Найти тему
Bond Voyage

«Мото»-цикл. Гл.1 Велосипед – хорошо, мопед – хорошо, а мотоцикл – лучше

Наверное, начать нужно традиционно.

Итак, − вначале времён ничего не было. Кроме велосипедов. На велосипед можно было поставить зеркало заднего вида, обмотать руль синей изолентой (другой и не было), установить велофару с приводом от динамо-машинки, которая штатно крепилась на передней вилке и приводилась в действие вращением колеса. Вместо динамо можно было даже примотать, опять же, изолентой, к раме три батарейки от карманного фонарика и протянуть к фаре два проводка... Но, несмотря на эти и многие другие ухищрения, быстрее он от этого не двигался. Нужен был качественно новый подход к решению этой вечнозелёной проблемы и Великий, пропахший бензином бог Мото, вытерев руки промасленной тряпкой, снизошёл к мольбам армии своих поклонников, создав двигатель Д-6.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Для нас, пацанов тех далёких, небогатых лет, он явился настоящим откровением. Простой, неприхотливый, надёжный и неубиваемый Д-6 в самое короткое время получил широчайшее распространение, мгновенно завоевав сердца многих и многих сотен тысяч самодельщиков. Штатно он устанавливался на мопеды ПВЗ (Пензенский велосипедный завод) и мопеды семейства «Рига», но даже самые дешёвые ПВЗ стОили 110 рублей,

Из открытых источников.
Из открытых источников.

«Рига» – 145,

Из открытых источников.
Из открытых источников.

«Верховина» – 225,

Из открытых источников.
Из открытых источников.

«Карпаты» – ещё дороже,

Из открытых источников.
Из открытых источников.

поэтому, понятно, что далеко не каждый родитель мог позволить себе покупку такого подарка для своего отпрыска при средней зарплате 120 рублей в месяц. Но ничего нет невозможного для человека с интеллектом, не так ли? И маленький народец пускался во все тяжкие, всеми правдами и неправдами приобретая Д-6 и устанавливая его на свои велосипеды. Конечно, кроме двигателя, необходимо было ещё где-то отыскать сопутствующие комплектующие: заднее колесо от мопеда с увеличенной ведомой звёздочкой, например… Можно было найти отдельно мопедную втулку в сборе, и, при известном желании и сноровке, переставить её на велосипедное колесо, перетянув спицы, но это был уже совсем малопривлекательный вариант...

Собранные в единое целое части вид имели, как правило, функциональный и работоспособный: велосипедная рама, привагоненный к ней Д-6, бензобак неизвестного происхождения, мопедная цепь, тросики на рычаг сцепления и рукоять газа, непонятно от чего, клещевой тормоз на оба колеса (далеко не всегда, ибо, тормоза придумали трусы), и, в довершение картины, – установка прямоточного глушителя, что означало полное отсутствие оного. Это ли не совершенство?!

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Бензин был о ту пору в трёх октановых измерениях – А-72, А-74 и А-76. Всеядный Д-6 относился одинаково хорошо ко всему предложенному, но 76-й всё же считался высокооктановым, заправляли им ГАЗ-53 и ЗиЛ-130, посему попрошайничали мы, в основном, у водителей ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ЗиЛ-164.

Запуск двигателя производился просто: выжимаешь рычаг сцепления, педалями придаёшь начальное ускорение, отпускаешь рычаг и Д-6 послушно оживает. Ну, конечно, если ты перед этим правильно выставил зажигание, разумеется…

Нужно ли говорить, какие чувства испытывает пацан, своими руками собрав железного монстра практически из хлама, и теперь его приручающий и доводящий до ума?! Ну да, над ним ещё надо поработать, что-то отвалилось уже при первом испытании, тормозить, пока, ногами приходится, опять же, кольца в двигателе поменять бы не мешало, которые ещё найти где-то надо, но ведь едет же, ну!

Не трудно понять и реакцию взрослых тётенек, стоящих у магазина в ожидании открытия, когда мимо них, в тучах пыли, с жутким грохотом и треском проносится парочка таких испытателей, и вечером, наверное, мамка ругаться будет, но это потом, потом… А, сейчас – газу! Газу!!!

Старшак Коля Герасимов собрался продавать своего «Ковровца».

Из открытых источников.
Из открытых источников.

«Ковровец» в неплохом состоянии и Коля продаёт его за 60 рублей. Сумма для меня астрономическая. Просить у родителей – нечего и думать… Но, Фортуна неожиданно улыбается мне во все 32 зуба: дядя Ким О-Ха-Си, бригадир путейцев, объявляет набор бригады на летние каникулы для прополки травы на железнодорожных путях. Срочно записываюсь, не раздумывая, самым первым:

– Дядь Ким, а я заработаю за месяц 60 рублей?

– Не будешь прогуливать, Юрка, и 70 заработаешь.

Так, теперь с Колей бы договориться.

– Коль, не продавай никому, будь другом. Я через месяц его заберу, вот те крест на всё пузо!

Добродушный Коля-старшак снисходительно соглашается подождать, и я выхожу на работу в составе десяти таких же, желающих сказочно разбогатеть и чудовищно нажиться в сжатые сроки. Через пару дней, желающих останется семеро, и эти, особо упёртые, будут держаться уже до победного. После того, как мы вычистили от травы станционные пути, нас стали вывозить на мотодрезине на межстанционные перегоны, где мы так же очищали межрельсовое пространство и обочины. К нашей бригаде прикрепили взрослого бригадира – тётю Галю Березину, которая расставляла нас по участкам, вела учёт проделанной работе и строго выстраивала вверенный ей личный состав на обочине при прохождении очередного поезда. При этом она доставала из поясной дерматиновой кобуры флажок жёлтого цвета и брала его наизготовку. Локомотивная бригада с удовольствием подсвистывает свистком и тифоном, а мы приветственно машем ручонками… Через несколько лет я, повзрослевший, прошедший огни и воды Иланского ГПту-6, одетый в строгую чёрную форму, так же буду приветствовать из кабины ВЛ-80т таких же пацанов и девчонок в ядовито-оранжевых жилетах, машущих мне ручками с обочины… А, пока...

Пока я дико устаю. График у нас, конечно, сокращённый, но, домашнюю работу тоже ведь никто не отменял, и, в то время, как пацаны после смены идут купаться, я иду полоть и окучивать картошку, бесконечно таскать воду и управляться по хозяйству... Сплю без сновидений, проваливаясь в сон без пауз.

Но я отвлёкся. В конце рабочего месяца тётя Галя подаёт в бухгалтерию наряды, и мы, впервые в жизни, ставим подписи своими измозоленными и изрезанными жёсткой травой пальцами в зарплатной ведомости и получаем честно заработанные полновесные рубли. Дядя Ким не обманул и мой заработок составил 72 рубля 40 копеек – целое состояние!

Продолжение читайте здесь.

Юрий Русяев. Редактировала Ольга Кузина.

Все рассказы автора читайте здесь:

Юрий Русяев | Bond Voyage | Дзен

===================================================

Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк, написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.

===================================================

Желающим приобрести повесть "Две жизни офицера Де Бура" с авторской надписью обращаться dimgai@mail.ru

Повесть читайте здесь

Две жизни офицера Де Бура | Bond Voyage | Дзен

======================================================