Найти в Дзене
Тихий океан 1/72

Boeing B-29 "Superfortress" - о бедной "Cверхкрепости" замолвите слово. Американский взгляд.

Поскольку в предыдущих статьях так или иначе упоминаются машины, принимавшие участие в посильной борьбе с Boeing B-29 "Superfortress" и буковок по исторической части много, имело бы смысл немножко подробно остановиться на том, какие работы являются источником вдохновения: откуда берутся "буковки", касаемо "жертвы". Для начала, несколько вводных, глубоко личных мнений. 1. "Сверхкрепость" - безусловно венец бомбардировочного авиастроения Второй Мировой. Могли ли другие страны создать подобную машину? Развитое двигателестроение, приборостроение, радиолокация, талантливые инженеры были и у других участников самого кровавого (пока) конфликта в истории человечества, однако кто мог и был готов потратить сумму в полтора Манхэттенских проекта на программу бомбардировщика? Особенно, в условиях не будущей, а уже идущей войны на истощение, без "подушки безопасности" в виде океанов. 2. Выиграли ли "Сверхрепости" войну у Японии? Нет. Задача стояла не доводить дело до высадки на острова метрополии

Поскольку в предыдущих статьях так или иначе упоминаются машины, принимавшие участие в посильной борьбе с Boeing B-29 "Superfortress" и буковок по исторической части много, имело бы смысл немножко подробно остановиться на том, какие работы являются источником вдохновения: откуда берутся "буковки", касаемо "жертвы".

Boeing B-29 Superfortress. Вдруг кто не знает, что за хрень. *Фото из открытых источников.
Boeing B-29 Superfortress. Вдруг кто не знает, что за хрень. *Фото из открытых источников.

Для начала, несколько вводных, глубоко личных мнений.

1. "Сверхкрепость" - безусловно венец бомбардировочного авиастроения Второй Мировой. Могли ли другие страны создать подобную машину? Развитое двигателестроение, приборостроение, радиолокация, талантливые инженеры были и у других участников самого кровавого (пока) конфликта в истории человечества, однако кто мог и был готов потратить сумму в полтора Манхэттенских проекта на программу бомбардировщика? Особенно, в условиях не будущей, а уже идущей войны на истощение, без "подушки безопасности" в виде океанов.

2. Выиграли ли "Сверхрепости" войну у Японии? Нет. Задача стояла не доводить дело до высадки на острова метрополии, оценочно, в 1946 году, чтобы не получить новые Иво-Джимы с Окинавами, только циклопических масштабов. Задача была выполнена. И сделали это именно B-29.

3. А вот точно были нужны атомные бомбардировки? 25 июля 1945 года на Потсдамской конференции Японии был выдвинут ультиматум - сдавайтесь или страну превратим в руины (... they may expect a rain of ruin from the air, the like of which has never been seen on this earth). Именно с воздуха. Ответа не было.

Однако 10 августа 1945 года по радио было объявлено о согласии Японии сложить оружие. Совпадение? Не думаю. (с)

4. Единственным релевантным подтверждением потерь одной из сторон является подтверждение противной стороны (в данном случае, американцев). Как раз тут все в порядке. Вопрос потерь Тихоокеанского ТВД, в отличие от Восточного Фронта, абсолютно не политизирован, западной историографии накрутки там в ту или другую сторону просто не нужны и в "похоронном списке" на ТВД 475 B-29. С "серийниками". Много это или мало для машины, стоимостью без малого почти как 3 (три) B-17?

Итак американская сторона.

The B-29 Superfortress Chronology, 1934-1960, Robert A. Mann

McFarland, 2009

-2

Картинок нет. Совсем. Лирики "...но машина летит, на честном слове и на одном крыле..." почти нет, хотя, учитывая фантастическую живучесть машины и способность отмахать тысячи километров после таранных ударов, есть о чем писать.

Лирики - самобичевания, из разряда давайте покаемся за что-нибудь, ведь сколько "мирняка" сожгли - да щаз.

