Найти тему

«Я работаю как бешеный» - как Ван Гог притянул в свою жизнь болезнь

В феврале 1888 года Винсент переезжает на юг Франции, в Арле.

Здесь художественный стиль Ван Гога снова меняется: он окончательно освобождается от влияния импрессионистов-парижан, его картины становятся более красочными, контрастными и экспрессивными.

Художник чувствует творческий подъём, работает сутки напролёт.
«Я работаю как бешеный: сейчас цветут сады и мне хочется написать провансальский сад в чудовищно радостных красках», - пишет он Тео.

Винсент загорается идеей создать коммуну художников. Для неё он начинает обставлять комнаты в желтом доме и пишет свои знаменитые картины «Звездная ночь над Роной», «Ночное кафе», «Кафе на террасе ночью».

Винсент Ван Гог. Звездная ночь над Роной. 1888 сентябрь
Винсент Ван Гог. Звездная ночь над Роной. 1888 сентябрь

Здесь он начинает создавать следующую серию картин с подсолнухами, продолжая экспериментировать с цветом. Теперь его подсолнухи не лежат на столе, а стоят в вазе. Пробуя различные варианты фона, художнику удается, казалось бы, невозможное – ярко желтое на ярко желтом. В том самом знаменитом шедевре «Пятнадцать подсолнухов в вазе» он нарушает теорию контрастов. Как позже выяснят при помощи рентгена, он использовал в написании этого полотна большое разнообразие приемов нанесения краски.

"Пять подсолнухов в вазе" и "Пятнадцать подсолнухов в вазе". 1888 август
"Пять подсолнухов в вазе" и "Пятнадцать подсолнухов в вазе". 1888 август

Подсолнухами Ван Гог украшает комнату для первого члена своей коммуны – своего парижского друга Поля Гогена. В письме ему он признается: «Даже во время работы я не перестаю думать про создание студии, где мы с тобой могли бы быть постоянными обитателями, и которая была бы приютом и убежищем для наших приятелей в моменты, когда они оказываются в творческом тупике».

"Двенадцать подсолнухов в вазе" и "Три подсолнуха в вазе".1888 август
"Двенадцать подсолнухов в вазе" и "Три подсолнуха в вазе".1888 август

Гоген, разочаровавшись в Париже, в октябре 1888 года приезжает к Винсенту. Но создать совместную творческую мастерскую у них не получается. Слишком разные темпераменты и характеры не позволяют приятелям наладить взаимоотношения.

Во время одного из конфликтов (23 декабря 1888 г) случается та самая трагедия с ухом. Существует несколько версий произошедшего: и того почему художники поссорились, кто и чем на самом деле отрезал Винсенту ухо, и кому он затем подарил часть своего уха. Также существуют разные версии того, какой части уха Ван Гог лишился.

Записка Феликса Рея писателю Ирвингу Стоуну, включающая эскиз поврежденного уха Ван Гога с пояснительными примечаниями.
Записка Феликса Рея писателю Ирвингу Стоуну, включающая эскиз поврежденного уха Ван Гога с пояснительными примечаниями.

!! В 2016 году выяснилось, что художник отрезал себе не мочку, а ухо почти полностью. Была найдена переписка лечащего врача Ван Гога, в которой доктор Феликс Рей сделал зарисовки о характере травмы. На первом рисунке можно увидеть, как прошел порез, а на втором то, что осталось от уха в результате трагедии.

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Феликса Рея. 1889
Винсент Ван Гог. Портрет доктора Феликса Рея. 1889

А трагедией эта история стала ещё и потому, что закончилась она для Ван Гога в психиатрической лечебнице с диагнозом «острая мания с общим бредом». После больницы в Арле и конфликта с жителями города, усомнившихся в адекватности художника, Винсента помещают в клинику для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс.

Фрагмент картины «Автопортрет с перевязанным ухом». 1889 январь
Фрагмент картины «Автопортрет с перевязанным ухом». 1889 январь

В больнице разрешают Ван Гогу работать под присмотром медперсонала. В эти периоды «ясности ума» и возникает его узнаваемая техника в живописи: витиеватые закрученные линии. Он любил прогуливаться в окрестностях монастыря и писать особенно понравившиеся ему кипарисы, закручивая их ветви и вытягивая их к небу через весь холст.

Винсент Ван Гог. Кипарисы с двумя женскими фигурами. 1889 июнь
Винсент Ван Гог. Кипарисы с двумя женскими фигурами. 1889 июнь

Но настроение Винсента постоянно менялось: и периоды воодушевления сменялись новыми приступами болезни.

И тем не менее последние два года жизни художника, когда были созданы самые знаменитые его полотна, исследователи назвали «горячей полосой» («hot streak»).

Об удивительном художественном прорыве в творчестве Винсента ван Гога можно узнать в следующей статье – «Горячая полоса» в творчестве Ван Гога»: