Многие знают, что помимо тех 20-колец (Единого, эльфийских, людских и колец дворфов) Средиземье пестрит различными артефактами и украшениями. Знает, да. Но немногие знают историю этих украшений. Аркенстон, Нимфелос, Наугламир, ожерелье Гириона, кольцо Барахира… И вот о последнем названном мы сегодня и поговорим.
Кольцо Барахира. «Это кольцо формой было подоб но двум змеям с изумрудными глазами, и головы их встречались под короной из золотых цветов, которую одна поддерживала, а другая пожирала» (Сильмариллион, пер. Бобырь). Именно это кольцо мы отчётливо можем видеть в кинотрилогии Питера Джексона на руке Арагорна (например, когда он протягивает Гриме руку в знак приветствия). Уже немногим позже, когда Грима прибывает к Саруману (режиссёрская версия), он рассказывает ему про Странника и его странное кольцо, которое истари безошибочно распознаёт как кольцо Барахира.
Так что это за кольцо такое? Те, кто читал «Сильмариллион» - скорее всего, помнят о нём, так как кольцо сыграло там значимую роль для одного очень храброго человека, влюбившегося в бессмертную эльфийку. А вот для всех остальных (да и для тех, кому просто интересно прочесть статью и освежить всё в памяти) я постараюсь рассказать полную историю кольца. А так как кольцо – это украшение – то и историю всех тех, кто был носителем кольца.
Готовы? Что ж, тогда начинаем.
Кольцо было выковано эльфами-нолдор в бессмертных землях Валинора и принадлежало Финроду Фелагунду. Финрод - старший сын Финарфина и старший брат Галадриэли. История, которая интересует нас, начинается уже после ухода нолдор из Амана, в Средиземье, а потому углубляться в жизнь эльфов в бессмертных землях я не стану.
Все мы знаем про изгнание нолдор и про Резню в Альквалондэ. Примечательно, что Финрод вместе с теми, кого он возглавлял – Третий Дом нолдор (или Дом Финарфина) – не участвовал в этом событии, так как Третий Дом пришёл к гаваням уже после всего случившегося. Но тем не менее, даже после того, как услышал Пророчество Мандоса, Финрод вместе со своей сестрой Галадриэлью не повернули назад, а покинули Аман.
В Белерианде Финрод основал крепость Минас Тирит, на острове Тол Сирион. Он много путешествовал и однажды, когда он вместе с Тургоном были на привале, за Озёрами Сумерек, Ульмо послал им тревожные сны, которые побудили Финрода основать Нарготронд, а Тургона – Гондолин. Любовь Финрода к путешествиям никуда и, наверное, никогда не девалась. В 310 году П.Э. он отправился в очередное путешествие по востоку Белерианда. Путешествовал он не один, но однажды ночью решил погулять в окрестностях в одиночестве и покинул своих спутников. Так он услышал странное пение, не похожее на пение эльфов. Финрод увидел новый народ, пришедший в Белерианд с востока – людей. Это были первые люди в Белерианде – Племя Беора. Была ночь, напоминаю. Когда люди уснули (стражу они не выставляли), Финрод прокрался к ним, и, взяв в руки арфу Беора, стал петь про сотворение Арды и красоту Амана. Люди проснулись и с восторгом стали слушать прекрасный голос. Они не понимали речь Финрода, но тот использовал телепатию, благодаря которой перед людьми возникали образы – а это было уже понятнее. Финрод решил остаться с людьми, да и те полюбили его. Эльф о многом поведал новому народу, а те избрали его своим правителем. Теперь Дом Беора стал вассалом Дома Финарфина в Белерианде.
Не буду сильно углубляться в детали и причины, но Финрод увёл людей в свои земли, где они и стали жить. Сам Финрод целый год прожил с людьми, передавая им свои знания. А когда решил, что пора бы возвращаться в свою крепость – Нарготронд – Беор отправился вместе с эльфом. Человек прожил всю оставшуюся жизнь, находясь на службе у дома Финарфина.
Сам Фелагунд часто наведывался к людям, а те, в скором времени, переселились в Дортонион, где правил Финрод (речь именно про людей Дома Беора).
В 422 году П.Э. верховный король нолдор Финголфин решил начать войну против Моргота. Но его поддержали лишь Ангрод и Аэгнор – вассалы Финрода. Да и то лишь потому, что понимали, что первый удар Моргота придётся по их владениям. Нам же интересны события, которые произойдут через 33 года после этого: 455 год П.Э. – Дагор Браголлах – Битва Внезпного пламени – третья крупная битва Войны Самоцветов. В 455 году армия Моргота начала наступление. Основные силы армии обрушились на владения Ангрода и Аэгнора, как они и предполагали. В это время Финрод собирал армию в Нарготронде, чтобы выступить своим вассалам-братьям на помощь. Но подойти вовремя не успел. Ангрод и Аэгнор пали в этом сражении, а вместе с ними и предводитель дома Беора – Бреголас. Финрод, по пути в Дортонион, попал в засаду у топей Серех. Сам Фелагунд был на тот момент с небольшой группой эльфов, а противостоящих им врагов было намного больше. И Финрод мог бы пасть, как и его братья, если бы не подоспевший вовремя на помощь, Барахир (да-да, вот мы и добрались, наконец до той личности, чьим именем называют кольцо). Барахир – брат Бреголаса, сражался на тот момент на западных рубежах Дортониона, рядом с ущельем Сириона. Он выжил после сражения, и после смерти брата стал новым вождём рода Беора.
