На подведении итогов за 3 квартала узнал много нового про областную почтовую сеть, понял, что почтамты сильно отличаются условиями работы, хоть и работают по одним Почтовым правилам. Каждый почтамт выживает, как может, занимаясь нетрадиционной деятельностью, поскольку почтовые услуги не обеспечивают рентабельности почтамтов. В нашем почтамте доля почтовых услуг в общих доходах никогда не поднималась выше 17%. Меня это поразило, когда обнаружил, что почта не такая уж и почтовая, как мне, обывателю, казалось. Вокруг неё бушевал капитализм, а почта застряла между коммерцией и социальными функциями, причём, нетрадиционная деятельность была призвана обеспечить выполнение социальных функций. Тарифы на услуги держит государство, убыточную сеть отделений почтовой связи сокращать не позволяют, выживайте, как можете. Доступность почтовой связи в каждом населённом пункте, чтоб её! Согласен, кроме почты доставить пенсию в отдалённый хутор некому. Есть у нас хутора, где почтальон - единственная связь с районом. Почтальон и продуктов купит, и лекарств в аптеке для стариков, и поговорит про районные новости. Парадокс: хуторяне про внешний мир больше знают из телевизора, чем про собственный район… И общая на два района местная газета про соседний район пишет, а не про наш.
Больше половины дохода почтамта даёт доставка пенсии, этот доход приблизительно равен фонду оплаты труда. Забери у нашего почтамта доставку пенсии — организации сразу будет хана! И вдруг на совещании узнаю, что не всем почтамтам так везёт: есть города, в которых почта лишилась этой услуги. Отдал ПФР эту услугу коммерческим структурам. Понятно: в городе доставку проще организовать, чем в сельской местности. Знакомая картина по РайПО: хлебопекарню в райцентре частники открыли, а по хуторам возить хлеб не хотят, только райцентр обслуживают. А РайПО должно возить хлеб в хутора, лишившись дохода в райцентре. И доставка пенсии в городах — лакомый кусок. Если местной власти по барабану выживание почты, то закроют глаза на переход услуги к частникам, а то и помогут, имея личный интерес. Как, интересно, выживают почтамты, лишившись дохода от доставки пенсии? Хорошо, что наш почтамт в сельской местности!
Десять тысяч работающих в областной почтовой сети, чуть больше тысячи ОПС, есть даже несколько передвижных отделений связи. А средняя зарплата почтовиков не дотягивает до трёх тысяч. Откуда взяться развитию почтовой связи, если эта смешная зарплата в структуре расходов составляет семьдесят три процента, а в нашем почтамте она ещё больше. Остальное уходит на эксплуатационные расходы, коммуналку, штрафы и прочее. Вот почему не хватает средств на ремонт автотранспорта, не говоря уже про обновление автопарка. Наш почтовый «бобик» на ходу, благодаря добросовестному водителю, который не жалеет времени, чтобы поддерживать автомобиль в рабочем состоянии. Каждый квартал делаем в Управление заявки на запчасти, а их не удовлетворяют. А ведь это — спецавтомобиль, оборудован для перевозки материальных ценностей и денежных средств. Единственный в почтамте. Что будет, если он станет? Страшно даже подумать… Но расходы на автотранспорт централизованы, всё — через Управление.
Даже мне уже заметно, что усилилась тенденция к централизации услуг и расходов, заканчивается эра анархии и самостоятельности почтамтов в нетрадиционной деятельности. Вводятся всё новые и новые услуги. Вот, например, с фирмой Кодак заключён договор, отработана технология, вся областная сеть работает. Продаём цветную фотоплёнку, принимаем отснятую, отправляем в область на проявку и печать фотографий. Торгуем фоторамками, альбомами, фотоаппаратами. Принимаем на себя удар претензий к фотолаборатории за некачественную работу.
