Найти тему
Тихий океан 1/72

North American F-82 "Twin Mustang". Пятое колесо.

Известное изречение «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» как нельзя лучше описывает судьбинушку одного из самых совершенных поршневых истребителей в мире, North American F-82 "Twin Mustang", появившегося и «вставшего на крыло» на стыке двух авиационных эпох (поршневой и реактивной), опоздавшего на одну войну и оказавшегося фактически не нужным на следующей.

На этом месте должен был быть один из немногочисленных артов с блестящей победой «Твина» над учебным Яком, но нет. Просто угрюмо-красные тона, родственник и ничем не отличившийся борт с именем собственным «Midnight Sinner» из 4-ой эскадрильи (4th F(AW)Sqn).

Конструирование машины было частной инициативой фирмы North American: ТЗ (т.н. Circular Proposal) на эскортный истребитель сверхдальнего действия (Very Long Range Escort Fighter) от ВВС, как это обычно было принято, отсутствовало как класс. Соответственно, никакого конкурса тоже не было.

Идея была в создании не совсем обычного двухмоторного истребителя (планер состоял из двух соединенных между собой, основательно переделанных фюзеляжей истребителя P-51H), с получением на выходе машины, минимум сравнимой по ЛТХ с конкурентами (P-38, P-47, P-51), но со значительно увеличенным радиусом действия. Причем конструктор фирмы, Эдгар Шмюд, был не первый, кто решил так поиздеваться над истребителем.

-2
На этом месте должна была быть фотография Messerschmitt Bf 109Z «Zwilling», но нет, только компьютерная картинка. Единственный построенный прототип "Близняшек по-немецки" был разбомблен в 1943 году. Сам проект датировался 1942 годом.

В ноябре 43-го наработки по проекту будущего «Твина» по случаю были показаны главкому ВВС, генералу Арнольду, приехавшему на завод NA инспектировать производство «Мустангов», «нужных как хлеб, как воздух» (с). Идея конечно понравилась: проектный радиус действия будущей новинки позволял сопровождать «Сверхкрепости» B-29 (а ради них, вернее их будущих налетов на Японию собственно все и затевалось) и контракт не заставил себя долго ждать. В феврале 44-го фирме заказали пару прототипов XP-82 с двигателями Packard "Merlin" V-1650 (как на обычном, человеческом «Мустанге») и пару XP-82A с двигателями «отечественного производителя» Allison V-1710. С «Аллисонами» все было так запущено, что построили только один прототип XP-82A (44-83888), второй – нет, а машины с «Мерлинами», ставшими в серии P-82B, откровенно удались.

Десятитонная махина не уступала в скорости (выше 750 км/ч) P-51H и, при схожем стрелковом вооружении и маневренности, обладала выдающимся радиусом действия: с парой трехсот-галонных ПТБ (почти 1400 литров каждый) с Сайпана могла достичь Токио, побезобразничать там и вернуться обратно.

-3
На этом месте должна была быть фотография боевого P-82B, но нет, не склалось. Кто не успел, тот опоздал. А на фото самый известный «ранний Твин Мустанг», P-82B «рекордсмен» с именем собственным «Betty JO”, совершивший 26-27 февраля 1947 года беспосадочный перелет c Гавайев в Нью-Йорк, преодолев за 14,5 часов почти 8000 километров. Обольщаться не надо. Между рекордными и боевыми самолетами всегда была пропасть.

Все бы хорошо, но были нюансы по срокам. Первый прототип взлетел в июне 45-го, второй вообще, в сентябре. До марта 1946 года поставили двадцать серийных P-82B, разошедшихся по учебным подразделениям и испытательным центрам, пару переделали в прототипы "ночников", а контракт на 500 «Твинов», заключенный в марте 45-го, когда машина была еще на уровне макета, был аннулирован.

Да и в общем, звезды сошлись так, что P-82 на этой войне был особо-то и не нужен.

