Ну шо, товарищи, дождались? "Смута" таки вышла. И описать её, на мой взгляд, можно лишь одним словом:
Собственно, намёки на это "мда" были уже давно - ещё до выхода игры в сеть попал слив играбельной версии, а около двух месяцев назад - был показ прохождения части игры блоггером Алиной Рин. Уже тогда были тревожные звоночки о том, что из себя будет представлять игра на выходе. Что ж, игра вышла и опасения подтвердились.
Я сам попробовал попробовать "Смуту", скачав пиратку слива, но мой ноут сказал мне: "Ничего личного, братиш, но тут сказано: минимум 16 гигабайт оперативной памяти, а у тебя только 8, так что никакой тебе «Смуты»". Потому пришлось довольствоваться прохождениями и игрофильмом с просторов Ютуба (в статье использованы скриншоты видео с каналов MrGRANDSLAY, VOLKOFRENIA, PoleznyiBes Токсичные Стримы и VANDELEY).
В общем и целом мои замечания по игре совпадают с таковыми в статье Фантагиро Бурерождённой:
потому я лишь незначительно дополню её список. Отмечу, что сказанное дальше - субъективное моё мнение, которое могёт от чьего-то мнения отличаться. Все всё поняли? Тогда - поехали (АХТУНГ - СПОЙЛЕРЫ).
Плюсы:
+ Актеры озвучки (некоторые). Мне понравилась озвучка Заруцкого, Алёны, Милославского и некоторых других персонажей. Также приятный голос у Кручины, но, по-моему, его актер не доигрывает. Милославский же - моё почтение. Лучший персонаж игры. Парень с очень живым характером, слушать его рассуждения о перипетиях жизни или заигрывания с Настей - сплошное удовольствие. Кстати, о Насте.
+ Вторая половинка гг и химия между ними. Несмотря на косяки, игра вполне справилась с передачей чувств героев друг к другу. Настину роль по сравнению с книгой значительно расширили, что пошло игре на пользу - за ними смотреть интересно. Хотя некоторые моменты в их отношениях выглядят... непроработанными что ли. Вроде как Настя Милославскому не безразлична - он с нею то и дело заигрывает, но намеки на женитьбу в упор игнорирует. Более того - согласно Кручине Юра с Настей "давно сговорены", при этом Милославский в разговорах с Настей и не заикается о том, что в будущем он должен на ней жениться.
+ Внутриигровая энциклопедия. Тут как в серии Total War - небольшие исторические справки для любителей почитать в игре на досуге.
+ Анимации (некоторые). Мне понравились плавные движения и повороты Милославского при ходьбе и тыгдык его на лошади. Кстати, хотя боёвку в "Смуте" и ругают, анимации (именно анимации) сабельных ударов мне тоже понравились. Также: NPC в локациях не только стоят столбом или маршируют туда-сюда, а заняты какой-то деятельностью: сидят, танцуют и т.п. - имитируют жизнь в общем. Ёмаё, да сам Милославский умеет плясать!
А ещё Юра отворачивается от вспышки перед выстрелом:
Минусы:
- Мир игры - я похвалил симуляцию жизни в игре, но, к сожалению, дальше этой симуляции не пошло. NPC не реагируют на поведение Милославского и взаимодействовать с ними никак нельзя.
- Анимации, которых нет. Анимации извлечения оружия в игре нет - сабля или мушкет просто из ниоткуда появляется в руках у бойца и в никуда пропадает после боя (про "волшебного" коня, возникающего из воздуха, я, пожалуй, распинаться не буду). Из всего оружия вне боя у игрока и NPC отображаются лишь:
а) клинки разной длины, пистолеты и луки с колчанами - на поясе;
б) бердыши и древковое оружие у некоторых NPC - в руках.
При этом опять же: красиво вытаскивать саблю из ножен гг будет только в кат-сценах, в остальном сабля всё так же из ниоткуда появляется в руках и так же пропадает.
- РЕЧЕНЬКА РУССКАЯ ПЕРСОНАЖЕЙ ИГОРНЫХ. Я ругал "Отряд его величества" за современную речь в декорациях 19 века. В прошлогоднем сливе "Смуты" речь была напротив - довольно "былинная". И таковой она осталась и на релизе - большую часть времени персонажи общаются былинно-сказочным слогом, особенно князь Пожарский, который делает это с таким пафосом, будто он диктор, а не живой человек.
Это не усиливает, а наоборот - ломает погружение. Ну как серьезно можно воспринимать сюжет про сборы Ополчения на отпор интервентам, когда все кругом общаются так, будто это игра про Ивана-царевича и Бабу-Ягу?
Можно ли было оформить современную русскую речь так, чтобы она звучала аутентично, понятно и без былинного налета? Вполне. Примеров такой речи масса:
1. "Андрей Рублёв"
2. "Россия молодая"
3. "Минин и Пожарский" (к слову, тут речь Минина мне нравится, в игре - нет)
4. Из современных фильмов - "Орда" 2012 г.
