Найти тему
Кыш Бабай

"Смута" вышла. Какой же она вышла?

Оглавление
Баг. Скриншот прохождения слива "Смуты" на канале MrGRANDSLAY (сейчас оно уже не доступно, т.к. автор канала решил проходить релизную версию и скрыл прохождение слива).
Баг. Скриншот прохождения слива "Смуты" на канале MrGRANDSLAY (сейчас оно уже не доступно, т.к. автор канала решил проходить релизную версию и скрыл прохождение слива).

Ну шо, товарищи, дождались? "Смута" таки вышла. И описать её, на мой взгляд, можно лишь одним словом:

-2

Собственно, намёки на это "мда" были уже давно - ещё до выхода игры в сеть попал слив играбельной версии, а около двух месяцев назад - был показ прохождения части игры блоггером Алиной Рин. Уже тогда были тревожные звоночки о том, что из себя будет представлять игра на выходе. Что ж, игра вышла и опасения подтвердились.

Я сам попробовал попробовать "Смуту", скачав пиратку слива, но мой ноут сказал мне: "Ничего личного, братиш, но тут сказано: минимум 16 гигабайт оперативной памяти, а у тебя только 8, так что никакой тебе «Смуты»". Потому пришлось довольствоваться прохождениями и игрофильмом с просторов Ютуба (в статье использованы скриншоты видео с каналов MrGRANDSLAY, VOLKOFRENIA, PoleznyiBes Токсичные Стримы и VANDELEY).

относительно нормально у меня загрузился только музей
относительно нормально у меня загрузился только музей

В общем и целом мои замечания по игре совпадают с таковыми в статье Фантагиро Бурерождённой:

потому я лишь незначительно дополню её список. Отмечу, что сказанное дальше - субъективное моё мнение, которое могёт от чьего-то мнения отличаться. Все всё поняли? Тогда - поехали (АХТУНГ - СПОЙЛЕРЫ).

Плюсы:

+ Актеры озвучки (некоторые). Мне понравилась озвучка Заруцкого, Алёны, Милославского и некоторых других персонажей. Также приятный голос у Кручины, но, по-моему, его актер не доигрывает. Милославский же - моё почтение. Лучший персонаж игры. Парень с очень живым характером, слушать его рассуждения о перипетиях жизни или заигрывания с Настей - сплошное удовольствие. Кстати, о Насте.

+ Вторая половинка гг и химия между ними. Несмотря на косяки, игра вполне справилась с передачей чувств героев друг к другу. Настину роль по сравнению с книгой значительно расширили, что пошло игре на пользу - за ними смотреть интересно. Хотя некоторые моменты в их отношениях выглядят... непроработанными что ли. Вроде как Настя Милославскому не безразлична - он с нею то и дело заигрывает, но намеки на женитьбу в упор игнорирует. Более того - согласно Кручине Юра с Настей "давно сговорены", при этом Милославский в разговорах с Настей и не заикается о том, что в будущем он должен на ней жениться.

+ Внутриигровая энциклопедия. Тут как в серии Total War - небольшие исторические справки для любителей почитать в игре на досуге.

-4

+ Анимации (некоторые). Мне понравились плавные движения и повороты Милославского при ходьбе и тыгдык его на лошади. Кстати, хотя боёвку в "Смуте" и ругают, анимации (именно анимации) сабельных ударов мне тоже понравились. Также: NPC в локациях не только стоят столбом или маршируют туда-сюда, а заняты какой-то деятельностью: сидят, танцуют и т.п. - имитируют жизнь в общем. Ёмаё, да сам Милославский умеет плясать!

А ещё Юра отворачивается от вспышки перед выстрелом:

-5

Минусы:

- Мир игры - я похвалил симуляцию жизни в игре, но, к сожалению, дальше этой симуляции не пошло. NPC не реагируют на поведение Милославского и взаимодействовать с ними никак нельзя.

