Известное изречение «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» как нельзя лучше описывает судьбинушку одного из самых совершенных поршневых истребителей в мире, North American F-82 "Twin Mustang", появившегося и «вставшего на крыло» на стыке двух авиационных эпох (поршневой и реактивной), опоздавшего на одну войну и оказавшегося фактически не нужным на следующей.
На этом месте должен был быть один из немногочисленных артов с блестящей победой «Твина» над учебным Яком, но нет. Просто угрюмо-красные тона, родственник и ничем не отличившийся борт с именем собственным «Midnight Sinner» из 4-ой эскадрильи (4th F(AW)Sqn).
Конструирование машины было частной инициативой фирмы North American: ТЗ (т.н. Circular Proposal) на эскортный истребитель сверхдальнего действия (Very Long Range Escort Fighter) от ВВС, как это обычно было принято, отсутствовало как класс. Соответственно, никакого конкурса тоже не было.
Идея была в создании не совсем обычного двухмоторного истребителя (планер состоял из двух соединенных между собой, основательно переделанных фюзеляжей истребителя P-51H), с получением на выходе машины, минимум сравнимой по ЛТХ с конкурентами (P-38, P-47, P-51), но со значительно увеличенным радиусом действия. Причем конструктор фирмы, Эдгар Шмюд, был не первый, кто решил так поиздеваться над истребителем.
На этом месте должна была быть фотография Messerschmitt Bf 109Z «Zwilling», но нет, только компьютерная картинка. Единственный построенный прототип "Близняшек по-немецки" был разбомблен в 1943 году. Сам проект датировался 1942 годом.
В ноябре 43-го наработки по проекту будущего «Твина» по случаю были показаны главкому ВВС, генералу Арнольду, приехавшему на завод NA инспектировать производство «Мустангов», «нужных как хлеб, как воздух» (с). Идея конечно понравилась: проектный радиус действия будущей новинки позволял сопровождать «Сверхкрепости» B-29 (а ради них, вернее их будущих налетов на Японию собственно все и затевалось) и контракт не заставил себя долго ждать. В феврале 44-го фирме заказали пару прототипов XP-82 с двигателями Packard "Merlin" V-1650 (как на обычном, человеческом «Мустанге») и пару XP-82A с двигателями «отечественного производителя» Allison V-1710. С «Аллисонами» все было так запущено, что построили только один прототип XP-82A (44-83888), второй – нет, а машины с «Мерлинами», ставшими в серии P-82B, откровенно удались.
Десятитонная махина не уступала в скорости (выше 750 км/ч) P-51H и, при схожем стрелковом вооружении и маневренности, обладала выдающимся радиусом действия: с парой трехсот-галонных ПТБ (почти 1400 литров каждый) с Сайпана могла достичь Токио, побезобразничать там и вернуться обратно.
На этом месте должна была быть фотография боевого P-82B, но нет, не склалось. Кто не успел, тот опоздал. А на фото самый известный «ранний Твин Мустанг», P-82B «рекордсмен» с именем собственным «Betty JO”, совершивший 26-27 февраля 1947 года беспосадочный перелет c Гавайев в Нью-Йорк, преодолев за 14,5 часов почти 8000 километров. Обольщаться не надо. Между рекордными и боевыми самолетами всегда была пропасть.
Все бы хорошо, но были нюансы по срокам. Первый прототип взлетел в июне 45-го, второй вообще, в сентябре. До марта 1946 года поставили двадцать серийных P-82B, разошедшихся по учебным подразделениям и испытательным центрам, пару переделали в прототипы "ночников", а контракт на 500 «Твинов», заключенный в марте 45-го, когда машина была еще на уровне макета, был аннулирован.
Да и в общем, звезды сошлись так, что P-82 на этой войне был особо-то и не нужен.