Когда в истории «Твина» по-хорошему еще «конь не валялся», летом 44-го года, начались налеты «Сверхкрепостей» без истребительного прикрытия на Японские острова. Выяснилось, что японцы не могут нанести соединениям бомбардировщиков неприемлемые потери. Зимой 45-го янки перешли на ночные действия и вопрос с сопровождением снялся сам собой, а весной, когда дневные удары возобновились, B-29 уже могли сопровождать обычные «Мустанги», действовавшие со свежезахваченной Иводзимы.

Конечно, фантастический радиус действия P-82 явно не был бы лишним, как и второй пилот в условиях многочасовых рейдов, только вот по цене, вместо одного «Твин Мустанга» можно было построить почти три обычных «Мустанга» (сто сорок тысяч «зеленых» против пятидесяти с копейками).

-4
«Супер-штурмовик», вернее, один из двух прототипов во всеоружии: большая грузоподъемность еще одна добродетель большой машины (декларировалось более 2.5 тонн). Под центральной частью крыла контейнер с восемью пулеметами М3. На серийных машинах ни разу не использовался. Но боковичке – первый прототип.

Тут бы и сказочке конец, но, нет, это только начало. Вскоре после окончания Второй Мировой янки снова собрались повоевать. Потенциальный противник (бывший союзник) был другой, но сути дела это не меняло: бомбардировщики в дикий край медведиков с балалайками все равно надо было сопровождать, а реактивный первенец (P-80) по радиусу действия выглядел более чем бледно. В общем порешили, что истребители сопровождения с ну очень большой дальностью все-таки нужны.

Бинго! Такой истребитель уже был: North American P-82B. К серийному производству все было готово, но тут вмешались тараканы в голове военных и политиков, которые потребовали установки на самолет двигателей чисто американской разработки («Мерлин», хоть и Паккард, но по рождению "англичанин"). Из забытья достали проект P-82A c «Аллисонами», одноименная фирма-разработчик все-таки допилила двигатели версий V-1710-143/145 до сравнимого с «Мерлинами» уровня (1700 «лошадей» на высоте в 6500 м) и в 1946 году была заказана серия из ста машин модификации P-82E.

-5
North American F-82E 27-ой группы эскортных истребителей (27th FEG). 1949 год. В 1948 году буковку «Р» (Pursuit) в обозначении истребителей поменяли на «F» (Fighter).

Все пошло не так с самого начала. Поставки двигателей опоздали почти на год и машины попали в единственное строевое подразделение, вышеупомянутую 27-ю группу, только в 1948 году. Мало того, «Аллисоны» оказались ненадежными и капризными, заслужив много говорящее прозвище «Allison Time Bomb». Как клевещут завистники, все было сделано ради того, чтобы не платить Роллс-Ройсу сбор в 6000 долларов за каждый собранный «Мерлин». При цене серийного F-82E в 215000 $ экономия получилась на загляденье.

-6

История «Твинов-эскортников» вышла не долгой. Через два года службы, в 1950-ом машины начали выводить в резерв, а потом списали: от реактивных истребителей страны медведиков и балалаек F-82 никого защитить уже не мог, в том числе и себя.

Иначе сложилась «ночная» или «всепогодная» ветвь развития машины.

В конце 1945 года начались работы над модификацией ночного истребителя, а в марте 46-го два серийный истребителя P-82B были переоборудованы в «ночники» путем установки длинного и характерного контейнера-«огурца» с радаром. Модификация, названная P-82C несла в контейнере РЛС SCR-720C – такой же устанавливался на «Черной вдове» P-61. Модификация P-82D – РЛС AN/APS-4 (такие устройства несли флотские «ночники» F6F-3/5E и ударные «палубники»). Будущие «Твины-ночники» должны были заполнить временный вакуум между P-61, «Черными Вдовами», которые поразительно быстро списали со счетов, включая новые P-61C, и чем-то новым, реактивным (F-89 и F-94).