Вот - тут смогли заставить людей говорить как жителей прошлого и при этом не скатываться в "сказочность". Мне кажется, секрет правдоподобности их речи скрыт не только в подборе слов и выражений, но и в игре актёров. В их речи старорусские слова звучат естественно, в речи персонажей "Смуты" - нет. Так что разработчикам "Смуты" стоило бы внимательнее относиться не только к подбору слов, но и их произнесению.
Вернемся к "Смуте": периодически былинность пропадает из речи в игре и мы слышим нормальный современный русский язык. Порой даже слишком современный:
Это не сильно контрастирует с былинной речью, но заметить можно. По-моему это свидетельство спешки, в которой делали игру, раз разработчики не успели всё озвучить в одном стиле.
- Достоверность - касаемо внешнего вида всего разработчики не подкачали: всё выглядит очень хорошо, насколько мне позволяют понять мои дилетантские познания о Московии. Ну, хотя бы игра не выходит за стереотип Русского царства - марсиан в роли русских 17 века, как у художника Юрия Каштанова, здесь нет.
К слову, в релизной версии Милославский ходит в шапке, как аристократу и положено.
Однако, смущает обличие шиша Милославского:
Тут ему полагается некий щит, похожий на щит викингов, хотя на викингов уже несколько веков как несезон. Да и как Милославский может в таком наряде сойти за простолюдина, если у него поверх кафтана доспех, который он не снимает? Даже не все дворяне могли себе доспех позволить, а тут - целый "мужичок в зерцале". Так он максимум на бандита похож, который или украл это зерцало где-то, или со службы дезертировал.
Но это - исключение, в целом же внешне всё хорошо. А вот с чем всё гораздо хуже, так это с достоверностью социального устройства России 17 века. Например: боярин Милославский пошёл записываться в Ополчение, а ему стрелецкий голова говорит: "Небось, рядовым стрельцом не пойдёшь":
Алё, дядя голова - перед тобой хорошо одетый человек в доспехе с саблей с усыпанной драгоценными камнями рукоятью:
Откуда у тебя мысли про рядового стрельца вообще взялись? Ты бы еще про должность повара заикнулся! Притом: дальше по сюжету Милославскому выдают форму рядового стрельца и - внимание - приписывают к стрельцам:
Простите, ЧТО? Боярина, сына воеводы - в стрельцы?! Да не могли этого сделать - он сословием гораздо стрельцов выше. Да и зачем Милославского в стрельцы? Он - боец поместной конницы, притом довольно знатный, с боевым опытом и своим оружием. Зачем менять шило на мыло - берите его так. Кстати, в одном месте Милославский сказал: "стрелецкий полк", хотя на тот момент подразделения стрельцов назывались приказами.
Также, как отметила Фантагиро, аристократ не мог быть на побегушках у людей, ниже его сословием. Кто-то спросит: "Ну вон в Kingdom Come у чехов бастард пана Индржих бегает и всем квесты выполняет, так что чё такова?". Отвечаю: своим сыном пан Радциг Кобыла признает Индро только к концу игры, до этого Индро официально является простолюдином и потому может спокойно общаться с чернью и выполнять для неё квесты. К панам же он вхож как человек, служащий у пана Кобылы и говорит с ними как его слуга, но не более.
Чехи, делавшие Kingdom Come, понимали, про кого они делают игру, а вот разработчики "Смуты", видимо, не очень. Потому у них Милославский то кичится своим родом, то спокойно воспринимает лапотников и купцов на рынке в качестве квестодателей.
Не Милославским единым - Пожарский поручает Юре переговорить с командиром наемников об их оплате. Наемник сходу начинает дерзить Юрию (несмотря на то, что Милославский одет как аристократ да и говорит об этом), а в итоге вообще заявляет: "Ваше время прошло, скоро мы придём. Может, всех вырежем и сами тут жить будем...":
Герр наймит, а ты хо-хо не хо-хо косплеить австрийского художника в 17 веке? Стоишь посреди русского Нижнего Новгорода, хамишь и угрожаешь благородному человеку и вообще всем русским людям - не боишься, что московиты тебя тут же толпой запинают?
Другие мелкие и не очень мелкие ошибки:
- Москва в игре показана как огромный обжитой город с кучей домов, хотя к тому времени там должно было остаться только пепелище, т.к. в ходе боёв 1611-1612 гг. Москва сгорела вся, кроме Кремля и Китай-города (а к концу осады не выгорел лишь Кремль). Да и сама Московская битва 1612 года, насколько я могу судить по игрофильму, выполнена как потасовки группок русских и поляков на улицах города.
