Children of Bodom — это настоящая веха в финской тяжелой музыке. Как бывшим школьным товарищам удалось вывести финский метал на первый план и что же в итоге привело эту группу к преждевременному краху — читайте в этой обжигающей сознание истории.
Спасибо, что вы с нами! Attack the Music — это блог о тяжелой музыке и всем, что с ней связано. Подписывайтесь! У нас более 200 статей о самом разном из метала, рока и хардкора!
1
Последний концерт
15 декабря 2019 года Children Of Bodom отыграли свой последний концерт. За 6 недель до этого события было объявлено, что барабанщик Яска Раатикайнен, басист Хенка Сеппяля и клавишник Янне Вирман, игравшие на всех релизах Bodom, начиная с дебютного диска 1997 года Something Wild, в скором времени покидают группу. Причиной было названо желание «поменять курс своей жизни». Так гитарист Даниэль Фрейберг и Алекси Лайхо остались в группе одни, и если Фрейберг играл в ней с 2016 года, то Лайхо отдал ей всю свою жизнь.
Шоу проходило в Ледовом Дворце Хельсинки, буквально в нескольких минутах езды от города Эспоо, где 26 лет назад школьные друзья Алекси и Яска и основали Children Of Bodom. Назвать этот вечер окутанным флёром ностальгии и горечи значит не сказать ничего, но проблемы Алекси с алкоголем и наркотиками, которые в результате и вбили клин между ним и его товарищами по группе, делали обстановку несколько напряженной.
«Это было странное событие, очень эмоциональное. Прямо перед началом выступления я обнял Алекси и меня просто поразило осознание того, что это последний раз, когда я играю эти песни. Учитывая то, в каком состоянии был Алекси в тот момент, нельзя было гарантировать, что он не решит специально все испортить, но у него все получилось. Это было эмоционально, но в то же время я испытал огромное облегчение, когда все закончилось, потому что я так устал от проблем Алекси». — Янне Вирман, клавишник группы
Алекси и Дэниел продолжили работать вместе под именем Bodom After Midnight, но концерт в Хельсинки стал последним, когда они выступали как Children Of Bodom. Это был конец пути для группы, которая помогла финскому металу появиться на музыкальной карте мира и которая в лице своего вокалиста и гитариста имела одного из самых талантливых и харизматичных музыкантов своего поколения. Чуть больше года спустя Алекси умер, его демоны просто оказались слишком сильны для его изможденного алкоголем тела.
2
Wildchild и увлечение музыкой
В детстве у Алекси было прозвище Wildchild. Возможно, так его назвали друзья, а может, он и сам его себе придумал. Так или иначе, оно идеально ему подходило. Харизматичный от природы, Лайхо отличался вспыльчивым характером и склонностью к головоломным приключениям, например, исследованию «заброшек» города и катанию на скейте или сноуборде. Яска Раатикайнен был одноклассником Алекси. Они практически все время проводили вместе, делясь друг с другом всем — от первых сигарет до первого пива.
Увлечение музыкой появилось у Алекси с ранних лет. В семь лет он начал постигать основы игры на скрипке, но потом переключился на гитару, как только его старшая сестра Анна познакомила его с такими грандиозными группами, как Twisted Sister, Guns N'Roses и W.A.S.P., у которых кстати и была песня под названием "Wild Child".
В 11 лет Алекси подарили гитару Tokai Stratocaster, и почти каждый свободный час он проводил в игре на ней. Он был одержим музыкой.
«Он очень любил таких гитаристов, как Ингви Мальмстин и Стив Вай, так что это он приобщил меня к подобного рода музыке и действительно увлек меня металом. Музыка была тем, с чем он мог общаться». — Яска Раатикайнен, ударник группы
3
Первое демо
В начале 90-х годов финская метал-сцена была небольшой и несколько изолированной от остального мира. Такие группы, как Stratovarius и Sentenced, произвели фурор в Европе, но вряд ли они могли сравниться с теми международными суперзвездами, о которых Алекси читал в метал-журналах. Поэтому он поступил так, как поступил бы любой излишне самоуверенный 13-летний подросток: он создал свою собственную группу и назвал ее Inearthed.