Когда в истории «Твина» по-хорошему еще «конь не валялся», летом 44-го года, начались налеты «Сверхкрепостей» без истребительного прикрытия на Японские острова. Выяснилось, что японцы не могут нанести соединениям бомбардировщиков неприемлемые потери. Зимой 45-го янки перешли на ночные действия и вопрос с сопровождением снялся сам собой, а весной, когда дневные удары возобновились, B-29 уже могли сопровождать обычные «Мустанги», действовавшие со свежезахваченной Иводзимы.
Конечно, фантастический радиус действия P-82 явно не был бы лишним, как и второй пилот в условиях многочасовых рейдов, только вот по цене, вместо одного «Твин Мустанга» можно было построить почти три обычных «Мустанга» (сто сорок тысяч «зеленых» против пятидесяти с копейками).
«Супер-штурмовик», вернее, один из двух прототипов во всеоружии: большая грузоподъемность еще одна добродетель большой машины (декларировалось более 2.5 тонн). Под центральной частью крыла контейнер с восемью пулеметами М3. На серийных машинах ни разу не использовался. Но боковичке – первый прототип.
Тут бы и сказочке конец, но, нет, это только начало. Вскоре после окончания Второй Мировой янки снова собрались повоевать. Потенциальный противник (бывший союзник) был другой, но сути дела это не меняло: бомбардировщики в дикий край медведиков с балалайками все равно надо было сопровождать, а реактивный первенец (P-80) по радиусу действия выглядел более чем бледно. В общем порешили, что истребители сопровождения с ну очень большой дальностью все-таки нужны.
Бинго! Такой истребитель уже был: North American P-82B. К серийному производству все было готово, но тут вмешались тараканы в голове военных и политиков, которые потребовали установки на самолет двигателей чисто американской разработки («Мерлин», хоть и Паккард, но по рождению "англичанин"). Из забытья достали проект P-82A c «Аллисонами», одноименная фирма-разработчик все-таки допилила двигатели версий V-1710-143/145 до сравнимого с «Мерлинами» уровня (1700 «лошадей» на высоте в 6500 м) и в 1946 году была заказана серия из ста машин модификации P-82E.
North American F-82E 27-ой группы эскортных истребителей (27th FEG). 1949 год. В 1948 году буковку «Р» (Pursuit) в обозначении истребителей поменяли на «F» (Fighter).
Все пошло не так с самого начала. Поставки двигателей опоздали почти на год и машины попали в единственное строевое подразделение, вышеупомянутую 27-ю группу, только в 1948 году. Мало того, «Аллисоны» оказались ненадежными и капризными, заслужив много говорящее прозвище «Allison Time Bomb». Как клевещут завистники, все было сделано ради того, чтобы не платить Роллс-Ройсу сбор в 6000 долларов за каждый собранный «Мерлин». При цене серийного F-82E в 215000 $ экономия получилась на загляденье.
История «Твинов-эскортников» вышла не долгой. Через два года службы, в 1950-ом машины начали выводить в резерв, а потом списали: от реактивных истребителей страны медведиков и балалаек F-82 никого защитить уже не мог, в том числе и себя.
Иначе сложилась «ночная» или «всепогодная» ветвь развития машины.
В конце 1945 года начались работы над модификацией ночного истребителя, а в марте 46-го два серийный истребителя P-82B были переоборудованы в «ночники» путем установки длинного и характерного контейнера-«огурца» с радаром. Модификация, названная P-82C несла в контейнере РЛС SCR-720C – такой же устанавливался на «Черной вдове» P-61. Модификация P-82D – РЛС AN/APS-4 (такие устройства несли флотские «ночники» F6F-3/5E и ударные «палубники»). Будущие «Твины-ночники» должны были заполнить временный вакуум между P-61, «Черными Вдовами», которые поразительно быстро списали со счетов, включая новые P-61C, и чем-то новым, реактивным (F-89 и F-94).