Так вот. Барахир вместе со своими воинами помог Финроду выбраться из засады, за что и получил от Фелагунда кольцо, которое отныне носило его имя. И не просто кольцо. Финрод дал Барахиру клятву:
Бесстрашный Барахир в тот час
Своим копьем от смерти спас
Владыку Финрода. Чрез топь
Пройдя, не ведавшую троп,
Всем сердцем Финрод клятву дал
Тогда ему и обещал –
Отважный Барахира род
Любовь и дружество найдет
У Фелагунда, и всегда –
Подмогу, коль придет нужда.
(Лэ о Лейтиан)
Дети и женщины племени Беора под предводительством жены Барахира Эмельдир покинули Дортонион. А сам Барахир вместе с двенадцатью спутниками, один из которых позже предаст отряд, остался сражаться с прислужниками Моргота. На протяжении 5 лет на отряд пытались охотиться тёмные силы, но всё было бы безуспешно, если бы не предательство одного из спутников Барахира – Горлима. Горлим, потерявший свою жену, поверил речам Саурона о том, что он сможет воссоединить Горлима с его женой. Он раскрыл местоположение отряда, после чего Саурон произнес что-то вроде «Я помню о твоём обещании» и приказал казнить человека. Отряд Барахира был уничтожен, погиб и сам Барахир. И только его сын, Берен, остался в живых, поскольку на тот момент был не со своими людьми, а отдельно от них – выполнял приказ отца о разведке планов врага. Кольцо Барахира было украдено одним из орков. Видимо, в знак доказательства Саурону того, что отряд людей действительно был уничтожен, орк решил отрезать Барахиру кисть. Берен, явившийся уже после уничтожения людей, похоронил отца и поклялся отомстить убийцам. Что, в принципе и произошло: человек нагнал орков, напал на них и забрал кисть отца с кольцом себе.
В течение следующих четырех лет Берен в одиночку противостоял слугам Моргота и всячески вредил им. Моргот назначил за его голову награду, не меньшую, чем за голову Фингона – Верховного короля нолдор. И это, как по мне, говорит о том, как сильно Берен портил планы врагу. Так или иначе, Берена вынудили бежать, послав за ним армию во главе с Сауроном.
Попав в Дориат, где правил Тингол, Берен увидел Лутиэн, в которую влюбился с первого взгляда. Любовь была взаимной, и Берен, показав Тинголу кольцо Барахира и сказав, что он друг дома Финарфина, потребовал руки эльфийки. Тингол, ненавидящий людей всем сердцем сказал, что согласится на свадьбу только при условии, что Берен в своей собственной руке принесёт Сильмариль из короны Моргота (смысл в том, что «ни смертная плоть, ни нечистые руки, ни зло не могло коснуться их [Сильмарилей], чтобы не обжечься и не испытать непереносимой боли»). Но тем не менее, Берен согласился.
Как мы знаем, всё у человека по итогу получилось. Рассказывать слишком подробно не стану, поскольку это слишком долго. А мы говорим не о Берене и Лутиэн, а о кольце Барахира. Примечательно то, что Берен отправился за помощью к Финроду. И мог бы умереть на границе Нарготронда, даже не дойдя до Фелагунда. Но человека спасло кольцо, которое он высоко поднял у себя над головой. Берена отвели к Финроду, который понял теперь, что время исполнить свою влятву, данную Барахиру, пришло.
Кольцо Барахира перешло по прямой линии к сыну Берена – Диору. От Диора – его дочери Эльвинг (мать Элронда и Элроса). От неё – к Элросу – первому королю Нуменора, коронованному как Тар-Миньятур. Кольцо передавалось королям Нуменора вплоть до четвертого из них:
- Эльрос
- Вардамир
- Амандиль
- Элендиль
У Элендиля была старшая дочь Сильмариэн, которая и должна была стать королевой Нуменора, получить корону, Нарсиль и кольцо Барахира, но когда Элендиль был уже пожилым, у него родился сын, который, после смерти отца и стал королём. Не смотря на это, Нарсиль и кольцо Барахира перешло к Сильмариэн – старшей дочери Элендиля. Её собственный сын – Валандиль – был провозгашён князем Андуниэ – западной области Нуменора. Кольцо Барахира перешло к нему, и передавалось среди князей Андуниэ вплоть до 18-го князя Элендила. Элендиль заблаговременно покинул Нуменор и отправился в Средиземье. А после падения Нуменора стал единственным выжившим потомком Эльроса. Элендиль основал королевство Арнор в Средиземье, а его сыновья – королевство Гондор. Кольцо Брахира перешло к Анариону, а от него передавалось всем королям Арнора – северного королевства дунэдайн.
Последний король Арнора – Арведуи отдал кольцо лоссотам, которые укрыли его от Короля-Чародея Ангмара и сохраняли его до того момента, пока потомки Арведуи – дунэдайн севера не выкупили его у лоссотов. От этих потомков и ведёт свой род Арагорн, на руке которого мы и можем увидеть кольцо Барахира.
Спасибо всем, кто дочитал статью до конца. Хорошего вам дня!