакован советской подводной лодкой К-21 под командованием капитана 2-го ранга Николая Лунина.

Подводной лодкой были выпущены четыре торпеды с большой дистанции.

  • Результат атаки «Луниным» непосредственно не наблюдался, но были отмечены звуки взрывов, интерпретированные им как результат попадания торпед, что явилось основанием для заявлений советской прессы о повреждении линкора.
  • В 18.16 того же дня немцы были обнаружены самолетом Ил-4 ВВС Северного флота.
  • Он передал радиограмму, которую засекли немецкие службы радиоперехвата. И в 21.47 адмирал Шнивинд получил приказ прервать операцию. Эскадра развернулась через левый борт и легла на обратный курс.

Но, к сожалению, прекращение операции не помогло судам конвоя PQ-17. В течение следующих трёх дней немецкие подводные лодки и самолёты устроили им форменное избиение. Из 36 транспортников 23 были потоплены, и лишь 11 достигли пункта назначения.

Тирпиц. Фото в свободном доступе.
Тирпиц. Фото в свободном доступе.

Не выпустив ни одного снаряда, не подойдя к конвою ближе, чем на 300 миль, «Тирпиц» добился одной из самых громких побед на море в этой войне.

  • После возвращения эскадры линкору «Тирпиц» не потребовался ремонт. В будущем проведенное англичанами с участием советского специалиста обследование корпуса линкора не выявило следов торпедных попаданий и ремонтных работ.
  • Некоторые из современных экспертов считают, что в тех условиях дальность стрельбы и её угол советская подлодка не могла попасть по немецким кораблям, а взрывы — это результат детонации торпеды о морское дно.

В сентябре 1943 года «Тирпиц» участвовал в атаке немецких сил на Шпицберген. Это была единственная операция, в которой «Тирпиц» применил свою артиллерию. Немцы приблизились к острову и после обстрела Баренцбурга с боевых кораблей высадили войска. Стоит отметить, что линкор "Тирпиц" не совершил ни одного выстрела по кораблям противника в ходе этих событий.

За всё время существования "Тирпица" пытались потопить целых 26 раз. Через 4 месяца после нападения Лунина, 31 октября 1942 года была предпринята еще одна попытка уничтожить "Тирпиц" с использованием управляемых подводных аппаратов под кодовым названием "Колесница". Эти аппараты представляли из себя человекоуправляемые торпеды.

  • Чтобы доставить аппараты к месту стоянки "Тирпица", их планировали буксировать в подводном положении на рыболовецком катере "Артур". И в целом им это почти удалось.
  • 30 октября катеру с торпедами на буксире удалось проникнуть в Тронхеймский фьорд. Однако, когда они были всего в 28 километрах от места стоянки "Тирпица", возник сильный встречный ветер с высокой волной.
  • 31 октября в 22.00 весьма неожиданно раздался громкий скрежет на корме. Подводный пловец обнаружил, что обе торпеды потеряны.

В тот момент до "Тирпица" оставалось менее 18 километров. Но катер был затоплен, и команда вынуждена была отправиться пешком к шведской границе. Почти через год случилась первая успешная операция против "Тирпица".

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

12 сентября 1943 года в условиях низкой облачности и дождя советский лётчик Леонид Елькин в Альтафьорде разыскал стоянку Тирпица. Спустился под кромку облаков и трижды под ураганным зенитным огнём прошёл на высоте 50 метров над ним, добившись качественного фотографирования цели. Полученные фотоснимки были немедленно переданы британскому адмиралтейству, которое на их основе подготовило новую операцию.

20 сентября началась операция. Вместе с линкором «Тирпиц» планировалось атаковать линкор «Шарнхорст» и тяжёлый крейсер «Лютцов». Для атаки использовалось шесть мини-подводных лодок типа «Х», отбуксированных в этот район обычными подводными лодками.

  • Двум мини-подводным лодкам удалось приблизиться к линкору «Тирпиц», но их заметили.
  • Обе лодки сбросили двухтонные мины под целью. «Тирпиц» попытался удалиться от места якорной стоянки, но безуспешно.
  • Сбросив двухтонные заряды, лодки всплыли на поверхность. До подрыва зарядов мин по таймеру экипажи лодок были взяты в плен. Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не успел сняться со стоянки, и спустя некоторое время с небольшим временным интервалом произошёл подрыв.
«Тирпиц» в норвежском Альтафьорде. Фото в свободном доступе.
«Тирпиц» в норвежском Альтафьорде. Фото в свободном доступе.

Первый взрыв мин произошёл менее чем в 10 метрах от левого борта линкора. Второй взрыв — в метрах 50 от линкора. В результате взрыв нанёс линкору серьёзные повреждения корпуса, разрушение целостности топливных цистерн. Была сорвана со станины одна из турбин. Это напрямую не угрожало полным затоплением, но были затоплены топливные цистерны левого борта. Вода также затопила и двойное дно в месте повреждений. Линкор принял около полутора тысяч тонн воды. Корабль был временно выведен из строя.

  • Во время ремонта, длившегося с ноября 1943 по март 1944 года, на линкор был произведён только один налёт.
  • Ночью 10 февраля 1944 года бомбардировщики авиации дальнего действия СССР произвели налёт на линкор. Из-за плохих метеоусловий только два самолёта дошли до цели и сбросили бомбы. Все бомбы, по записям немцев, взорвались на берегу. Линкор повреждений не получил.