Алекси уговорил Яску присоединиться к Inearthed в качестве ударника, и, вдохновленные экстремальной металлической сценой, которую они открыли для себя благодаря андеграундным журналам и тейп-трейдингу, летом 1994 года группа записала свое первое демо.
«Мы сделали около 50 копий, и это стало в Эспоо настоящим событием. Люди вокруг говорили о нас; мы были детьми, а все дети, независимо от того, в какой школе они учились, собирались здесь на выходных». — Яска Раатикайнен
Одним из таких ребят был Хенка Сеппяля, который присоединился к Inearthed в качестве бас-гитариста в 1995 году. Он уже слышал об Алекси в школе.
«Алекси был очень харизматичным, 13 или 14 лет, в крутой кожаной куртке и ковбойских сапогах, курил сигареты. Но он также был трудолюбив. Он играл по шесть-восемь часов в день, и это при том, что еще учился в школе». — Хенка Сеппяля
4
Рождение Children of Bodom
Благодаря природной харизме Алекси и новизне группы, состоящей из детей и играющих на своих инструментах примитивный дэт-метал, Inearthed собирали концерты в местных молодежных центрах, а затем слухи о них распространились по всему миру. В 1997 году, когда Алекси и Яске было по 18 лет, они решили записать альбом.
Но легче сказать, чем сделать. По наивности группа подписала контракт с небольшим бельгийским лейблом Shiver Records. Единственная проблема заключалась в том, что Inearthed — теперь уже имевшие в составе ритм-гитариста Александра Куоппалы и тогда еще сессионного клавишника Янне Вирмана — должны были сами финансировать запись. Денег хватило только на неделю работы в студии, и им пришлось работать по 16 часов кряду, чтобы закончить запись вовремя.
Тяжелая работа оправдала себя, когда им позвонили из Spinefarm Records, восходящего финского лейбла, базирующегося в Хельсинки. Яска придумал гениальное решение, как разорвать отношения с Shiver.
«Я отправил им факс, в котором сообщил, что группа распалась. Мы сменили название на Children Of Bodom. Это было некрасиво, но мы не могли просто так это оставить». — Яска Раатикайнен
Их новое название было отсылкой к убийству на озере Бодом, случившееся в 1960 году на берегу озера в Эспоо. Тогда были убиты три подростка. Дело так и осталось нераскрытым, но если у группы и были какие-то сомнения по поводу уместности их нового названия с точки зрения морали, они либо не показывали этого, либо им было все равно.
5
Финский метал выходит из подполья
Новоиспеченные Children Of Bodom выпустили свой дебютный альбом, Something Wild, в ноябре 1997 года. Изобретательная смесь мелодик-дэта и блэк-метала с примесью помпезности метала 80-х, он занял впечатляющее 3-е место в финском чарте. Поразительно, но финны Nightwish и HIM выпустили свои дебютные альбомы в том же месяце.
«Финский метал наконец-то вышел из подполья. В один момент появились такие группы, как Nightwish и HIM. После всего этого уже можно было говорить о финском металле — до этого его просто не существовало». — Хенка Сеппяля
Их второй альбом, Hatebreeder 1999 года, оказался еще лучше и возглавил финские чарты. Летом того же года последовало японское турне, которое дало им возможность впервые закрепиться за пределами Европы и выпустить концертный альбом Tokyo Warhearts - Live In Japan 1999.
«Толпы сходили с ума каждый вечер. А мы были просто 19-летними парнями из Финляндии» — восторгается Янне, который был вынужден пропустить предыдущие европейские туры группы, чтобы сдать выпускные экзамены.
6
Международный успех
Следующими двумя альбомами группа продолжила свое движение вперед. На альбоме 2000 года Follow The Reaper они добавили больше элементов пауэр-метала, а также использовали коллекцию синтезаторов продюсера Петера Татгрена. Альбом 2003 года Hate Crew Deathroll стал их настоящим международным прорывом: именно тогда Великобритания и США начали обращать внимание на этих диких финнов.