«Ночник» North American F-82F. Борт командира 52-ой группы всепогодных истребителей (52th FS(AW)G). США. 1950 год. Для поколения «Песок еще не сыпется? Не дождетесь!» машина, как и ее модель NOVO, в представлении не нуждается. А уж какие воспоминания о расплывающейся в воде дорогущей портянке-декали…
В том же сорок шестом году заказали 145 ночных истребителей, естественно на базе P-82E с двигателями «Аллисон». Сто тушек F-82F с радаром AN/APG-28 (апгрейд заслуженного AN/APS-4) и сорок пять F-82G с радаром SCR-720C.
Максимальный взлетный вес махины достиг двенадцати тонн, причем располневший «Твин», несмотря на совсем не улучшающий аэродинамику «огурец» (контейнер радара) в интересном месте, в скорости практически не потерял («максималка» 740 км/ч, почти как у P-82E). Выдающийся радиус действия тоже никуда не делся. Из правой кабины все органы управления самолетом удалили, а вместо второго пилота посадили оператора РЛС.
North American F-82H. Фото датируется 1953 годом, радар уже демонтирован. Последняя модификация «Твин Мустанга». Четырнадцать F-82F и G были доработаны в «зимнюю комплектацию», F-82H, для действий на Аляске (обогрев лопастей, противообледенительная система и проч). Все машины свели в 449-ю эскадрилью (449th FS(AW)).
Три эскадрильи, оснащенные свеженькими, теперь уже «всепогодными истребителями» модификации F-82G (4-ю, 68-ю и 339-ю), черти удачно занесли на Японские острова охранять все хорошее и демократическое от всего плохого, с балалайками. Когда в июне 1950 года «все плохое» решило бахнуть на Корейском полуострове, все три эскадрильи наскребли не более двадцати исправных F-82G, которые свели в 347-ю группу (347th FS(AW)G) для посильной помощи над Кореей отступающим и эвакуирующимся. Тут и пригодился огромный радиус действия: авиация работала с территории Японии и Окинавы и «Твины» оказались единственными «истребителями-дальнобойщиками», способными часами висеть над прикрываемыми объектами. Причем как правило днем.
27 июня 1950 года произошел первый и единственный для «Твинов» воздушный бой Корейской войны в котором пилотами 68-ой эскадрильи было заявлено три воздушные победы. Над аэродромом Кимпо были сбиты «Як-7У», «Ла-7» и «Як-9» (в разных источниках типы ЛА разнятся).
Як-7У, как и Ла-7 в ВВС КНДР не было. Единственным подтверждением победы (одной) была фотография, сделанная ручным фотоаппаратом оператора радара "Мустанга-победителя" лейтенанта Хадсона. По фото определили, ба, да это Як-11. Такие машины у северокорейцев были. По ЖБД 68-ой эскадрильи выходит, что на «Твина» Хадсона коршуном кинулся учебный самолет. Хорошо, что не По-2. На самом деле, ничего удивительного и необычного в этом нет, ошибочная идентификация противника была, есть и будет у всех.
Хотя за F-82 и числится еще одна, четвертая, непонятная воздушная победа, подвигами 27-го июня война с воздушным противником для «Твинов» и закончилась, последующие попытки использовать машины по назначению, ночным перехватам По-2, ни к чему не привели. А с северокорейской авиацией поступили просто и изящно: «закатали в асфальт» на аэродромах. «Твины» тоже поучаствовали (16 заявок на наземные победы, но тут уж не проверишь).
North American F-82G 68-ой эскадрильи, б/н FQ-383, на котором экипаж лейтенанта Уильяма Хадсона заявил победу над «Як-7У» . Хотя о его машине в этом бою есть и другие мнения. Вне зависимости от реального результата боя, машина вошла в историю. Как-никак, первая победа в Корейской Войне.
Спорадические дневные и ночные атаки звеньями или отдельными машинами наземных целей погоды не делали (не тот масштаб), а уже в июле 50-го, действия над Кореей двух эскадрилий (4-ой и 339-ой) фактически прекратили: командование резонно не хотело рисковать немногочисленными ночными истребителями. Ночные ударные действия отдали на откуп «Инвейдерам» и все свелось к отдельным разведывательным и патрульным полетам, например над Сеулом, тем более что количество боеготовых самолетов измерялось уже единицами. В январе 52-го в Корее появились первые реактивные «ночники» F-94 и недолгой сказке пришел конец.