-7
«Ночник» North American F-82F. Борт командира 52-ой группы всепогодных истребителей (52th FS(AW)G). США. 1950 год. Для поколения «Песок еще не сыпется? Не дождетесь!» машина, как и ее модель NOVO, в представлении не нуждается. А уж какие воспоминания о расплывающейся в воде дорогущей портянке-декали…

В том же сорок шестом году заказали 145 ночных истребителей, естественно на базе P-82E с двигателями «Аллисон». Сто тушек F-82F с радаром AN/APG-28 (апгрейд заслуженного AN/APS-4) и сорок пять F-82G с радаром SCR-720C.

Максимальный взлетный вес махины достиг двенадцати тонн, причем располневший «Твин», несмотря на совсем не улучшающий аэродинамику «огурец» (контейнер радара) в интересном месте, в скорости практически не потерял («максималка» 740 км/ч, почти как у P-82E). Выдающийся радиус действия тоже никуда не делся. Из правой кабины все органы управления самолетом удалили, а вместо второго пилота посадили оператора РЛС.

-8
North American F-82H. Фото датируется 1953 годом, радар уже демонтирован. Последняя модификация «Твин Мустанга». Четырнадцать F-82F и G были доработаны в «зимнюю комплектацию», F-82H, для действий на Аляске (обогрев лопастей, противообледенительная система и проч). Все машины свели в 449-ю эскадрилью (449th FS(AW)).

Три эскадрильи, оснащенные свеженькими, теперь уже «всепогодными истребителями» модификации F-82G (4-ю, 68-ю и 339-ю), черти удачно занесли на Японские острова охранять все хорошее и демократическое от всего плохого, с балалайками. Когда в июне 1950 года «все плохое» решило бахнуть на Корейском полуострове, все три эскадрильи наскребли не более двадцати исправных F-82G, которые свели в 347-ю группу (347th FS(AW)G) для посильной помощи над Кореей отступающим и эвакуирующимся. Тут и пригодился огромный радиус действия: авиация работала с территории Японии и Окинавы и «Твины» оказались единственными «истребителями-дальнобойщиками», способными часами висеть над прикрываемыми объектами. Причем как правило днем.

27 июня 1950 года произошел первый и единственный для «Твинов» воздушный бой Корейской войны в котором пилотами 68-ой эскадрильи было заявлено три воздушные победы. Над аэродромом Кимпо были сбиты «Як-7У», «Ла-7» и «Як-9» (в разных источниках типы ЛА разнятся).

-9
Як-7У, как и Ла-7 в ВВС КНДР не было. Единственным подтверждением победы (одной) была фотография, сделанная ручным фотоаппаратом оператора радара "Мустанга-победителя" лейтенанта Хадсона. По фото определили, ба, да это Як-11. Такие машины у северокорейцев были. По ЖБД 68-ой эскадрильи выходит, что на «Твина» Хадсона коршуном кинулся учебный самолет. Хорошо, что не По-2. На самом деле, ничего удивительного и необычного в этом нет, ошибочная идентификация противника была, есть и будет у всех.


Хотя за F-82 и числится еще одна, четвертая, непонятная воздушная победа, подвигами 27-го июня война с воздушным противником для «Твинов» и закончилась, последующие попытки использовать машины по назначению, ночным перехватам По-2, ни к чему не привели. А с северокорейской авиацией поступили просто и изящно: «закатали в асфальт» на аэродромах. «Твины» тоже поучаствовали (16 заявок на наземные победы, но тут уж не проверишь).

-10
North American F-82G 68-ой эскадрильи, б/н FQ-383, на котором экипаж лейтенанта Уильяма Хадсона заявил победу над «Як-7У» . Хотя о его машине в этом бою есть и другие мнения. Вне зависимости от реального результата боя, машина вошла в историю. Как-никак, первая победа в Корейской Войне.

Спорадические дневные и ночные атаки звеньями или отдельными машинами наземных целей погоды не делали (не тот масштаб), а уже в июле 50-го, действия над Кореей двух эскадрилий (4-ой и 339-ой) фактически прекратили: командование резонно не хотело рисковать немногочисленными ночными истребителями. Ночные ударные действия отдали на откуп «Инвейдерам» и все свелось к отдельным разведывательным и патрульным полетам, например над Сеулом, тем более что количество боеготовых самолетов измерялось уже единицами. В январе 52-го в Корее появились первые реактивные «ночники» F-94 и недолгой сказке пришел конец.