«В Hate Crew Deathroll есть что-то магическое и важное. Мы начали гастролировать в Штатах, и это открыло для нас целый новый мир. Теперь казалось, что мы действительно глобальная группа». — Янне Вирман
Этот растущий международный успех был закреплен выходом в 2005 году альбома Are You Dead Yet? и участием в североамериканском и европейском этапах тура Unholy Alliance 2006 года вместе с In Flames, Mastodon, Lamb Of God и хедлайнерами Slayer. Это был шанс для европейской группы побаловать себя связями за океаном.
7
Звездные знакомства
В какой-то момент к группе начали проявлять внимание разные знаменитости. На одном из концертов они заметили кудрявого саксофониста из софт-джаза Кенни Джи, который наблюдал за ними со стороны сцены.
«Оказалось, что его дети были нашими фанатами. А сам оказался довольно милым парнем». — Янне Вирман
«Как-то раз после концертов Керри [Кинг] приглашал нас потусоваться с ним и все поил нас этими чертовыми коктейлями с ягером!». — Яска Раатикайнен
Еще одним маловероятным поклонником оказался актер Роб Лоу. Звезда «Огня святого Эльма» застал Bodom во время тура Unholy Alliance и упомянул их во время выступления на громком американском ток-шоу The Tonight Show на следующий вечер.
«Ведущий Джей Лено спросил, есть ли в зале кто-нибудь, кто знает, кто мы такие, и кто-то что-то закричал, так что он сказал: «Ну, хоть один больной человек». Я просто сказал: «Да, блин! Лучший промоушен в нашей жизни». — Янне Вирман
8
Children of Bodom и алкоголизм Алекси
По мере укрепления репутации группы, рос и статус Алекси как главной фигуры в команде. Его уникальный стиль игры на гитаре быстро сделал его иконой среди гитаристов современности, хоть на тот момент он и не скрывал своего пристрастия к алкоголю и связанного с ним необузданного поведения. Его склонность к саморазрушительным действиям впервые дала знать о себе в 1998 году, когда после одновременного употребления транквилизаторов и виски он оказался на больничной койке. В нулевые подобное стало происходить чаще и, что логично, начало влиять на дела группы. В какой-то момент Алекси даже умудрился сломать себе руку, когда в пьяном угаре он счел неплохой идеей потанцевать на крыше автомобиля. Подобное повторилось в 2004, 2007 и 2008 годах, когда из-за эксцентричного поведения Алекси и получаемых им травм группе приходилось отменять выступления.
«К концу этого гастрольного цикла алкоголизм Алекси начал становиться настоящей проблемой. Не надо думать, что люди вокруг него вели аскетичный образ жизни. Вовсе нет. Все веселились, но никто не делал того, что делал он. Например, вставал утром и первым делом выпивал две рюмки водки». — Янне Вирман
Его личные проблемы отразились на группе. В творческом плане Bodom, казалось, уперлись в стену. Ни альбом 2008 года Blooddrunk, ни его продолжение 2011 года, Relentless Reckless Forever, не соответствовали энергии и блеску ранних работ. Когда группа вновь собралась после перерыва, казалось, что Алекси осознал, какие проблемы создает его образ жизни.
«Алекси встал и сказал: «Извините, ребята, я признаю, что я алкоголик — это то, что я ношу с собой, и я обещаю больше не употреблять алкоголь во время работы». — Хенка Сеппяля
9
Ложный рассвет
Работа над альбомом [2013 года] Halo Of Blood стала для группы таким катарсисом, как будто она начала все сначала. Большая часть гастрольного цикла Halo Of Blood была завершена в трезвом состоянии, а отношения в группе наладились. К сожалению, это долго не продолжилось. Хотя в творческом смысле альбомы 2015 года I Worship Chaos и 2019 года Hexed оказались вполне удачными, Алекси вновь начал прикладываться к бутылке. Но даже тогда его коллеги по группе решили, что они смогут преодолеть трудности.
