Если в начале 70-х бирмингенцы из Black Sabbath положили начало тому, что сегодня именуется тяжелым металом, то к концу десятилетия жанр постиг первый серьезный кризис. В те годы балом правили панк и хардкор, группы, относимые к тяжелому спектру хард-рока, пребывали в стагнации либо же записывали откровенную чепуху.
Подобное положение дел не нравилось молодым английским бунтарям, которые со свойственной панкам самоуверенностью и задором взялись за гитары и начали играть свой вариант метала. Явление тут же стало массовым и обзавелось собственным названием — New Wave of British Heavy Metal. Ну, а самыми яркими представителями этой волны были Iron Maiden — многообещающая группа из восточной части Лондона.
О начале их творческого пути и пойдет речь в данной статье. Ловите: 20 фактов о том, с чего начались Iron Maiden и какие невзгоды им пришлось преодолеть на заре своей карьеры.
Спасибо, что читаете Attack the Music! Это блог о тяжелой музыке, знаковых группах и альбомах свежих релизах и многом другом! Подписывайтесь на канал! На очереди — истории становления Slayer и Metallica.
1
Как и Black Sabbath, в начале своего творческого пути Iron Maiden также терзали сомнения и страх относительно своего будущего
В первые дни 1980 года, когда группа, наконец, вошла в студию Kingsway в Западном Лондоне, чтобы начать запись своего дебютного альбома, басист и основатель команды Стив Харрис испытывал смешанные чувства. Он был уверен в силе написанного им материала, знал, что новый состав группы был лучшим из тех, что были прежде, поскольку в него добавились ударник Клайв Берр и опытный гитарист Деннис Стрэттон, прекрасно сработавшийся с другим гитаристом — Дэйвом Мюрреем. Тем не менее, Харриса не отпускало чувство ноющего страха.
«Наверное, в глубине души я всегда боялся, что все это может быстро рухнуть. Нельзя ничего принимать на веру, принимать за должное. Сегодня это есть, завтра — нет. Заниматься музыкой все равно что открыть свое дело. Поэтому если что-то не получается сразу или не выходит вовсе, стараешься себя не накручивать. Мой настрой был таким». — Стив Харрис
2
По словам одногруппников, Харрис был прирожденным лидером, яростно стремящимся к успеху и четко представлявшим себе вектор развития Maiden
«Стив был ядром. Он придал группе индивидуальность. С самого начала был очень дотошным и методичным. И это было невероятно — иметь такую сосредоточенность на песнях и идеях Стива и на том, как он их проецировал». — Дэйв Мюррей
Именно эта сосредоточенность и, прежде всего, эти песни обеспечили первому альбому Iron Maiden статус классического.
«План был довольно прост. Мы уже давно играли эти песни вживую, знали их досконально. И хотели запечатлеть в студии то, что происходило на концертах. Я думаю, что большинство первых альбомов групп именно такие. У любой команды, которая существует несколько лет, первый альбом — это как бы лучшее из того, что было сделано за эти годы». — Стив Харрис
3
Первой трудностью, с которой столкнулась группа, стал поиск подходящего продюсера
Одним из тех, кто работал с командой в конце 79-го, был Энди Скотт, гитарист глэм-рок-группы Sweet, но его очень быстро попросили освободить свое место, как только он предложил Харрису играть медиатором вместо пальцев.
«Я сказал ему, куда он может засунуть это предложение». — Стив Харрис
Предпочтение было отдано Мартину Бёрчу, продюсеру Deep Purple, оказавшему большое влияние на Харриса и других гигантов рока, включая Rainbow и Whitesnake. Но поскольку Бёрч был занят работой над альбомом Black Sabbath Heaven And Hell, первым альбомом с вокалистом Ронни Джеймсом Дио, работу в Maiden получил Уил Мэлоун, который также работал с Sabbath в качестве дирижера и аранжировщика на альбомах Sabbath Bloody Sabbath, Sabotage и Never Say Die!