- Анимации, которых нет. Анимации извлечения оружия в игре нет - сабля или мушкет просто из ниоткуда появляется в руках у бойца и в никуда пропадает после боя (про "волшебного" коня, возникающего из воздуха, я, пожалуй, распинаться не буду). Из всего оружия вне боя у игрока и NPC отображаются лишь:

а) клинки разной длины, пистолеты и луки с колчанами - на поясе;

б) бердыши и древковое оружие у некоторых NPC - в руках.

При этом опять же: красиво вытаскивать саблю из ножен гг будет только в кат-сценах, в остальном сабля всё так же из ниоткуда появляется в руках и так же пропадает.

NPC достал саблю и при этом она у него в ножнах (а ещё у сабель разные рукояти)
NPC достал саблю и при этом она у него в ножнах (а ещё у сабель разные рукояти)

- РЕЧЕНЬКА РУССКАЯ ПЕРСОНАЖЕЙ ИГОРНЫХ. Я ругал "Отряд его величества" за современную речь в декорациях 19 века. В прошлогоднем сливе "Смуты" речь была напротив - довольно "былинная". И таковой она осталась и на релизе - большую часть времени персонажи общаются былинно-сказочным слогом, особенно князь Пожарский, который делает это с таким пафосом, будто он диктор, а не живой человек.

Это не усиливает, а наоборот - ломает погружение. Ну как серьезно можно воспринимать сюжет про сборы Ополчения на отпор интервентам, когда все кругом общаются так, будто это игра про Ивана-царевича и Бабу-Ягу?

Можно ли было оформить современную русскую речь так, чтобы она звучала аутентично, понятно и без былинного налета? Вполне. Примеров такой речи масса:

1. "Андрей Рублёв"

2. "Россия молодая"

3. "Минин и Пожарский" (к слову, тут речь Минина мне нравится, в игре - нет)

4. Из современных фильмов - "Орда" 2012 г.

Вот - тут смогли заставить людей говорить как жителей прошлого и при этом не скатываться в "сказочность". Мне кажется, секрет правдоподобности их речи скрыт не только в подборе слов и выражений, но и в игре актёров. В их речи старорусские слова звучат естественно, в речи персонажей "Смуты" - нет. Так что разработчикам "Смуты" стоило бы внимательнее относиться не только к подбору слов, но и их произнесению.

Вернемся к "Смуте": периодически былинность пропадает из речи в игре и мы слышим нормальный современный русский язык. Порой даже слишком современный:

Это не сильно контрастирует с былинной речью, но заметить можно. По-моему это свидетельство спешки, в которой делали игру, раз разработчики не успели всё озвучить в одном стиле.

- Достоверность - касаемо внешнего вида всего разработчики не подкачали: всё выглядит очень хорошо, насколько мне позволяют понять мои дилетантские познания о Московии. Ну, хотя бы игра не выходит за стереотип Русского царства - марсиан в роли русских 17 века, как у художника Юрия Каштанова, здесь нет.

К слову, в релизной версии Милославский ходит в шапке, как аристократу и положено.

Однако, смущает обличие шиша Милославского:

-10

Тут ему полагается некий щит, похожий на щит викингов, хотя на викингов уже несколько веков как несезон. Да и как Милославский может в таком наряде сойти за простолюдина, если у него поверх кафтана доспех, который он не снимает? Даже не все дворяне могли себе доспех позволить, а тут - целый "мужичок в зерцале". Так он максимум на бандита похож, который или украл это зерцало где-то, или со службы дезертировал.