Приходит ко мне мужчина, жалуется на то, что с одной плёнки фотографии хорошо сделали, а со второй запороли, вот, мол, посмотрите. И кладёт передо мной два конверта с фотографиями. Фотолаборатория за триста шестьдесят километров, а я тут, на расстоянии протянутой руки. Хорошо, что мужчина интеллигентный, спокойный. Делать нечего, беру и рассматриваю бегло семейные фотографии. Действительно, в одном конверте карточки с хорошей цветопередачей, яркие, а в другом — тёмные, едва разберёшь изображение.
- Вы на почте плёнку покупали, - спрашиваю мужчину.
- Да, конечно, на нашей почте, - уверенно отвечает посетитель.
- Дело в том, что почта продаёт только один тип плёнки и на этот тип настроен проявочный аппарат в лаборатории и фотопринтер. Если присылают плёнку другого типа, они там не заморачиваются настройками, проявили стандартно, вставили и печатают. Им некогда заниматься отдельными вениками, план, план… Я тоже такие фотки получил, когда отправил «не нашу» плёнку на обработку. Сам виноват.
- Постойте, - задумался мужчина, - вспомнил, одна плёнка, действительно, была куплена в Израиле, она была другой светочувствительности, а здесь докупил ещё одну. Пожалуй, вы правы, я занимаюсь фотографией давно, а не додумался, что может случиться такой казус. Теперь уж ничего не исправишь. Извините.
- Бывает.
Или придумали новую услугу «Гибридная почта». Я ещё на ПКД сидел. Согласен, надо использовать новые возможности, которые дали ПКД. Как только в большинстве райцентров на почте появился интернет, решили ускорить прохождение срочных сообщений. Телеграммы в электросвязи передают, почта тоже решила от этого пирога кусок откусить. Завели электронные адреса почтамтов, разместили несколько образцов открыток, и давай отправлять сообщения по стране по электронной почте. На том конце в почтамте распечатывают сообщение, приклеивают на нужную открытку и доставляют обычным порядком пешим ходом. Если адресат проживает в райцентре, курьер сразу доставит, а если в хуторе, то согласно графика доставки. Потому и называется «гибридная» - между райцентрами летит со скоростью света, а до адресата — пешей скоростью. Смешная услуга получилась с этой централизацией: то у нас открытки нужной не оказалось, то в том райцентре ещё интернета нет. Клиент ругнулся на меня, на почту и побрёл на телеграф, благо он у нас рядом расположен. Понятно, что услуга эта умрёт с распространением компьютеров и доступом населения к интернету. А сколько нервов потратили, чтобы создать услугу, отработать технологию, подготовить материалы, обучить персонал… Централизация!
Много мороки у почты с письмами из налоговой, прокуратуры, судов. Все под Богом ходим, а ещё и под налоговой, а ещё «от сумы и тюрьмы не зарекайся». Поэтому на совещании много внимания уделили итогам работы с регистрируемыми почтовыми отправлениями. Соблюдать сроки обработки и прохождения по сети письменной корреспонденции. Нельзя такие уважаемые ведомства обижать.
Когда анализировали ситуацию с денежными переводами, я сидел спокойно — почтамт своевременно отправляет излишки средств в область. Обыватель и не подозревает, что деньги, которые он отправляет переводом в другой край, вовсе не пересылаются по почте, а выдаются на этой же почте людям, пришедшим получить перевод. Не раз приходилось слышать от клиентов возмущение, когда им на почте предлагали день-другой подождать своей суммы, обычно — крупной. «Как так подождать, вы же мои деньги получили, отдайте!» О, если бы получили, то сразу бы и отдали. Увы, деньги по сети не ходят. Если пришёл очень крупный перевод на почтамт, который перекрывает в разы ежедневный приём переводов от населения, то приходится запрашивать в области подкрепление на эту сумму. Это всё банковские дела, тоже не вдруг деньги в кассе почтамта появятся, пару дней потребуется минимум, чтобы удовлетворить нетерпение клиента получить большой перевод. Поэтому почтамт лишние деньги от местных переводов отправляет в Управление, которое их распределяет, в случае нужды, по почтамтам.