К раздражению группы, Мэлоун был слабо заинтересован в том, как идут дела у коллектива.
«Мы смеялись над тем, как он сидит, положив ноги на стол, курит большую сигару и читает Country Life — потому что больше он ни черта не делал. Мы пытались получить от него какую-то обратную связь, а он только говорил: «О, я думаю, вы могли бы сделать лучше».
Так что в итоге мы просто игнорировали его. Работали напрямую с инженером Мартином Леваном. Мы тогда еще только учились, так что, слава Богу, нам попался хороший инженер, который был в теме». — Стив Харрис
4
Осознание того, что гитарист Деннис Стрэттон не очень хорошо вписывается в команду, пришло Харрису во время работы над эпической композицией «Phantom Of The Opera»
Как-то раз, когда остальные отсутствовали в студии, Стрэттон взял на себя смелость добавить в композицию дополнительные гитарные гармонии и бэк-вокал. Услышавший это впоследствии Харрис, был просто в ужасе.
«Они поставили ее мне, и я говорю: «Что это за хрень? Похоже на Богемскую Рапсодию». – Стив Харрис
Позже Стрэттон признал: «Да, это было слишком похоже на Queen. Меня бывает заносит».
По его словам, он был «немного расстроен», когда его аранжировки оказались выброшены в мусорную корзину. Но он знал, кто заправляет всем в Iron Maiden. Это была группа Стива Харриса, и это было ясно всем заинтересованным сторонам, в том числе и их лейблу EMI.
«Звукозаписывающая компания никогда не имела никакого отношения к творческому видению Iron Maiden. Никто не заходил в студию, никогда. Они даже меня не пускали!». — Род Смоллвуд, менеджер группы
5
Поскольку Харрис был основным автором песен, не удивительно, что его перу принадлежит целых 5 композиций с альбома
«Prowler» — неполиткорректная песня о радостях публичного рукоблудия;
«Transylvania» — бьющий в голову инструментал с обжигающим взаимодействием Мюррея и Стрэттона;
«Strange World» — тонкий, эмоциональный номер с фантастическими образами;
«Phantom Of The Opera» — семиминутный блицкриг и мечта эйр-гитариста;
«Iron Maiden» — бурная фирменная вещица, в которой певец Пол Ди'Анно озвучил вскоре сбывшееся пророчество: "Iron Maiden доберется до тебя, где бы ты ни был".
Две композиции были написаны Харрисом и Ди'Анно в соавторстве:
«Running Free» — настоящий гимн альбома, вдохновленный бунтарской молодостью Ди'Анно (в юности Пол был участником банды скинхедов в Ист-Энде);
«Remember Tomorrow» — глубокая хэви-металлическая баллада, имевшая для Ди'Анно "особый смысл" и название которой произошло от любимой фразы его деда.
А еще была одна песня, написанная Дэйвом Мюрреем, — незаурядная дань уважения знакомой проститутке, названная «Charlotte The Harlot».
6
В альбом не попали две композиции, которые на тот момент были обязательными номерами всех концертных выступлений группы
Это «Sanctuary» и «Wrathchild». Они вошли в NWOBHM-сборник под названием Metal For Muthas, выпущенный EMI в феврале 1980 г. Релиз, в результате, в пух и прах разгромили критики, назвав его "шуткой" и "малобюджетной наживой на столь желанном в Великобритании металлическом возрождении". Высоко оценены были только песни «Железной Девы».
Между тем в группе имело место быть стойкое ощущение, что их дебютный альбом, несмотря на все старания Мартина Левана, получился несколько недоработанным.
