В дополнение к основному повествованию, хотелось бы упомянуть ещё одну сторону местного бизнеса, которым занималось, в основном, подрастающее поколение, хотя, и взрослые также принимали в этом непосредственное участие. И это не мытьё стёкол и фар у проезжающих авто, как некоторые могут подумать, хотя и это имело место быть. Нет, это вполне самостоятельный бизнес.
Множество пацанов объединялись в небольшие коллективы и занимались ремонтом, подготовкой и, непосредственно, продажей японских мокиков и велосипедов, в короткое время также наводнивших рынок. Структура у этих подразделений была построена по вполне взрослой схеме: имелись свои поставщики, вывозившие из Японии целые мокики с небольшим пробегом за смешные деньги, а также просто мотохлам почти бесплатно. Затем это всё в гаражных мастерских пацанами перебиралось, ремонтировалось, приводилось в надлежащий вид, и поступало в широкую распродажу. Всё, как у взрослых – закуп, подготовка, продажа. Ну и рэкет тоже свой имелся – как же без него? Пацаны подрастали, взрослели, и, плавно и естественно, переходили уже во взрослый бизнес...
Поскольку с этой темой я знаком лишь весьма поверхностно, то ограничусь этой кратенькой заметкой. Просто для полноты понимания происходящего.
Сейчас обратная автодорога из Владивостока уже отстроена, закатана в асфальт и имеет множество удобств для комфортного передвижения: многочисленные площадки для отдыха, сервисные станции с современным оборудованием для ремонта и шиномонтажа, кафе, небольшие гостиницы, где можно полноценно поесть и отдохнуть, – весь механизм качественного обслуживания проезжающих отрепетирован, отлажен и работает, как часы.
В описываемое же время весь этот сервис только начинался, и вид, зачастую, имел достаточно примитивный. В частности, услуги шиномонтажа выглядели так: местными жителями близлежащего посёлка устанавливался рядом с трассой обычный автофургон, отапливаемый буржуйкой, в котором пара полупьяных мужичков производили демонтаж пробитых шин без всякого оборудования, простыми монтажками, с последующей вулканизацией древними вулканизаторами и накачкой ручными насосами...
Но, я немного забежал вперёд.
Итак, из Владивостока путь наш лежит через Хабаровск, Благовещенск, Биробиджан до Шимановска. До Хабаровска, примерно, 760 километров по гравийке, поэтому, передние бамперы, капот и крылья обклеиваются в несколько слоёв скотчем. Делается это для того, чтобы максимально обезопасить машину от сколов – способ простой, но надёжный. На выезде из Владивостока «братки» предлагают приобрести акции их компании – пропуск до Хабаровска, а попросту, − «маляву». К слову сказать, работает «малява» вполне надёжно, без всякого обмана и дураков – её предъявителя пропускают безоговорочно на всех последующих «постах» и с наилучшими пожеланиями. Нам повезло – мы случайно познакомились с Серёжей Пестуновым, абаканцем. Серёжа перегонял «Тойоту-Марк-2».
Выглядел он, как картинная галерея – форматный широкоплечий парень, расписанный синевой по понятиям. На плечах у Серёжи возлежали погоны с аксельбантами, шею насквозь пронзал кинжал неизвестного происхождения, мощную грудь украшали изображения вождей, а спину – весьма художественно исполненный собор с восемью куполами. Разговаривать с «братками» Серёжа умел спокойно, уверенно и убедительно. Для покупки хорошего «Марка» ему не хватало немножко денег, мы ему помогли, и были надёжно обеспечены защитой от наездов братвы...
Население близлежащих к трассе посёлков и деревень, в то время, выживало, как могло. Малолетние попрошайки-сутенёры на дороге были не редкостью: «Дядя, сверните на полчасика! Там мамка ждёт после бани».
Лучше Трофима никто не сказал:
«Вдоль по обочине – Русь, перелески, поля, нищета деревень.
Чай, пирожки да любовь за четыре рубля – покупай, что не лень...»
Но, всё же, уже и в то время, можно было, свернув с трассы, найти место для того, чтобы помыться в баньке, смыв с себя дорожную пыль, поесть и выспаться...
В Хабаровске моста через Амур тогда не было, и паромной переправой безраздельно владели братки, устанавливая свои тарифы за проезд.
После Хабаровска дорога наша лежит, через Биробиджан и Благовещенск, до Шимановска. Здесь встаём в очередь на «сетку», для преодоления очередного отрезка пути до Зилова или Чернышевска уже по железной дороге. «Сетка» – это железнодорожная платформа, закрытая крупноячеистой арматурной сеткой для защиты перевозимых машин от, мелких и не очень, дорожных грабителей.
В Шимановске приходилось проводить в ожидании своей очереди, нередко, до пяти дней, и машин, ожидающих отправки, собиралось по 200-300. Впрочем, для желающих сэкономить время и деньги была дорога от Шимановска до Ерофея Павловича – 400 километров по гравийке,
но дорога эта изобиловала дополнительными неприятностями. Укатанные участки на ней частенько перемежались «гребёнкой», которая очень сильно напоминает стиральную доску в увеличенном виде: быстро не поедешь, медленно – долго, а, потому, такая езда выматывает все силы и нервы, и негативно отражается на состоянии подвески.
Ну и дорожный рэкет здесь тоже не дремал, устраивая свои КПП на особо медленных участках. Их не объедешь, быстро, опять же, не проскочишь, надо тормозить и как-то договариваться…
Это в летнее время. Зимой же народ предпочитал двигаться, в основном, по «зимнику», проложенному по речке Шилка до Сретенска.
«Зимник» – ровная, как стол, укатанная дорога, по слегка извилистой Шилке, и наблюдать за нескончаемой, теряющейся за горизонтом вереницей машин, особенно ночью – зрелище завораживающее. Весной лёд начинал подтаивать, сверху появлялся слой воды, и пользовались этим направлением уже только самые отрывные. Нередко бывали случаи, когда лёд неожиданно проседал, и машины уходили на дно со всем экипажем, – люди далеко не всегда успевали выскочить...
Дальнейшее путешествие по направлению Байкал-Иркутск проходит уже намного спокойнее. Возле Байкала, в посёлке Бабушкино, местное население бойко торгует копчёным омулем,
которого коптят в железных 200-литровых бочках прямо рядом с трассой.
В окрестностях Иркутска в то время свирепствовали несколько преступных группировок, среди которых самая, пожалуй, известная – банда Сергея Устюжанина (Устюг).
Не брезговали эти отморозки ничем, и список их деятельности довольно обширен. Рэкет (в том числе, и дорожный), вымогательства, шантаж, убийства (в том числе, и заказные). Продержались они довольно долго – более пяти лет, но, в конце концов, были плотно усажены на неудобную скамеечку, получили длинные срока, а кое-кто пошёл и под «вышку».
Нам повезло, и Иркутск мы проехали без приключений. Ну, а далее – Братск, Тайшет, и мы дома. Кто проехал по этому маршруту хотя бы раз, – уже не забудет. Слава первопроходцам! Вечная память тем, кто остался на трассе...
Юрий Русяев. Редактировала Ольга Кузина.
Все рассказы автора читайте здесь:
===================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк, написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
===================================================
Желающим приобрести повесть "Две жизни офицера Де Бура" с авторской надписью обращаться dimgai@mail.ru
======================================================