К апрелю 1944 года «Тирпиц» был отремонтирован и снова мог представлять опасность. В ответ на эту угрозу британский флот предпринял операцию с кодовым названием «Вольфрам».

  • В атаке участвовали значительные силы флота, в том числе два линкора, два эскортных авианосца, два быстроходных лёгких авианосца, два крейсера и 16 эсминцев. Атака началась 3 апреля. Накануне выхода терпится на ходовые испытания после ремонта.
  • В налёте участвовали две волны торпедоносцев «Барракуда» в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие самолёты несли, однако, не торпеды, а бомбы различных типов. 730-килограммовые бронебойные авиабомбы, фугасные, глубинные и осколочные. Первая волна нанесла удар в 5.30. К 8.00 атака была завершена. Потери составили три самолёта.
  • Экипаж «Тирпица» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневые пояса и броневая палуба линкоры при этой атаке не повреждены. Однако над стройком был нанесён заметный ущерб, потребовавший три месяца на ремонт для его устранения.
Операция «Тангстен». Фото в свободном доступе.
Операция «Тангстен». Фото в свободном доступе.

После последней атаки планировались ещё операции «Плэнет», «Браун» и «Коготь тигра». Однако из-за плохой погоды в апреле-май 1944 года англичанам пришлось отменить три налёта. В июле 1944 года состоялась операция «Маскот».

  • Однако к этому времени немцы значительно усилили противовоздушную оборону, в особенности систему дымовой завесы, в результате чего атака закончилась безуспешно.
  • Атакующие самолёты не добились попаданий. В августе 1944 года «Тирпиц» наконец прошёл морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налёты, но снова окончившиеся безрезультатно из-за плохой погоды.
  • Только в сентябре 1944 года была предпринята Королевскими воздушными силами Великобритании операция «Параван». 15 сентября с аэродрома «Ягодник» под Архангельском.

Самолёты «Ланкастер» были вооружены бомбами «Толбой», весом в 5,5 тонн каждая, и экспериментальными 227-килограммовыми подводными ходячими минами.

  • несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты «Тирпица». Одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, нанеся повреждения, сделавшие его практически немореходным.
  • У немцев, по сути, не было возможности поставить «Тирпиц» в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё в качестве тяжёлой артиллерийской плавбатареи на случай ожидавшегося вторжения в Норвегию.

Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости тяжёлых бомбардировщиков Королевских ВВС, базирующихся в Северной Шотландии, и британцы продолжили атаки на Тирпиц, не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль.

28 октября с базы Лоссимут в Шотландии был предпринят очередной налёт на Тирпиц. Однако в последний момент корабль был скрыт облаками, и лишь одна бомба «Толлбой», разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал. Но в следующий раз, 12 ноября, над Тирпицем не было ни дымовой завесы, ни облаков, ни истребителей.

  • В корабль попали три бомбы «Толлбой». Одна отскочила от башенной брони, но две других пробили броню и проделали примерно 60-метровую дыру в его левом борту, вызвав также пожар и последующий взрыв в пороховом погребе башни «Си». Причём взрыв оторвал её.
  • В итоге «Тирпиц» завалился на борт, а затем перевернулся и примерно через 10 минут после атаки затонул к западу от Тромсё в бухте Хоккёй-Боттен, унеся с собой на дно более 950 человек из находившихся на борту примерно 1700.

По каким причинам, до настоящего времени не до конца понятно, истребители ВВС Германии не противодействовали налёту? Группа истребителей, ответственная за оборону линкора, не участвовала в его защите. Хотя информация о приближении бомбардировщиков поступила более чем за один час до начала атаки. Германской ПВО удалось лишь повредить двигатель одного из самолётов, участвовавших в налёте. Но его команда спаслась, жёстко приземлившись в Швеции.

Тирпиц вверх килем. Фото в свободном доступе.
Тирпиц вверх килем. Фото в свободном доступе.

Уничтожение Тирпица устранило последнюю серьёзную надводную угрозу для коммуникаций в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане. Это позволило перевести главные надводные силы Королевского флота — эскортные авианосцы, быстроходные и лёгкие авианосцы, линейные корабли и линейный крейсер «Ренаун» — с Атлантического театра войны, где они находились в качестве сил сдерживания, в Индийские Тихие океаны, где они приняли участие в боевых действиях против Японии.

После войны обломки «Тирпица» были проданы норвежской компании, после чего линкор разрезали на части и вывезли. Однако значительный фрагмент носовой части остаётся там, где он и затонул — в 1944 году.

  • Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временные электростанции, снабжая рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог.
  • В настоящее время фрагменты линкора используются норвежским дорожным департаментом как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ.
  • Некоторые части корабля были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительный фрагмент бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее в Госпорте Хемпшира.

Недалеко от места потопления Тирпица существуют искусственные озера, появившиеся в воронках от разрывов бомб-толбой, не попавших в цель.

Почему же так боялись англичане Тирпица? Пишите своё мнение в комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на канал! Спасибо за прочтение!