«Никто из нас не был доволен продюсированием. Песни не звучали так же яростно, как на концертах. В нем не было того огня, того укуса и той злости, которые были в нашей игре. И все же мы понимали, что все равно альбом у нас получился сильный. В нем были действительно хорошие песни и много энергии. А Пол, как певец, обладал настоящей харизмой. Это был хороший альбом. Действительно хороший". — Стив Харрис
В итоге дебютный альбом Iron Maiden, записанный за скромную сумму в 12 000 фунтов стерлингов, стал одним из величайших и наиболее влиятельных хэви-металлических альбомов всех времен и народов, заложившим фундамент для появления таких групп, как Metallica и многих других, и дальнейшего распространения NWOBHM.
7
Для Maiden время появления NWOBHM было как нельзя удачным
«Было очевидно, что происходит нечто большое, и это было крайне выгодно нам — оказаться в самой гуще событий. Между тем мы всегда делали только то, что казалось правильным нам. Мы не засматривались на тех, кто еще присутствовал на сцене в то время. Мы никогда не думали о том, что делают другие. Мы просто занимались своим ремеслом». — Стив Харрис
8
"Running Free" помог группе попасть на Top Of The Pops
В последнюю неделю февраля был выпущен дебютный сингл Iron Maiden "Running Free". На обложке была изображена зловещая фигура, притаившаяся в темном переулке и размахивающая разбитой бутылкой, за которой бежал длинноволосый поклонник рок-музыки.
"Running Free" ворвался в британский чарт, заняв 34-е место, и это стало причиной появления группы на Top Of The Pops. Команда решила сыграть на шоу вживую, став первой группой, выступившей на TOTP после The Who в 1972 году.
"Все привыкли ругать Top Of The Pops, но то, что металлическая группа попала на это шоу, было большим событием в то время. То, что мы попали туда, смешавшись со всей этой попсой, было просто фантастикой». — Стив Харрис
9
Тур с Judas Priest начался со скандала
За всем этим последовало крупное турне по Великобритании, в ходе которого группа открывала концерты Judas Priest в кинотеатрах на 3000 мест. Во многих отношениях это была идеальная пара: Priest — признанные мастера британского металла, Maiden — молодые претенденты на трон с похожим стилем и двух-гитарной атакой. Но в преддверии тура Ди'Анно позволил себе дерзко высказаться в СМИ, заявив, что Maiden "разнесут Priest в пух и прах". В результате турне прошло в атмосфере напряженности и обвинений, что дорожная команда Priest саботирует звук Maiden. Хвастовство Ди'Анно оттолкнуло от них некоторых поклонников Priest. Многих других покорило живое мастерство Maiden. И по странному стечению обстоятельств через неделю после окончания тура дебютный альбом Iron Maiden и альбом Priest British Steel вышли в один и тот же день, 14 апреля.
10
В этих двух альбомах было много общего: классический хэви-метал, дуэль гитар и "голый" продакшн. Вокал Ди'Анно временами напоминал Роба Хэлфорда из Priest, а в песне «Remember Tomorrow» присутствовали отголоски классического альбома Priest Beyond The Realms Of Death. И подобно тому, как обложка альбома British Steel стала культовой — лезвие бритвы с логотипом группы, — так и обложка Iron Maiden стала для многих визуальным воплощением энергии и ярости группы.
«Там был Эдди. Было похоже, что его нарисовали специально для группы. Потребовалось лишь одно небольшое изменение — удлинить волосы фигуры, чтобы она соответствовала хэви-металлу, а не панку». — Род Смоллвуд
Образ Эдди было настолько сильным, что один молодой поклонник метала из Бразилии, Макс Кавалера, впоследствии фронтмен Sepultura, купил альбом только из-за обложки, никогда не слышав ни одной песни Maiden.
«И когда я включил его, он меня просто убил». — Макс Кавалера
11
Альбом получил восторженную рецензию Джеффа Бартона из журнала Sounds и забрался на 4-ую строчку чарта
«Хэви-метал для 80-х. Его ослепительная скорость и безудержная свирепость заставляют большинство хэви-роковых композиций 60-х и 70-х годов звучать будто понарошку». — Джефф Бартон
Стив Харрис, возможно, недоумевал по поводу постоянных ссылок Бартона на панковскую атмосферу в Maiden. Но эта рецензия сыграла свою роль в том, что произошло дальше — альбом, превзойдя все ожидания, вошел в британский чарт под номером 4. Для уравновешенного Харриса это был шок.