- Кто-нибудь, объясните "пани Ирене", что если хочешь угрожать человеку колесцовым пистолетом, курок надо опустить:
Ликбез по теме:
- Настя почему-то одета по-польски. В книге её отец одевался по-польски, дабы показать свою пропольскую позицию. В игре Кручина своим взглядам не изменяет, но одевается по-русски, а вот дочку, которая полонофилией не страдает, зачем-то вырядил по-польски. ПРИ ЭТОМ: в прошлогоднем сливе Настя была одета по-русски, в сливе недавнем она была то в русской одежде, то в польской. В общем, зачем Настю переодели под шляхтянку - понять не удалось.
- В конце, вспоминая об избрании Михаила Романова царем в роли этого самого будущего царя нам показывают... мелкого пострела. А ничего, что ему уже 16 было тогда? Хотя это было в слитой версии - на релизе, может, уже исправили.
- Логичность и идеологичность - стрелецкий голова говорит Юрику: "Тут моего друга грохнули. Вроде как наемники. Никто не знает кто, но походу они. Я бы их сам вырезал, да имиджу повредит. Хорошо бы кто-то, передо мной сейчас стоящий, их перебил. А я за это замолвлю за тебя словечко перед начальством". Юра говорит: "ОК", идет и вырезает наемников. Когда же его арестовывают на месте преступления и доставляют опять к этому самому голове, Милославский говорит: "Ничё не знаю. Я пришёл - они лежат. Видать кто-то их всё-таки порешил". Голова говорит: "Ой, бяда-бяда, но да и хрен с ними! Сами виноваты: жили они не по-нашему, вот и нарвались. А тебе - спасибо и рапорт Пожарскому о том, какой ты хороший парень".
Вопрос: а что, институт суда на Руси уже не работает? Судебник вышел из употребления? Завести дело, провести расследование - нет, не слышали? Да и, Юра - ты что, правда такой тупой? Тебе какой-то незнакомый человек велел перебить наемников, предоставив 0 улик их вины, а ты и рад стараться. А если бы он сказал, что Пожарский ляхам продался и его прирезать надо - ты бы тоже поверил? Притом, когда дальше по сюжету Заруцкий попросит Милославского кокнуть щё одного человека, Юра возразит: "Какой из меня убийца".
В общем, делали игру про патриотизм и историю, а вышло про заказные убийства и коррупцию.
- Финал отношений Милославского и Насти. В конце нам говорят, что Юра с Настей всё же поженились, но в конце совместной жизни почему-то охладели друг к другу. Почему и отчего - не объясняют:
У меня вопрос: а на кой? Вот ради этого игрок всю игру выстраивает отношения с Настей - чтобы узнать, что по неведомой причине прошла любовь, завяли помидоры? Да нафиг надо!
(Возможно, дальнейшая судьба персонажей зависит от выборов в игре, так что кто знает - может для Юры с Настей есть и счастливый финал).
- ПАФОС и масштаб. Поскольку игра про освобождение России от интервентов, тут не обошлось без патриотического пафоса. Но он вызывает лишь испанский стыд, поскольку:
а) как было сказано выше, часть речи персонажей подается здесь былинно-сказочным слогом;
б) игра, призванная воспеть патриотизм, сделана на уровне "и так сойдёт";
в) масштаб действий в игре прямо противоположен заявленному пафосу.
За всю игру я видел лишь одну сцену, где людей действительно много - выступление Минина в Нижнем Новгороде:
И больше ничего подобного. Все бои в игре - это потасовки Юрия или нескольких с ним NPC против других нескольких таких же NPC. Даже в роликах на вступительных и заключительных титрах - то Лжедмитрия встречают аж 4 мужика, то Скопин-Шуйский вместо войска ведет к Москве банду с разномастным оружием:
Неужели тут нельзя было тоже нагнать NPC ради одного скриншота?
- Связь с первоисточником. В первой статье про "Смуту" я упомянул, что она основана на романе Загоскина "Юрий Милославский". Думаю, на основании вышеперечисленного понятно, что уж чего-чего, а ТАКОЙ адаптации роман Загоскина точно не заслужил.
Пожалуй, за сим можно перейти к выводам.
ИТОГО: игра вышла очень сырой. Она чертовски красивая, но не более. Ладно бы она была просто забагованная - сейчас то и дело выходят игры с кучей багов, их правят патчами - и ничего. Но в нынешнем состоянии игра "Смута" - не игра. Это скелет игры, её заготовка. При этом по исполнению персонажа Милославского да и по общей красоте и относительной достоверности визуала видно, что у разработчиков был потенциал, но, видимо в силу небольших сроков разработки и/или других причин его не успели реализовать.
Ситуация со "Смутой" напоминает выход "Корсары 3". Та игра тоже попала в производственный ад и в итоге игрокам досталась заготовка игры с кучей багов и без каких либо интересных активностей. Серию "Корсар" спасли разработчики из Seaward.Ru, которые на основании "Корсары 3" сделали аддоны "Возвращение легенды" и "Город потерянных кораблей", ставшие украшением этой серии. Найдутся ли те, кто спасут "Смуту"?