Словосочетание «гнилой Запад», которое и в наши дни активно используется в политической риторике, в СМИ и на просторах интернета, корнями уходит в рассуждения о судьбе России – споры славянофилов и западников, продолжавшиеся на протяжении XIX века.
Место России в мире, ее историческое значение и пути развития – эти проблемы активно обсуждались образованными слоями общества, которое в итоге разделилось на два полюса. Одни были убеждены в том, что Россия должна пройти по пути европеизации, стать частью европейской истории и что только тогда она сможет конкурировать с европейскими государствами и быть им равной. Другие верили в то, что у России свой особый путь, основанный на православии, что у нее есть определенная миссия среди народов и ей необходимо осмыслить историю своего развития отдельно от европейской. Среди первых – А.И. Герцен, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, Н.П. Огарев, печатавшиеся в журнале «Отечественные записки», альманахе «Полярная звезда», газете «Колокол». Вторые, среди которых С.П. Шевырев, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья К.С и И.С. Аксаковы, группировались в основном вокруг журнала «Москвитянин».
Можно подумать, что выражение «гнилой Запад» появилось в текстах славянофилов, которые выступали против западного влияния, считая его вредным. Действительно, славянофилы часто использовали синонимичные выражения, описывая связь России с Западом. Например, так писал об этом Степан Петрович Шевырев, сравнивая Запад с будущим трупом:
Да, в наших искренних, дружеских, тесных сношениях с Западом мы не примечаем, что имеем дело как будто с человеком, носящим в себе злой, заразительный недуг, окруженным атмосферой опасного дыхания. Мы целуемся с ним, обнимаемся, делим трапезу мысли, пьем чашу чувства... и не замечаем скрытого яда в беспечном общении нашем, не чуем в потехе пира будущего трупа, которым он уже пахнет!
Однако словосочетание «гнилой Запад», как ни парадоксально, стало популярным благодаря западнику, известному критику – Виссариону Белинскому, который в саркастической манере писал об идеях славянофилов. Эта фраза встречается в нескольких статьях Белинского и особенно выразительно звучит в его полемической статье «Ответ «Москвитянину», которая адресована славянофилу Юрию Самарину. В ней он насмехается над тем, что проповедуют славянофилы:
Что такое "московское направление", загадочною речью о котором начинается статья? Разумеется, так называемое славянофильство. Очевидно, что автор статьи – славянофил. Но он не хочет этого названия; он говорит, что его партию окрестили им петербургские журналы. Из этого видно, что он сам чувствует все смешное, заключающееся в этом слове, но он не чувствует, что слово может быть смешно не само собою, а заключенным в нем понятием и что переменить название вещи не значит изменить самую вещь. Петербургские журналы не сговаривались давать название славянофилов литераторам известного образа мыслей; вероятно, они или подслушали его у самих этих литераторов, или извлекли из сущности их учения, альфа и омега которого суть славяне, враждебно и торжественно противополагаемые гниющему Западу.
То есть выражение «гниющий Запад», как и само название «славянофилы», создано не славянофилами, а их оппонентами – западниками – в качестве саркастических выпадов в их сторону.
Интересно, что представления о разлагающемся, гибнущем Западе – это не оригинальная мысль славянофилов. Они подхватили те идеи, которые уже ходили по Европе и волновали европейцев со времен Великой французской революции. Кризис европейского развития, революционные события XVIII-XIX вв. и появление новых, активно развивающихся государств (США и Российской империи) – все это рождало сомнения в будущем Европы и ощущение упадка европейской цивилизации. Еще в 1790 году немецкий публицист Фридрих Мельхиор Гримм писал об этом в письме к Екатерине II (от 20 (31) декабря 1790):
«Два государства тогда поделят между собой все преимущества цивилизации, всю силу гения в науке, искусстве, военном деле и промышленности: Россия со стороны Востока и освобожденная в наши дни Америка со стороны Запада. А мы, народы ядра Европы, должны будем деградировать и прийти в такой упадок, что только глухие предания будут нам напоминать, чем мы были прежде».
Славянофилы превратили европейские упаднические настроения в свою идею фикс, предостерегая Россию от попыток идти путем «гнилого» Запада. Но они не были авторами ни этих идей, ни оставшегося в веках выражения «гнилой Запад», ни даже собственного названия «славянофилы».
Источники:
1. С.П. Шевырев. Взгляд русского на современное образование Европы (1841);
2. В.Г. Белинский. Ответ "Москвитянину" (1847);
3. Гримм Фридрих Мельхиор. Письма к императрице Екатерине II. Издание Я. Грота, 1880, стр. 293.