«Мои последние очень хорошие и приятные воспоминания об Алекси — это работа с ним над клавишными для Hexed, потому что мы всегда работали над ними вместе, только вдвоем. Он приходил ко мне домой и говорил: "Эй, ты не против, если мы будем делать эти сессии совершенно трезвыми?". Разумеется, я был очень даже не против! Мы отлично провели время вместе за эту неделю». — Янне Вирман
Но затем все вернулось на круги своя. После того как релиз Hexed был отложен, Алекси улетел в Австралию, чтобы провести время с Келли Райт-Лайхо, музыкальной журналисткой, с которой он познакомился в 2016 году и на которой женился в 2017-м — довольно спорное решение, учитывая, что на тот момент он все еще состоял в законном браке со своей первой женой, фронтвумен Sinergy Кимберли Госс. Когда он вернулся, его коллеги по группе сразу поняли, что что-то не так.
«Он всегда был худым парнем, но сейчас он так похудел, что был похож на скелет. Он пытался играть на гитаре, но не мог играть вообще. Мы не знали, что, черт возьми, делать». — Янне Вирман
«В конце тура [Hexed] мы устроили что-то вроде интервенции, и Алекси так разозлился на нас. Мы сказали ему, что так больше продолжаться не может. Он был в таком плохом состоянии, что наш тур-менеджер держал под рукой номера моргов в каждом городе на случай, если мы проснемся и обнаружим его мертвым в своей койке. 2019 год оказался таким дерьмовым». — Хенка Сеппяля
Тем не менее, группе удалось выполнить свои гастрольные обязательства. Затем, в ноябре, Яски, Хенка и Янне объявили о том, что покидают группу.
«Всегда задаешься вопросом, мог ли ты что-то сделать, чтобы предотвратить то, что случилось с Алекси. Если бы я поговорил с ним побольше... да что угодно. Но зная, каким упрямым был Алекси, я думаю, он все равно не стал бы меня слушать и, скорее всего, просто выгнал бы». — Хенка Сеппяля
10
Bodom After Midnight
На концертной записи A Chapter Called Children Of Bodom нет и намека на плохое самочувствие или напряжение в группе. Яркий, электризующий и грандиозный сет охватывает практически все эпохи Children Of Bodom и является свидетельством их творческого и исполнительского потенциала, генерирующего бескомпромиссный и сногсшибательный звук, который вдохновил бесчисленное множество групп по всему миру.
Несмотря на то, что изначально они договорились о полном прекращении существования Children Of Bodom, Алекси немало удивил остальных, когда раскрыл планы по продолжению работы с гитаристом Даниэлем Фрейбергом, который присоединился к группе в 2016 году. Не имея возможности легально использовать имя Children Of Bodom, новый проект Алекси в итоге получил название Bodom After Midnight — так называется трек на альбоме Follow The Reaper.
«Вероятно, Алекси было нелегко. Для нас это был последний концерт, а он планировал продолжить выступление с другой группой. Я счастлив, что он справился с этим так хорошо, как смог». — Хенка Сеппяля
11
4 января 2021 года стало известно о смерти Алекси Лайхо. Он скончался неделей ранее, но его семья скрывала эту новость. Официальной причиной смерти была названа «алкогольная дегенерация соединительной ткани печени и поджелудочной железы».
Ему был всего 41 год. Оставшиеся в живых участники Children Of Bodom испытывают общее чувство грусти по поводу того, как все закончилось.
«К последнему шоу я уже знал, что он умрет от своей зависимости. Он не был заинтересован в помощи и говорил мне об этом прямо». — Янне Вирман
В то же время они предпочитают помнить своего друга таким, каким он был, и все, чего он достиг.
«Талант Алекси был настолько огромен, что он вдохновлял людей заниматься все больше и больше, чтобы достичь его уровня». — Янне Вирман
«На старте мы не знали абсолютно ничего, но это не помещало нам стать международным явлением. Наше наследие должно заключаться в том, что если ты веришь в то, что делаешь, и не позволяешь никому управлять собой, то даже с такой странной музыкой, как у Bodom, ты сможешь добиться успеха». — Янне Вирман
Запись последнего концерта была выпущена в виде концертного альбома A Chapter Called Children Of Bodom. Это звук группы, находящейся на своем пике вопреки всем трудностям, и напоминание о том, насколько важными и влиятельными они были на самом деле.