Найти тему
949 подписчиков

Зайцев Алексей Сергеевич. Наука о цвете и живопись.

106 прочитали
Еще одна отличная книга о цвете в живописи.

Еще одна отличная книга о цвете в живописи. Признаться, ее я прочел намного раньше книги Николая Николаевича, но в том месте, где рассказывается про валёр, колорит, цвет и тон автор навёл такую путаницу, что я решил обратиться к первоисточнику. Хорошо, что Зайцев оставил ссылку на Волкова, с пометкой, что у того все эти темы раскрыты наиболее полно и понятно. Эта книга вышла на четыре года позже "Цвета в живописи", но разница понимания инструментов художника лежит в том, что Волков - реалист и больше обращает внимания на классическую живопись, следуя тропой "итальянизма" и Возрождения; Зайцев - импрессионист и понимание живописи у него немного иное - больше внимания уделено свету (освещенности локального предмета и самого полотна при работе на пленэре и при вывеске в помещении), больше раскрывается технология "мазка", потому что на самом деле в живописи фактура полотна играет совершенно не последнюю роль. Как для импрессиониста валёр больше раскрывается через последовательный и одновременный цветовой контраст. Больше внимания уделено технологии "плановости" и рассказу о "выступающих и отступающих" цветах. Волков рассказывает про альбедо, Зайцев не уходит так глубоко в науку, но понятно описывает теорию "яркости". Если взять эти две книги, то сложится необыкновенный диалог, в котором два автора рассказывают об одном и том же, ведь тема одна, но опираются абсолютно на разные базы и понятия. Как добросовестный читатель я мог бы обидеться на такой "научный подход", но мне известна и понятна причина этого "диалога".

Пример из смешного и курьёзного. В двух соседних предложениях можно встретить высказывания о цвете двух величайших колористов - Леонардо Да Винчи и Владимира Ильича Ленина. Когда читаешь вдумчиво и между двумя указанными оппонентами возникает диалог сквозь столетия, при всей разнице их отношения к проблеме цвета - это как минимум весело. В книге даны изображения схем нескольких цветовых систем, но совершенно нет никакого описания "что, кто, зачем". Просто есть и есть.

Очень ценны те знания о цвете, которые раскрывают художники в ходе своей работы. Очень жаль, что иногда они не имеют средства, чтобы донести эти знания до человека простым языком, не прибегая к живописи. Еще более странно, что многие пытаются превратить науку в тайну. Понятно, что на данный момент невозможно создать инструкцию или метод гармонизации любого произведения искусства. Но иногда, становится не по себе, когда раскрываешь книгу, в которой написано что "цвет это очень просто", приводится несколько "цветовых теорий и систем" и автор рассказывает как использовать "цвет в качестве инструмента в соответствии с современным пониманием". Тема становится материалистически банальной, но при этом ни на миллиметр не раскрывается, приближаясь к истине. Есть иной подход, где предлагается "почувствовать цвет" и развивать "эстетическое чувство цвета", без лишних научных данных и пояснений. У многих на это могут уйти десятилетия, а кто-то и не дойдет до финиша вовсе. Но ведь все люди, на самом деле, видят цвет, понимают цвет, чувствуют цвет и широко применяют на практике. Однажды мой друг Пабло Пикасо сказал, что, будь у него возможность получить ответ всего на один вопрос, то он бы хотел знать "что такое цвет?". И был абсолютно прав. Мы до сих пор не знаем что такое цвет. Есть несколько теорий, которые рассматривают цвет в разных плоскостях, изредка соприкасаясь, но объективного понимания человечество не смогло достичь даже сейчас.

Всю историю погружения человечества в загадку цвета я начну раскрывать в ближайшее время на лекции "Культ-про-Цвет: История цветовых систем". Материал готов, в данный момент пишутся конспекты. Материал достаточно объемный, поэтому сейчас происходит процесс "обогащения": 250 страниц превращаются в 120, 120 в 30, 30 в 5. Пока не могу сказать, будет ли это одна лекция или серия из двух или трёх. Но могу сказать, что это история от Пифагора до наших дней, со схемами и диаграммами, объяснениями, кто, что, зачем, почему, включающая более сотни личностей и 60 полноценных систем. Джонни Мнемоник и 451 по фаренгейту в одном флаконе. Если наша первая лекция, о Вильгельме Хаммерсхёе, имеет более музейно-кулуарно-эстетический характер, то эта лекция содержит полностью научный материал, рассчитанный на самый широкий круг аудитории. Ну и конечно же, лекции связаны - это всё часть одной истории, которую можно слушать по кругу, раскрывая новое для себя каждый раз. История учений о цвете - это не та история, в которой можно поставить точку или хотя бы многоточие, она содержит огромное количество креативных фрагментов, которые позволяют художнику, дизайнеру, архитектору развиваться и идти дальше - к новым открытиям. Но для того чтобы сделать открытие, даже небольшое, нужно начать с малого, с вопроса - а что мы вообще об этом знаем?