«МОТО» - цикл. Гл.5 Toyota forever!
Время шло, авторынок «японцами» был уже заполнен процентов на 60 от общего числа продаваемых легковушек, и с «Крестой» пора было расставаться, пока она ещё хоть что-то стоила – всё-таки, машина сильно возрастная, да ещё и на «механике», и карбюраторная, что, в то время, уже уходило в историю. Цену я не ломил, естественно, поэтому покупатели нашлись быстро – молодая семейная чета. Какое-то время после продажи я ещё часто встречал своего «первенца» на улицах Абакана…
Посетив авторынок и прокатившись по объявлениям, остановил свой выбор на двух вариантах: Mazda-Familia
и Toyota-Corona.
«Мазда» – полноразмерный пятиместный «седан». «Корона» – немного меньше размерами, но, зато – «Тойота». «There is a Toyota and there is everything else», не так ли? «Есть «Тойота» и есть всё остальное», – говорят, что этот лозунг был размещён на главном административном корпусе данного автогиганта, но, за достоверность я не ручаюсь. И, вот, интересно, раз уж, к слову пришлось – «Корона» размерами была с наши «Жигули», но, почему-то, салон был просторнее. В этом лежал и лежит один из основных принципов японского автомобилестроения: «внутри – больше, чем снаружи». Сравнение европейских, американских и японских авто – не в пользу первых и вторых, не говоря уже о нашем автопроме... В «БМВ», несмотря на внушительные габариты, места хватает только, чтобы широко улыбнуться. А уж в «Форде-Аскона» и в сопутствующих моделях, вообще, чувствуешь себя как лягушка в футбольном мяче...
Но, я отвлёкся... «Мазда» была хороша. Но, в то время, отношение к «Маздам», «Хондам», «Ниссанам», «Судзуки», «Дайхацу» и «Субару» было слегка... Настороженное…
По пунктам:
На «Маздах» двигатели стояли надёжные, но конструктивно усложнённые, и это, для нашего потребителя, привыкшего смотреть на подобные вещи через призму ремонтной базы, служило отпугивающим фактором. «Хонда-Аккорд» были чертовски хороши, красивы и удобны, но, капризны к критически минусовым температурам, и их можно было понять – они не были готовы к таким градусным показателям. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что детища нашего автопрома (изначально сработанные для сурового климата, кстати) вообще, отказывались подавать признаки жизни при этих температурах, и меня это удивляет до сих пор: «японцы» легко запускаются при минус 30, а «Жигули», – проблематично... А, что ж так-то? Вроде, наоборот должно быть...
К «Ниссанам» были и остаются, надо сказать, справедливые претензии – слабая подвеска и досадные конструктивные промахи в проектировании кузова: множество «карманов», куда забивается грязь, скапливается и, затем, металл благополучно корродирует, особенно, при наличии солей на дорогах. Но двигатели на них стояли неубиваемые. Чего стОит знаменитый L20, устанавливаемый на не менее знаменитом Nissan-Skyline, − рядная «шестёрка», объёмом 2 литра, выпуска 1978 года. «Скайлайн», можно сказать, прошёл через столетие и шагнул в вечность... Его модификациям – несть числа. Мой хороший знакомый, Витя-Хакас, как-то раз (лет 30 назад) нагрел L20 до красного свечения (пробил радиатор и ездил без охлаждающей жидкости). Его L20 до сих пор в ходу и очень неплохо себя чувствует.
Daihatsu и Suzuki – дочерние компании концерна Toyota, и их детища, как водится, несли на себе печать «падчериц» – неплохие, в общем-то, автомобили, но, ниже качеством, чем «материнские».
И немножко про модели Ford и Mercedes, производимые в Японии и имеющие, естественно, правый руль. Желающих их приобрести я никогда не понимал. Если уж берёшь «арапа», то бери чёрного, и это азбука. Если покупаешь «японца», то бери «японца». Ведь, понятно же, что тот же «Форд-Лазер» произведён никак не на основном конвейере концерна Toyota, а, следовательно, качество сборки будет ниже плинтуса. А, взяв во внимание тот факт, что одномоментно он собирался в Мексике, Индонезии, Валенсии, Венесуэле, Колумбии, Новой Зеландии, Таиланде, Австралии и Вьетнаме… Ребята, вы о каком качестве сейчас говорите? Не, вы серьёзно? Да и выглядело это чудо, спроектированное «фордовцами», и брезгливо собранное японцами, не лучшим образом – что-то, напоминающее обмылок…
Отдельно, в перечисленной линейке, стояли малочисленные тогда Subaru. Старейшая фирма, начавшая производство легковых автомобилей в начале 50-х годов прошлого века, и сразу сориентированная на установку оппозитных двигателей. Ходили устойчивые слухи, что эти двигатели были изначально разработаны для авиации, но, чуток опоздали – пришло время реактивных. Опять же, не ручаюсь за достоверность этих сведений. В обслуживании они были и остаются весьма неудобны. Оппозитная схема, хотя и достаточно надёжна, но предполагает очень плотную компоновку в подкапотном пространстве, и крайне затруднительный доступ к жизненно важным органам, – тем же свечам зажигания, для примера. Поэтому поклонников «Субару» и сейчас не очень много – дорогое удовольствие.