Занятно, что до работы на почте я думал, что город присылает в бедную деревню переводы, ведь в город едут за длинным рублём. Однако статистика денежных переводов это не подтвердила. Очень редко почтамт запрашивал у областного Управления подкрепление на переводы, зато регулярно отправлял излишки в область. Деревня отправляла больше, чем получала из города. Допускаю, что это из-за студентов, получающих образование в городах. И остающихся там жить, в надежде на длинный рубль.
Хорошо выглядел почтамт и по взаиморасчётам с Управлением, в тройку лучших вошёл. Приятно, хотя себе этот успех приписать не могу. Интересная тема — взаиморасчёты. Купил клиент на почте конверт — оплатил услугу почтовой связи. Письмо пошло по району в другой хутор — почтамт получил доход себе. А если письмо направлено на Дальний Восток? Сколько людей поучаствует в его доставке, пока почтальон бросит его в ящик адресату? А конверт купили у нас в почтамте. А за что работали остальные почтовики? У них тоже кто-то купил конверт или посылку. Но движение почтовых отправлений неравномерное по территории страны и за рубеж. Все доходы почтовой сети перераспределяются в соответствии с количеством обработанных почтовых отправлений. Все ведут количественный и весовой учёт. Есть Центр который всё пересчитывает и определяет долю дохода областных Управлений и почтамтов. Почтамту приходится делиться с центром своими доходами, изредка и почтамту что-то перепадает от местных почтовых отправлений. Например, по области собираются через почту распространять агитационные материалы кандидаты в Государственную Думу. Областные почтовики сами отработают и получат свою долю дохода.
Аналогичные взаиморасчёты существуют и между странами Почтового Союза.
Сложная структура — почта. Приятно осознавать, что ты — часть этой сложной и важной системы.
С подпиской в почтамте благополучно: в полтора раза выше средней по области. Сижу на совещании спокойно, есть другие мальчики для битья. 220 экземпляров газет и журналов в среднем по области выписывается на тысячу человек. Абсолютный чемпион — Чертковский почтамт, 726 экземпляров на тысячу населения. Охренеть!
Миллеровский директор, увидев моё удивление, на ухо поясняет, что половину тиража в почтамте приходится на граждан соседней страны, но их-то в расчёт не включают. Фу-ты, ну-ты, а я уже в стойку стал — ориентир увидел для своего почтамта. Расслабься, Толя, ты хотя бы газету-районку подтяни по плотности подписки до уровня соседнего района.
Узнал на совещании, что в почтовой сети области были хищения и нападения на почтовые автомобили. Ущерб получился небольшой, хотя… Если посчитать на зарплату почтальона, то получится за три года работы на почте. Частично ущерб погашен работниками.
Нападения… Надо периодически проверять сопровождающих на наличие у них оружия на маршруте. Михайловна этим занимается, но и мне надо обозначить контроль этого вопроса. Забавный момент: у одного сопровождающего на вооружении револьвер 1937 года. А у другого — ПМ. Раз в год сопровождающие участвуют в стрельбах с нашей милицией, не считая зачётов при подтверждении разрешения на ношение оружия. Надо бы попробовать из револьвера пострелять. Реликвия!
От наличия оружия в почтамте — одна головная боль! Регулярные проверки сохранности и укреплённости, периодически обрывается линия сигнализации из оружейки на милицию... А за какие шиши и кто чинить будет? Хорошо бы в милицию сдыхать хранение пистолетов. Не хотят бесплатно. У них с коммерцией всё сурово! Оператор нечаянно нажал тревожную кнопку, прилетели, ворвались в операционный зал, клиентов напугали. Скандал был — требовали заплатить за ложный вызов. Еле удалось договориться с начальником на внеплановую тренировку дежурной группы с письменной благодарностью директора почты за быстрое реагирование. Заплатил бы за ложный вызов, если бы у почтамта лишние деньги водились.
Последним на совещании выступал начальник отдела транспорта и перевозок. Почтовый пробег - 102%, а служебный — 93% от плана на девять месяцев. Это я что ли наэкономил Управлению служебный пробег, отказавшись ездить домой на служебной машине? Я или другие, а мой скромный вклад в этом показателе тоже имеется.
Только другим директорам рассказывать про это не надо, камнями забросают.