Но это - исключение, в целом же внешне всё хорошо. А вот с чем всё гораздо хуже, так это с достоверностью социального устройства России 17 века. Например: боярин Милославский пошёл записываться в Ополчение, а ему стрелецкий голова говорит: "Небось, рядовым стрельцом не пойдёшь":

-11

Алё, дядя голова - перед тобой хорошо одетый человек в доспехе с саблей с усыпанной драгоценными камнями рукоятью:

-12

Откуда у тебя мысли про рядового стрельца вообще взялись? Ты бы еще про должность повара заикнулся! Притом: дальше по сюжету Милославскому выдают форму рядового стрельца и - внимание - приписывают к стрельцам:

Простите, ЧТО? Боярина, сына воеводы - в стрельцы?! Да не могли этого сделать - он сословием гораздо стрельцов выше. Да и зачем Милославского в стрельцы? Он - боец поместной конницы, притом довольно знатный, с боевым опытом и своим оружием. Зачем менять шило на мыло - берите его так. Кстати, в одном месте Милославский сказал: "стрелецкий полк", хотя на тот момент подразделения стрельцов назывались приказами.

Также, как отметила Фантагиро, аристократ не мог быть на побегушках у людей, ниже его сословием. Кто-то спросит: "Ну вон в Kingdom Come у чехов бастард пана Индржих бегает и всем квесты выполняет, так что чё такова?". Отвечаю: своим сыном пан Радциг Кобыла признает Индро только к концу игры, до этого Индро официально является простолюдином и потому может спокойно общаться с чернью и выполнять для неё квесты. К панам же он вхож как человек, служащий у пана Кобылы и говорит с ними как его слуга, но не более.

Индржих из Kingdom Come
Индржих из Kingdom Come

Чехи, делавшие Kingdom Come, понимали, про кого они делают игру, а вот разработчики "Смуты", видимо, не очень. Потому у них Милославский то кичится своим родом, то спокойно воспринимает лапотников и купцов на рынке в качестве квестодателей.

Не Милославским единым - Пожарский поручает Юре переговорить с командиром наемников об их оплате. Наемник сходу начинает дерзить Юрию (несмотря на то, что Милославский одет как аристократ да и говорит об этом), а в итоге вообще заявляет: "Ваше время прошло, скоро мы придём. Может, всех вырежем и сами тут жить будем...":

-15

Герр наймит, а ты хо-хо не хо-хо косплеить австрийского художника в 17 веке? Стоишь посреди русского Нижнего Новгорода, хамишь и угрожаешь благородному человеку и вообще всем русским людям - не боишься, что московиты тебя тут же толпой запинают?

Другие мелкие и не очень мелкие ошибки:

- Москва в игре показана как огромный обжитой город с кучей домов, хотя к тому времени там должно было остаться только пепелище, т.к. в ходе боёв 1611-1612 гг. Москва сгорела вся, кроме Кремля и Китай-города (а к концу осады не выгорел лишь Кремль). Да и сама Московская битва 1612 года, насколько я могу судить по игрофильму, выполнена как потасовки группок русских и поляков на улицах города.

- Кто-нибудь, объясните "пани Ирене", что если хочешь угрожать человеку колесцовым пистолетом, курок надо опустить:

-17

Ликбез по теме:

- Настя почему-то одета по-польски. В книге её отец одевался по-польски, дабы показать свою пропольскую позицию. В игре Кручина своим взглядам не изменяет, но одевается по-русски, а вот дочку, которая полонофилией не страдает, зачем-то вырядил по-польски. ПРИ ЭТОМ: в прошлогоднем сливе Настя была одета по-русски, в сливе недавнем она была то в русской одежде, то в польской. В общем, зачем Настю переодели под шляхтянку - понять не удалось.

- В конце, вспоминая об избрании Михаила Романова царем в роли этого самого будущего царя нам показывают... мелкого пострела. А ничего, что ему уже 16 было тогда? Хотя это было в слитой версии - на релизе, может, уже исправили.