В 1952 году часть оставшихся машин «корейских» эскадрилий были выведены на Аляску и переданы 449-ой эскадрилье. На фото North American F-82G, ранее принадлежавший 4-ой эскадрилье. Это последний «Твин» в действующей армии, списанный в 1953 году. Радар демонтирован (машины использовались для патрулирования), веселые красные цвета – чтобы проще находить на снегу, если шлепнется. Отдельные несознательные производители моделей дают «краснохвостые Твины» как модификацию F-82H. Но это не так. На известных фотографиях нарядных «Твинов» модификации «H» нет, только F-82F и G.
И о потерях. Удивительно, но классический, официальный вариант в двадцать два потерянных на ТВД F-82 (одиннадцать во время выполнения боевых миссий (не обязательно, что от действий противника) и одиннадцать во время не боевых вылетов) не подтверждается «пробиванием» по серийным номерам бортов, благо машинка была мелкосерийная и вся информация есть.
Всего известно о двадцати потерянных на ТВД «Твинах». Двенадцать стали жертвой аварий и катастроф. Одна машина (с/н 46-378) была поражена огнем с земли. Еще один (с/н 46-364) был уничтожен на земле.
Грустный 46-364. Есть мнение, что эта машина лейтенанта Морана из 68-ой эскадрильи была повреждена Як-9 29.06.50 в воздушном бою и добита тоже Яками на аэродроме Сувон.
И шесть бортов не вернулись из боевых вылетов по неизвестной причине. Правда есть мнение, что б/н FQ-402 (с/н 46-402) был сбит 06.07.50 Яками, а б/н FQ-355 пал жертвой новомодного северокорейского оружия: напоролся на натянутый между сопками стальной трос.
Что имеем в сухом остатке.
-Вероятно у заказчика были сомнения в необходимости такой машины, отсюда и неторопливые темпы разработки. Когда очень было нужно, укладывались и в куда более короткие сроки (P-47, P-51 «человеческий», F6F). Это притом, что машину делали не с «нуля».
-Часто декларируемое как серьезное преимущество наличие второго пилота в дальних перелетах таковым не кажется: на «ночниках» управление из второй кабины полностью убрали за ненадобностью. Ответ видится простым: автопилот. Там вообще от описания БРЭО «Твина» дух захватывает. И это на машине 44-45 годов разработки.
Нарядный North American F-82G б/н FQ-357 68-ой эскадрильи. Один из «потеряшек»: 26.05.51 не вернулся из «разведки погоды» (weather recon mission). 68-я эскадрилья, как наиболее активно и долго воевавшая, была и наиболее пострадавшей –из двадцати потерянных «Твинов», шестнадцать входили в состав этой эскадрильи.
-Бог с ним, с лоббированием тем или иным путем двигателей «Аллисона», но то, что янки не маленькой для послевоенного времени серией выпускали машины, не обеспечив их запчастями, можно утверждать, только имея контрактные документы и видится некоторым перебором. А ведь именно это (отсутствие запчастей) называется одной из причин куцего (назовем вещи своими именами) боевого использования.
-C времен Второй мировой было известно, что бортовой радиолокатор SCR-720, устанавливаемый на «Черной Вдове», был способен обнаруживать наземные цели типа ж/д состав или колонна машин. F-82G нес именно такой радар последней модификации, SCR-720С, и в Корее такая добродетель частично подтвердилась, но никто и не почесался. Основной «ночной охотник за транспортом», B-26, был напрочь лишен радиолокатора и в безлунные ночи был малополезен.
На выходе получаем самолет «упущенных возможностей» или пресловутое "пятое колесо".
*Мнение частное.
** История не знает сослагательного наклонения (с)
*** Каждый суслик в поле агроном (с)
**** Не стреляйте в пианиста — он играет, как умеет (с)
Всем добра.
* Вся информация получена из открытых источников.