«Я действительно не мог в это поверить. Как будто мы сразу же исполнили свою мечту». — Стив Харрис
12
После этого триумфа Maiden снова отправились в тур, выступая в качестве хэдлайнеров на многих площадках, в которых раньше они выступали перед Priest. Это был марафонский 45-дневный тур с Praying Mantis в роли саппорта, и в разгар этого тура вышел еще один сингл — новая версия «Sanctuary», отличная от той, что была на альбоме Metal For Muthas, с обложкой Дерека Риггса, на которой был изображен Эдди, застигнутый на месте убийства премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. В ее мертвой руке — сорванный со стены плакат Iron Maiden, его пальцы сжимают длинный окровавленный нож. Сингл «Sanctuary» оказался даже лучше, чем «Running Free», заняв 29-е место.
13
По словам Мюррея, плотный гастрольный график группы был тем еще испытанием
«Вы находитесь в замкнутом пространстве. Гастрольный автобус, гримерка. Вы живете и дышите друг с другом одним воздухом день за днем, и от всего этого довольно непросто». — Дейв Мюррей
И все же, несмотря на трудности, все понимали, что без всего этого реализовать глобальные планы Maiden невозможно. А планы и впрямь были титанические.
«Мы хотели добиться больших успехов в Европе и Америке. Некоторые группы были хорошо известны в Британии, но ничего не значили в других странах. Мы же смотрели на весь мир». — Род Смоллвуд
И в конце августа — после выступления на фестивале в Рединге в качестве гостей группы UFO, которой Харрис очень восхищался, — Maiden отправились в свое первое европейское турне на разогреве у Kiss.
Именно басист Kiss Джин Симмонс выбрал Maiden для этого тура.
«Maiden сразу же показались мне группой с огромным потенциалом. Группа была одновременно музыкальной и мощной, и поскольку я та еще капиталистическая свинья, то сразу увидел в Эдди тот культовый визуальный образ, который легко поможет всем участникам группы обзавестись собственными домами и обеспечит им безбедную старость. Я был уверен, что скоро Iron Maiden превзойдет Kiss по продажам мерчендайза в Америке». — Джин Симмонс
За 24 дня Maiden выступили перед более чем 350 тыс. зрителей, и именно во время этого тура Пол Ди'Анно пережил момент, который он запомнил на всю жизнь.
«Я увидел Джина Симмонса — одного из самых богатых и известных рок-звезд западного мира — в чертовой футболке Iron Maiden. Тогда я понял, что мир окончательно сошел с ума». — Пол Ди'Анно
Но для Денниса Стрэттона дни в группе были сочтены.
14
По мнению Смоллвуда, Стрэттон был слишком сильно непохожим на остальных ребят. Он любил группу Eagles, носил красные штаны и белый топ. К сожалению, не таким уж ярым металлистом он был.
После того, как Maiden записали кавер на песню «Women In Uniform» австралийской группы Skyhooks, Стрэттона уволили. Его заменил Адриан Смит, старый друг Дэйва Мюррея.
«Мы с Адрианом играли в одной группе, еще в далеком прошлом. До того, как я присоединился к Maiden в 75-м году». — Дейв Мюррей
После того как Смит вошел в состав группы во время этого тура, группа незамедлительно приступила к работе над своим вторым альбомом. И на этот раз у них появился продюсер, которого все это время хотел видеть Стив Харрис.
