Некоторые цитаты исторических личностей оказались настолько запоминающимися, настолько подчёркивающими определённые явления, что даже спустя сотни лет о них вспоминают. Эти фразы пережили своих создателей и стали крылатыми. Таковой является, например, фраза «Деньги не пахнут», связанная с ответом римского императора Веспасиана своему сыну Титу, также будущему императору, который высказал претензию отцу за введённый тем туалетный налог.
А фразу «А всё-таки она вертится!» Галилео Галилей, который вынужден был откреститься от своих убеждений, что Земля вращается вокруг Солнца, которая также стала крылатой, не говорил. Её гораздо позднее, спустя более сотни лет приписал астроному итальянский поэт и публицист Джузеппе Баретти.
Фразу Юлия Цезаря «И ты, Брут?», которую якобы он произнёс, когда увидел среди заговорщиков Марка Юния Брута, выдумал Уильям Шекспир в своей трагедии «Юлия Цезарь». А вот выражение «Пришёл, увидел, победил» («Veni, vidi, vici» на латыни) этот полководец и диктатор и впрямь говорил. А по какому поводу, мы сегодня и расскажем.
Фарнак II
Фарнак II Понтийский был сыном знаменитого Митридата VI Евпатора, правителя Понтийского царства, который несколько раз бросал вызов Римской республике и на протяжении 40 лет воевал с ней. После тяжелого поражения, нанесённого Митридату Гнеем Помпеем, он собирался пойти в новый поход, но взбунтовалось войско, затем ряд городов и даже близкое окружение царя. В пользу Фарнака II, которого отец и так намечал своим наследником, назрел заговор. Он был разоблачён, но Митридат простил своего сына, который после этого поднял мятеж уже в открытую. В результате Митридат погиб, а Фарнаку за его измену римлянами было предоставлено Боспорское царство за исключением Фанагории.
Но предавший отца Фарнак не собирался мириться с ролью правящего осколком некогда великого государства царька. Он лелеял планы по возрождению державы, ожидая, когда представится подходящая возможность. Представилась она спустя чуть больше 15 лет, когда в Риме вспыхнула гражданская война между Цезарем и Помпеем.
В 47 г. до н.э. после разгрома войск Помпея в Греции Цезарь отправился в Египет, прибыв туда спустя несколько дней после убийства противника египтянами. Правда, ему, оказавшемуся втянутому в династическую войну между египетским царём Птолемеем XIII и его старшей сестрой Клеопатрой VII, всё равно пришлось задержаться в Александрии.
Этим моментом пользуется Фарнак, который берёт Колхиду, часть Каппадокии и несколько римских городов – всё бывшие части Понтийской державы. Чтобы отвоевать захваченное, Цезарь посылает командовать римскими легионами в провинции Азия Гнея Домиция Кальвина. К своим легионерам тот присоединяет воинов Дейотара, царя Галатии, которому за его услуги в 65 г. до н.э. римляне передали царство Малая Армения и восточный Понт, и Ариобарзана III, царя Каппадокии. Фарнак попытался договориться о мире с Домицием, но безуспешно. Но когда римский полководец напал, то потерпел поражение и был вынужден вернуться в Азию.
Фарнак занял Понт, а многие понтийские города взял с боем. Он считал, что сумел вернуть себе царство отца и полагал, что Цезаря в Александрии ждёт поражение. Однако в своих ожиданиях Фарнак ошибся.
Veni, vidi, vici
После улаживания дел в Египте Цезарь отправился в Армению. Узнав о поражении Домиция и его бегстве из Понта, он приготовился к сражению с Фарнаком, подготовив три легиона. Однако сразу свои намерения раскрывать не стал: когда Фарнак отправил своих послов к римлянину, тот не стал их разубеждать, что готов к заключению мира. Но в день, когда послы от Фарнака прибыли в третий раз, вступил с противником в бой.
Битва произошла в местечке у понтийского города Зела (ныне турецкий город). Зелу окружали высокие холмы, самый высокий из которых был занят Фарнаком. В 67 г. до н.э. на этом холме располагался лагерь Митридата VI, разгромившего тогда у Зелы Гая Триария. На соседнем с холмом Фарнака холме, где в 67 г. до н.э. был римский лагерь, расположился Цезарь.
Царь предпринял неожиданный для римского военачальника шаг: на рассвете 2 августа пошёл по крутому склону, полагая, что решительным ударом сможет обратиться врага в бегство. Цезарь считал подобные действия чересчур опрометчивыми и не думал, что противник, который хоть сколь-нибудь благоразумен, на них решится. Объяснить он их мог только попыткой тем использовать эффект неожиданности и чрезмерной уверенностью в своих силах ввиду малочисленности войска соперника.
Расчеты Фарнака не оправдались. Вначале пехота противника была опрокинута римлянами вниз по склону на левом фланге; затем их сбросили в долину и на других участках. В долине, где толпились войска Фарнака, началась давка, когда сверху на них обрушились их собственные воины, сброшенные легионерами, в довесок к римским снарядам. Затем римляне спустились, и понтийских солдат, не успевших сбежать, ждала бесславная участь: они были либо перебиты, либо пленены.
Существует две версии, как появилась знаменитая фраза «Пришёл, увидел, победил». По одной из них, рассказываемой Светонием, по возвращении в Рим Цезарь, отмечая понтийский триумф, наказал нести в процессии надпись с этой фразой. Согласно другой, передаваемой Плутархом, этой фразой Цезарь описал в послании своему другу и стороннику Гаю Мацию события битвы при Зеле. В любом случае этим высказыванием Цезарь стремился подчеркнуть стремительность, с которой сумел повергнуть противника.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!