-19

- Логичность и идеологичность - стрелецкий голова говорит Юрику: "Тут моего друга грохнули. Вроде как наемники. Никто не знает кто, но походу они. Я бы их сам вырезал, да имиджу повредит. Хорошо бы кто-то, передо мной сейчас стоящий, их перебил. А я за это замолвлю за тебя словечко перед начальством". Юра говорит: "ОК", идет и вырезает наемников. Когда же его арестовывают на месте преступления и доставляют опять к этому самому голове, Милославский говорит: "Ничё не знаю. Я пришёл - они лежат. Видать кто-то их всё-таки порешил". Голова говорит: "Ой, бяда-бяда, но да и хрен с ними! Сами виноваты: жили они не по-нашему, вот и нарвались. А тебе - спасибо и рапорт Пожарскому о том, какой ты хороший парень".

Вопрос: а что, институт суда на Руси уже не работает? Судебник вышел из употребления? Завести дело, провести расследование - нет, не слышали? Да и, Юра - ты что, правда такой тупой? Тебе какой-то незнакомый человек велел перебить наемников, предоставив 0 улик их вины, а ты и рад стараться. А если бы он сказал, что Пожарский ляхам продался и его прирезать надо - ты бы тоже поверил? Притом, когда дальше по сюжету Заруцкий попросит Милославского кокнуть щё одного человека, Юра возразит: "Какой из меня убийца".

В общем, делали игру про патриотизм и историю, а вышло про заказные убийства и коррупцию.

- Финал отношений Милославского и Насти. В конце нам говорят, что Юра с Настей всё же поженились, но в конце совместной жизни почему-то охладели друг к другу. Почему и отчего - не объясняют:

-20

У меня вопрос: а на кой? Вот ради этого игрок всю игру выстраивает отношения с Настей - чтобы узнать, что по неведомой причине прошла любовь, завяли помидоры? Да нафиг надо!

(Возможно, дальнейшая судьба персонажей зависит от выборов в игре, так что кто знает - может для Юры с Настей есть и счастливый финал).

- ПАФОС и масштаб. Поскольку игра про освобождение России от интервентов, тут не обошлось без патриотического пафоса. Но он вызывает лишь испанский стыд, поскольку:

а) как было сказано выше, часть речи персонажей подается здесь былинно-сказочным слогом;

б) игра, призванная воспеть патриотизм, сделана на уровне "и так сойдёт";

в) масштаб действий в игре прямо противоположен заявленному пафосу.

За всю игру я видел лишь одну сцену, где людей действительно много - выступление Минина в Нижнем Новгороде:

И больше ничего подобного. Все бои в игре - это потасовки Юрия или нескольких с ним NPC против других нескольких таких же NPC. Даже в роликах на вступительных и заключительных титрах - то Лжедмитрия встречают аж 4 мужика, то Скопин-Шуйский вместо войска ведет к Москве банду с разномастным оружием:

Неужели тут нельзя было тоже нагнать NPC ради одного скриншота?

- Связь с первоисточником. В первой статье про "Смуту" я упомянул, что она основана на романе Загоскина "Юрий Милославский". Думаю, на основании вышеперечисленного понятно, что уж чего-чего, а ТАКОЙ адаптации роман Загоскина точно не заслужил.

Пожалуй, за сим можно перейти к выводам.

ИТОГО: игра вышла очень сырой. Она чертовски красивая, но не более. Ладно бы она была просто забагованная - сейчас то и дело выходят игры с кучей багов, их правят патчами - и ничего. Но в нынешнем состоянии игра "Смута" - не игра. Это скелет игры, её заготовка. При этом по исполнению персонажа Милославского да и по общей красоте и относительной достоверности визуала видно, что у разработчиков был потенциал, но, видимо в силу небольших сроков разработки и/или других причин его не успели реализовать.

Ситуация со "Смутой" напоминает выход "Корсары 3". Та игра тоже попала в производственный ад и в итоге игрокам досталась заготовка игры с кучей багов и без каких либо интересных активностей. Серию "Корсар" спасли разработчики из Seaward.Ru, которые на основании "Корсары 3" сделали аддоны "Возвращение легенды" и "Город потерянных кораблей", ставшие украшением этой серии. Найдутся ли те, кто спасут "Смуту"?