15
По мнению Дэйва Мюррея, второй альбом Killers стал "настоящим поворотным пунктом" для Iron Maiden
«Я думаю, что после первого альбома группа по-настоящему воспряла духом, и немалую роль в этом сыграло то, что нашим продюсером стал Мартин Бёрч. Мы все были большими поклонниками работы Мартина с Deep Purple. Нам также понравилось то, что он сделал с Black Sabbath на альбоме Heaven And Hell, поэтому то, что Мартин пришел к нам на Killers, было просто фантастикой. Он привнес что-то новое в наше звучание. На первом альбоме мы играли быстро, будто панк-рок, но с большей мелодичностью. Продюсирование Killers Мартином придало нам немного больше лоска, но при этом мы не потеряли своей прежней остроты. Весь альбом получился по-настоящему мощным и атмосферным, и все это благодаря Мартину Бёрчу». — Дэйв Мюррей
Альбом Killers был записан в декабре 1980 года в лондонской студии Battery Studios. Как и в прошлый раз, у группы уже было заготовлено достаточно материала.
«К тому моменту у нас уже набралось много новых песен, которые мы как следует откатали вживую. Мне пришлось написать только три новые». — Стив Харрис
16
В альбом вошло десять песен: девять написал сам Харрис, а заглавную композицию — в соавторстве с Ди'Анно. Последняя представляла собой тяжелую драму с мрачной лирикой и доминирующим вокалом. Как сказал Мюррей: «Пол прекрасно звучал на "Killers", и в этой песне была такая чистая и сырая энергия».
«Wrathchild» обладал мрачной интенсивностью и неугомонной силой; новая версия, перезаписанная с Бёрчем, намного тяжелее, чем та, что была на Metal For Muthas. В «Another Life», «Innocent Exile», «Purgatory» и «Drifter» была пылающая энергия, а в инструментальной «Genghis Khan» — эпическая атмосфера. А среди трех недавно написанных композиций была еще одна инструментальная пьеса — «The Ides Of March», служащая грандиозным вступлением к альбому. Следует также отметить полуакустический номер «Prodigal Son», придающий записи иную фактуру, и духовный наследник «Phantom Of The Opera» — кровавую и громадную «Murders In The Rue Morgue», вдохновленную Эдгаром Алланом По.
17
Критики назвали альбом «провальным», но сама группа считала иначе
Изображение для обложки Killers художник Дерек Риггс подготовил вполне подходящее: уже знакомый публике Эдди в образе маньяка с топором, с удовлетворенной ухмылкой глядящий на падающую жертву. На заднем плане — одна из улиц Ист-Энда с секс-шопом и пабом Ruskin Arms, где Maiden много играли в первые годы своего существования.
По иронии судьбы, Killers собрал плохую прессу. Критики назвали альбом «провальным». Единственная положительная рецензия была написана Малкольмом Доумом в Record Mirror. Но, как сказал Харрис: «Мы знали, что это чертовски хороший альбом».
18
Именно гастроли помогли как следует раскрутить Killers
На момент выхода альбома 29 февраля 1981 г. группа уже начала давать концерты по всей Великобритании, намереваясь затем продолжить гастроли по всему миру. Всего планировалось сыграть 113 шоу.
Killers достиг 12-го места в Великобритании, что на восемь позиций ниже, чем пиковая позиция первого альбома. Но по ходу тура продажи альбома неизменно росли и в итоге превысили 750 000 экземпляров, что в два раза больше, чем у дебютного альбома, а в Америке было продано 150 000 экземпляров.
«Все дело в гастролях. Честная тяжелая работа. Мы не стремились к тому, чтобы записать большой коммерческий релиз. Мы просто делали то, что умеем. И достигнутый результат — это во многом заслуга Стива, который руководил группой». — Эдриан Смит
19
В ходе европейских гастролей дали знать о себе первые признаки новой проблемы. Пол Ди'Анно всегда был неравнодушен к рок-н-ролльному образу жизни, и после того, как он сорвал голос из-за частых пьянок, несколько концертов в Германии пришлось отменить.