Несколько позже на рынке появились Mitsubishi, но, устойчивым спросом стали пользоваться далеко не сразу. Но я опять безобразно отвлёкся...
С «автоматом» я ни разу не сталкивался, и поэтому с недоумением разглядываю две педали в салоне Toyota-Corona. Педаль газа на месте, тормозная – тоже, причём, непривычно увеличенного размера, а где третья? Где педаль сцепления, я вас спрашиваю?! Но, продавец, очень убедительно, заверил меня, что две педали вполне достаточно, педаль сцепления тут совершенно не нужна, по причине полного отсутствия такового, и ездить на «автомате» намного удобнее, приятнее и безопаснее, чем на «механике». К тому же, японские «автоматы» исключительно надёжны, и ему не известен ни один случай их поломки. Время показало, что он был прав по всем пунктам и на все сто процентов.
Затем продавец усадил меня за руль и доходчиво разъяснил принцип управления данным агрегатом. Левая нога устанавливается на специальном возвышении и ни в коем случае не снимается с него! Все действия производятся только правой ногой! Это нужно запомнить накрепко и пресекать любые свои наработанные в автошколе рефлексы. Попытки вождения двумя ногами (левая – тормоз, правая – газ) обычно, заканчиваются потерей управления, и аварией, в результате.
Садимся, запускаем двигатель, ставим правую ногу на педаль тормоза, устанавливаем рычаг селектора из положения «P» (парковка) в положение «D» (движение вперёд), отпускаем педаль тормоза. Машина начинает сама потихоньку двигаться. Прибавляем газ, – поехали! Всё предельно просто и функционально. Для остановки снимаем ногу с педали газа и тормозим. Для движения назад – соответственно, положение «R».
Моя Toyota-Corona 1985 года выпуска – удобный и надёжный «седан», размерами с наши «Жигули», но, значительно комфортабельнее. Во всех дверях установлены электростеклоподъёмники, управление которыми удобно и естественно расположено на подлокотниках дверей, а не на центральной консоли, как на том же «Мерседесе». К тому же, водитель со своего пульта может управлять всеми четырьмя подъёмниками, не вставая с места, что, опять-таки, очень удобно. Можно, вообще, включить блокировку, если дети балуются, дёргая стёкла вверх-вниз. Все органы управления расположены максимально эргономично, не надо искать что где включается, всё под рукой. Салон – приятного синего цвета, пластик мягкий. На машине установлен кондиционер, как и на всех, без исключения, «японцах», – опция, доселе невиданная. Это штатное оборудование, а не дополнительное, как на «европейцах». Там оно устанавливается за очень дополнительные деньги. На центральной консоли, под панелью, есть даже небольшой холодильник. Кстати, на последующих моделях производители от него, почему-то, отказались. Под капотом двигатель 5А, объёмом 1,5 литра. В целом, машина крепкая, сбитая и долговечная. В двигатель я заливал только очень качественное импортное масло «Mitsubishi». Кстати, масло двигатель не ел совсем, уровень стоял от замены до замены. Поэтому, безо всяких замечаний откатав на «Короне» 3 года, после её продажи своему знакомому, я был безмерно удивлён, когда он при встрече заявил, что у неё «застучал» двигатель, и он отдал его в капремонт. Первым моим вопросом было: какое масло заливал? Ответ меня просто убил – «Ангрол». «Ангрол», Карл! Всё с тобой ясно, умник. Ты бы ещё тракторный автол залил в японский двигатель. Доверь дураку…
Единственное, что мне пришлось поменять на «Короне», – это лобовое стекло. Здесь имела место быть моя собственная непредусмотрительность. Работая на отделке коттеджей, я поставил машину слишком близко к гаражным воротам дома. Дело было ранней весной, с крыши коттеджа сполз здоровенный подтаявший пласт снега, спрессованного со льдом, и упал с высоты двух этажей прямёхонько на стекло. Рынок запчастей тогда был ещё недостаточно хорошо отлажен, стекло могли привезти только на заказ, да и то не вдруг, поэтому, я поехал, по проторенной несколько лет назад дорожке, в «Спектр». Мастер там работал тот же, и я напомнил ему, как он отливал мне стёкла на «Кресту». Мастер вспомнил меня, мы дружески потрещали, он загнал мою «Корону» через задние ворота без всякой очереди, нашёл необходимую каретку и, на моих глазах, изготовив стекло с первой же попытки, сказал на прощание:
− Рисковый ты парень! Намаялся я тогда с тобой. Как вспомню... Удачи тебе!
Юрий Русяев. Редактировала Ольга Кузина.
Все рассказы автора читайте здесь:
===================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк, написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
===================================================
Желающим приобрести повесть "Две жизни офицера Де Бура" с авторской надписью обращаться dimgai@mail.ru
======================================================