-11
В 1952 году часть оставшихся машин «корейских» эскадрилий были выведены на Аляску и переданы 449-ой эскадрилье. На фото North American F-82G, ранее принадлежавший 4-ой эскадрилье. Это последний «Твин» в действующей армии, списанный в 1953 году. Радар демонтирован (машины использовались для патрулирования), веселые красные цвета – чтобы проще находить на снегу, если шлепнется. Отдельные несознательные производители моделей дают «краснохвостые Твины» как модификацию F-82H. Но это не так. На известных фотографиях нарядных «Твинов» модификации «H» нет, только F-82F и G.

И о потерях. Удивительно, но классический, официальный вариант в двадцать два потерянных на ТВД F-82 (одиннадцать во время выполнения боевых миссий (не обязательно, что от действий противника) и одиннадцать во время не боевых вылетов) не подтверждается «пробиванием» по серийным номерам бортов, благо машинка была мелкосерийная и вся информация есть.

Всего известно о двадцати потерянных на ТВД «Твинах». Двенадцать стали жертвой аварий и катастроф. Одна машина (с/н 46-378) была поражена огнем с земли. Еще один (с/н 46-364) был уничтожен на земле.

-12
Грустный 46-364. Есть мнение, что эта машина лейтенанта Морана из 68-ой эскадрильи была повреждена Як-9 29.06.50 в воздушном бою и добита тоже Яками на аэродроме Сувон.

И шесть бортов не вернулись из боевых вылетов по неизвестной причине. Правда есть мнение, что б/н FQ-402 (с/н 46-402) был сбит 06.07.50 Яками, а б/н FQ-355 пал жертвой новомодного северокорейского оружия: напоролся на натянутый между сопками стальной трос.

Что имеем в сухом остатке.
-Вероятно у заказчика были сомнения в необходимости такой машины, отсюда и неторопливые темпы разработки. Когда очень было нужно, укладывались и в куда более короткие сроки (P-47, P-51 «человеческий», F6F). Это притом, что машину делали не с «нуля».
-Часто декларируемое как серьезное преимущество наличие второго пилота в дальних перелетах таковым не кажется: на «ночниках» управление из второй кабины полностью убрали за ненадобностью. Ответ видится простым: автопилот. Там вообще от описания БРЭО «Твина» дух захватывает. И это на машине 44-45 годов разработки.

-13
Нарядный North American F-82G б/н FQ-357 68-ой эскадрильи. Один из «потеряшек»: 26.05.51 не вернулся из «разведки погоды» (weather recon mission). 68-я эскадрилья, как наиболее активно и долго воевавшая, была и наиболее пострадавшей –из двадцати потерянных «Твинов», шестнадцать входили в состав этой эскадрильи.

-Бог с ним, с лоббированием тем или иным путем двигателей «Аллисона», но то, что янки не маленькой для послевоенного времени серией выпускали машины, не обеспечив их запчастями, можно утверждать, только имея контрактные документы и видится некоторым перебором. А ведь именно это (отсутствие запчастей) называется одной из причин куцего (назовем вещи своими именами) боевого использования.

-C времен Второй мировой было известно, что бортовой радиолокатор SCR-720, устанавливаемый на «Черной Вдове», был способен обнаруживать наземные цели типа ж/д состав или колонна машин. F-82G нес именно такой радар последней модификации, SCR-720С, и в Корее такая добродетель частично подтвердилась, но никто и не почесался. Основной «ночной охотник за транспортом», B-26, был напрочь лишен радиолокатора и в безлунные ночи был малополезен.

На выходе получаем самолет «упущенных возможностей» или пресловутое "пятое колесо".

*Мнение частное.

** История не знает сослагательного наклонения (с)
*** Каждый суслик в поле агроном (с)
**** Не стреляйте в пианиста — он играет, как умеет (с)

Всем добра.

* Вся информация получена из открытых источников.