«Пол был очень важной частью группы, и со стороны могло казаться, что с ним все в порядке. Но у нас было правило: люди не должны забывать, для чего они в группе. Нас никогда не волновало, кто чем занимается вне сцены и репетиционной точки: главное, чтобы человек был на своем месте и мог отдаваться на все 100%. Пол же в какой-то момент перестал отвечать этому требованию». – Стив Харрис
Ди'Анно свою вину не отрицал.
"Проблема была не в том, что я нюхал немного кокса. Проблема была в том, что я нюхал его безостановочно, сутки напролет». — Пол Ди’Анно.
Iron Maiden не могли позволить себе случайных попутчиков. Гастроли являлись ключевым фактором развития группы. И хотя Ди'Анно удалось продержаться еще три месяца — за это время был записан концертный EP Maiden Japan, а в Северной Америке группа вновь выступила перед Judas Priest, — Харрису стало ясно, что необходимо принимать жесткое решение.
«У Пола были шансы сохранить свое место в группе. Ему прочитали акт о беспорядках и дали шанс все исправить. Но он не исправился. И мы понимали, что если мы ничего не предпримем, то очень резко покатимся вниз, и это будет конец». — Стив Харрис
Когда в августе группа вернулась в Европу, Харрис и Смоллвуд посетили фестиваль в Рединге, чтобы посмотреть на NWOBHM-группу Samson и встретиться с ее вокалистом. Брюс Дикинсон впервые увидел живое выступление Iron Maiden в мае 1979 года, когда они выступали в поддержку Samson в лондонском клубе Music Machine.
«Было совершенно очевидно, что Maiden станут великими. Эта гиперкинетическая группа была действительно мощной и целеустремленной. И Пол Ди'Анно, он был в порядке, но я подумал: "Я действительно мог бы попробовать себя на его месте!». – Брюс Дикинсон
Через несколько дней после встречи с Харрисом и Смоллвудом в Рединге Дикинсон тайно прошел прослушивание в Maiden, после чего группа отправилась с Полом на его последние европейские концерты с группой.
По словам Ди'Анно, главной причиной его ухода из группы стала смерть в 1981 году его деда, человека, который вдохновил его на создание "Remember Tomorrow".
«После потери деда участие в рок-группе уже не казалось мне таким важным». — Пол Ди'Анно
Последнее выступление Ди'Анно в качестве вокалиста Iron Maiden состоялось в Копенгагене 10 сентября 1981 года. Вопрос об увольнении Пола был решен на встрече с участниками группы и Родом Смоллвудом.
«Это был очень вежливый разговор. Род буквально сказал: «Пол, мы думаем, что будет лучше, если ты покинешь Maiden», а я ответил: «Ничего страшного, я все равно собирался уходить». – Пол Ди'Анно
Харрис был огорчен тем, что все так вышло.
«Мне не нравилось то, что произошло. Мы все были очень огорчены потерей Пола, изо всех сил старались удержать его в группе, но он сам не очень-то старался. Смена вокалиста — это серьезная вещь для любой команды. А у нас все было хорошо с первыми двумя альбомами. Мы знали, что у нас нет другого выбора, кроме как сменить вокалиста, но ты не знаешь, что будет дальше. Вся эта авантюра вполне могла нас погубить». — Стив Харрис
20
За столь короткий срок Iron Maiden проделали огромный путь, и все же в сентябре 1981 года, перед тем, как представить Брюса Дикинсона в качестве нового вокалиста, Стив Харрис в каком-то смысле вернулся туда, где он был в январе год назад, — к переживаниям.
«Каким бы хорошим ни был Брюс, не было никакой гарантии, что поклонники Maiden примут его. Это было очень, очень тревожное время. Мы знали, что Брюс хорош, но он сильно отличался от Пола. И вот ты думаешь, примут ли его люди?". — Стив Харрис
Как оказалось, у Харриса был ответ на этот вопрос, и он был довольно прост.
«Я просто подумал: "Ну, видимо, им придется!».