Кёртис Эмерсон Лемей (Curtis Emerson LeMay). Командующий XX воздушной армией. Человек, сжегший Японию.  Ничего личного, это бизнес (С)
Кёртис Эмерсон Лемей (Curtis Emerson LeMay). Командующий XX воздушной армией. Человек, сжегший Японию. Ничего личного, это бизнес (С)

Большую часть книги составляет основная ценность - The Timeline. График по дням: кто куда полетел, в рамках какой операции (естественно, упоминаются разведывательные и спасательные вылеты одиночных машин , у американцев это номерные операции, ровно такие же, как налеты сотен самолетов - взял и куда-то сам полетел, это не про B-29) .

Естественно, если самолет упал, то, при наличии информации, указывается сам или помогли японские коллеги. При наличии такового, присутствует MACR—Missing Air Crew Report: что, собственно, произошло. Если причина гибели неизвестна - так и пишется, никакой отсебятины.

Таких "неизвестных солдат" набралось 114 из, напомню, 475 потерянных машин. Зачастую, это ночные операции.

Если судьба членов экипажа потерянных "Сверхрепостей" известна, обязательно указывается: сколько погибло, сколько спасли, скольких казнили (для японцев обычное дело).

Поскольку данные американские, встречаются чудесатые чудеса, например, как гибель двух B-29 после атак A6M3 Hamp, которых в системе ПВО Японии можно искать долго, и ... не найти. И если один, по японским данным, оказался Ki-44 47-го полка, то второй как был Hamp так и остался.

Сам того не ведая, автор передал пламенный привет далеким поклонникам белокурых рыцарей рейха с мизерными потерями, неполживым отчетам всяких генералов-квартирмейстеров и прочим: даже у такой отслеживаемой машины, как B-29, масса "белых пятен".

В 31-ом случае так или иначе потеря не подтверждена (Report of loss unconfirmed, упоминание о потере в операции есть, но "серийника" потерянного борта нет) или как волшебный борт 42-63497, который по документам вроде потерян, но есть его фото 46-го года.

Отдельная тема борты с грифом Surveyed (CL-25), коих на ТВД набралась 22 штука: машину в принципе возможно было починить, но что с ней стало, неведомо. Однако ни один из выше упомянутых 22 B-29 в боевых операциях далее не упоминался.

Итого более 10 % "неучтенки".

В принципе, небезинтересным подспорьем является сайт Джо Баугера (Joe Baugher) Aircraft Serial Number Search. Корреляция есть, но преимущественно по причинам потерь.

Ну и немножко о типах операций:

Weather Strike Mission - разведка погоды и фото-разведка. Могли нести бомбовую нагрузку. Выполнялась одиночными самолетами. С 12.11.44 по 01.11.45 выполнено 192 вылета 73BW. Потеряно две машины (одна - кончилось топливо, причина потери второй неизвестна).

Radar Scope Photo Mission - радиолокационная и фото разведка, нередко с нанесением бомбовых ударов. Выполнялась как одиночными самолетами, так и группами вплоть до 7-8 машин. Первая операция 4 марта 1945 г. Потерь на операциях не было.

Pumpkin Mission - высотные дневные бомбардировки мелкими группами от двух до 16 машин: с 19 июля 45-го 509-ой смешанной группой выполнено 18 миссий: японцев целенаправленно приучали, что "Сверхрепости" могут летать не только толпами, а что бомбы будут не совсем обычные - да кому какое дело? Номера миссий 13 (6-го августа) и 16 (9-го августа 45-года) пропущены. Потерь на операциях не было.

Super Dumbo - поисково-спасательная миссия. Сами спасать никого не могли, но наводили на купающиеся экипажи подводные лодки и надводные корабли. Самолеты выполняющие подобную роль упоминаются в практически любом крупном номерном налете.

Японский взгляд на B-29 в общем и на борьбу с этой напастью, куда более запущен и менее информативен, "белых пятен" не просто много, а очень много, но об этом позже. Наверное.