30 марта 1853 года родился Винсент Ван Гог.
Неординарный художник, который начал писать картины только в 27 лет, но настолько подчинил свою жизнь искусству, что всего за 10 лет создал такие произведения, которые продолжают волновать зрителя до сих пор.
В 1888-1889 годах Ван Гог пережил художественный подъем, во время которого он написал свои самые известные работы. Но, к сожалению, психическое заболевание и рано оборвавшаяся жизнь не позволили дальше развиваться его таланту.
Сохранилась большая переписка Винсента с его младшим братом Тео, который его всегда поддерживал и содержал материально. Ведь картины художника стали популярны и подскочили в цене только после смерти Винсента.
«Поверь мне, что поговорка «Честность – лучшая политика» верна и применительно к искусству: лучше подольше попотеть над серьезным этюдом, чем сделать нечто модное, чтобы польстить публике», – из письма Винсента Ван Гога брату Тео, Гаага, 1881.
У меня есть серия статей о жизни и творчестве художника (ссылки оставлю внизу), а сегодня хочу показать вам цветущие сады, написанные Ван Гогом в 1888-1889-х годах.
В феврале 1888 года художник приехал в Арле, на юг Франции. Яркие южные краски так его вдохновили, что он полностью погрузился в работу.
«Я опять с головой ушел в работу – непрерывно пишу сады в цвету... Здешний воздух решительно идет мне на пользу, желаю и тебе полной грудью подышать им. <…> Пишу еще один сад – абрикосовые деревья; цвет у них, как и у персиковых, бледно-розовый. В данную минуту работаю над сливовым деревом - оно желтовато-белое, со множеством черных веток. Расходую огромное количество холста и красок, но думаю, что трачу деньги не впустую...», – из письма Винсента Ван Гога брату Тео, Арль, март 1888.
«Я написал на открытом воздухе полотно размером в 20* - фиолетовый вспаханный участок, тростниковая изгородь, два розовых персиковых дерева и небо, сверкающее белизной и синевой. Похоже, что это мой самый лучший пейзаж. Не успел я принести его домой, как получил от нашей сестры голландскую статью, посвященную памяти Мауве, с его портретом; портрет хорош – отличный офорт, текст же дрянной – одна болтовня. Меня словно что-то толкнуло, от волнения у меня перехватило горло, и я написал на своей картине: «Памяти Мауве, Винсент и Тео», – из письма Винсента Ван Гога брату Тео, Арль, март 1888.
«Сегодня вообще удачный день. Утром я рисовал сливы в цвету, как вдруг поднялся жуткий ветер – такого я нигде еще не видел. Налетал он порывами, а в промежутках выходило солнце, и на сливе сверкал каждый цветок. Как это было прекрасно!.. С риском и под угрозой, что мольберт вот-вот рухнет, я продолжал писать. В белизне цветов много желтого, синего и лилового, небо – белое и синее. Интересно, что скажут о фактуре, которая получается при работе на воздухе? Посмотрим...», – из письма Винсента Ван Гога брату Тео, Арль, весна 1888.
Этот период творческого подъема исследователи назвали «горячей полосой» – когда после многочисленных экспериментов с разными стилями и техниками художник активно работал, используя свой собственный уникальный метод письма.
«Мы не чувствуем, что умираем, но сознаем, что мы значим немного, что мы – всего лишь звено в непрерывной цепи художников; и мы платим за это дорогой ценой – ценой здоровья, молодости и свободы, которой пользуемся не в большей степени, чем извозчичья кляча, везущая весною людей за город. <…> У искусства есть будущее, и такое прекрасное, такое юное, такое подлинное, что, отдавая за него нашу молодость, мы лишь выигрываем и обретаем душевный покой», – из письма Винсента Ван Гога брату Тео, Арль, май 1888.
После трагедии с отрезанным ухом в декабре 1888 года Винсент был помещен в психиатрическую лечебницу в Арле. Здесь он находился до мая 1889 года.
Последний год своей жизни художник провел в клинике для душевнобольных в Сен-Реми.
«Сейчас такое время года, когда много цветов и, следовательно, местный колорит особенно богат; поэтому будет, вероятно, очень кстати, если ты пришлешь лишних метров пять холста. Ведь цветы скоро отцветут, и на смену им придут желтеющие хлеба, которые мне особенно хочется передать лучше, чем в Арле», – из письма Винсента Ван Гога брату Тео, май 1889.
«Ах, милый Тео, если бы ты мог взглянуть сейчас на здешние оливы, на их листву цвета старого позеленевшего серебра на голубом фоне. А оранжевые пашни! Это необычайно тонко, изысканно, словом, нечто совсем иное, чем представляешь себе на севере. Это - как подстриженные ветлы наших голландских равнин или дубовый подлесок на наших дюнах: в шелесте олив слышится что-то очень родное, бесконечно древнее и знакомое. Они слишком прекрасны, чтобы я дерзнул их написать или хоть задался такой мыслью», – из письма Винсента Ван Гога брату Тео, весна 1889.
Ну а мы, глядя на картины голландского художника, ждем цветения своих садов.
С любовью, ваша Света В.
Мои статьи о Ван Гоге, из которых можно узнать, как развивалось его творчество, что такое «горячая полоса» и почему у художника было так много картин с подсолнухами:
Мой Телеграм-канал, где я выкладываю анонсы всех своих новых статей –