Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Абсурдные приемы, которые помогли героям кино СССР и РФ: 5 интересных примеров

Оглавление

В дoпpocе участник aкции, потрясшей всех нас на днях, был сначала на животе, а потом на коленях – вы заметили? Причем его подняли с живота на колени по требованию проводившего дoпpoc.

Кто-то из смотревших этот ролик официального канала мог подумать: мол, капризничают ребята, хотят над ним свою власть показать.

Ан нет. Никакого «чувства власти». Есть такой прием специально для того, чтоб тот, у кого по закону выведывают определенные важные сведения, почувствовал себя, скажем так, не совсем комфортно. И чтоб понял, что он, условно говоря, внизу ситуации, побежден. Тогда он перестает хорохориться, что-то скрывать и начинает говорить правду.

Так вот приемы, которые на первый взгляд выглядят абсурдно, а в итоге приводят к значимым результатам, применяются нередко. В школах разведчиков они вообще возведены в специальную науку для обязательного изучения.

Показывают подобные трюки и в кино. Давайте рассмотрим несколько любопытных примеров, когда персонажи советских и российских фильмов начинали, что называется, «гнать волну», но неожиданно достигали нужного им победного эффекта.

1. Советская комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.

Со стороны Жоржа Милославского переоблачить спутника в царские одежды и переодеться самому в найденное в сундуке было чистой воды авантюрой.

Кадр из комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»
Кадр из комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»

Но он настолько уверенно сыграл роль, что ему… все поверили.

И любую попытку усомниться в себе Милославский отметал сразу, порой самыми абсурдными фразами а-ля «на мне узоров нету и цветы не растут».

А всё почему? Потому что «смелость города берет». Нахрапистость же может взять даже самых сильных. Даже если их много.

Словом, «это я удачно зашел».

2. Советское кино Яниса Стрейча «Театр» 1978 г.

Когда уже все привычные средства отработаны и все козыри использованы, можно выпутаться из сложной ситуации лишь одним способом: абсурдным. Так и поступила слегка заигравшаяся и немного самоуверенная, но весьма неглупая актриса Джулия Ламберт в исполнении блистательной Вии Артмане.

Те, кто видел этот один из лучших советско-прибалтийских фильмов, помнят, как выходящая из молодого возраста прима умудрилась обойти юную соперницу.

Эта девушка Эвис Крайтон, мало того, что крутила сразу и с близким дружком, и с мужем нашей героини – руководителем их общего театра Майклом Госселином, так еще и была довольно бесталанной. Однако именно к ней перешел этот дружок, и именно ей муж Майкл распределил одну из главных ролей в новом спектакле.

Джулия не стала устраивать ему сцен. К тому же, скажем прямо, у нее самой было рыльце в пушку – тот самый юный Том Феннел, с которым она встречалась «для души»… ну, и для тела... и который перешел к этой юной же актрисе.

Нет-нет, прима поступила весьма мудро. Она участвовала во всех репетициях, спокойно вела актерскую линию, которую задавал режиссер... но на премьере пьесы вдруг неожиданно для всех повела себя совсем иначе, чем на репетициях.

Так, во время общей сцены с соперницей Джулия вопреки сценарию вставала позади нее. И Эвис, отвечая на реплики ее героини, вынуждена была поворачиваться к ней лицом – и, стало быть, спиной к зрителям. Это было полным нарушением всех правил игры на сцене. Публика просто перестала ее слышать. А сама начинающая актриса утратила уверенность и начала лепетать текст невнятно.

Окончательно дoбил ее уж совсем невероятный трюк: Джулия в какой-то момент внезапно выхватила красный платок и так с ним, реющим на ветру, ходила туда-сюда до конца их общей сцены, разумеется, притягивая к себе все взгляды.

Мало того, что незапланированный, так еще и красный (!) цвет, привлекший всеобщее внимание и сбивший с настроя конкурентку, окончательно вывел ее из строя.

Кадр из прибалтийского кино времен СССР от режиссера Стрейча
Кадр из прибалтийского кино времен СССР от режиссера Стрейча

Начинающая актриса после такого провала могла попрощаться с карьерой в театре.

А друг и муж…

Друг в очередной раз поддался на всеобщую любовь публики к Джулии и забыл о начинающей актриске.

Супруг же был человек неглупый. Он прекрасно догадался о причине и механизме ситуации, рассмотрев все трюки супруги и… просто посмеявшись над этой историей.

Несмотря на то что он всё понял, Майкл все равно утратил интерес к юной актрисе. В конце концов, кто она такая – на фоне его жены, вот уже много лет бывшей звездой, чье имя не сходило с уст репортеров и из-под пера журналистов?

Ну, а молоденькие актрисы – они ведь всегда могут встретиться… невзначай... так… мимолетно… но не делать же их после этого примами.

Словом, браво, Джулия!

3. Комедия СССР Эльдара Рязанова «Гараж» 1979 г.

Прием Милославского, но еще более бecцepeмонно, чем он, использовала «могущественная директор рынка» на собрании кооператива в научном институте.

Поначалу-то она сидела тихо. Но как только все эти интеллигентные ученые начали ее из кооператива выгонять (мол, покажите, кто таков этот директор рынка, мы из него «мясной ряд сделаем»), она охотно вышла на первый план и устроила страннейшую сцену:

«Делайте из меня мясной ряд. Почем же вы будете брать за кило..? Я вам скажу. Вот эта вот часть…» – в данном случае героиня показала на себе самой, приподнимая край плаща, – «называется "гoляшка". Здесь не дороже 3 руб. Идет только на студень. Дальше…» – она начала было приподнимать края своей одежды и еще выше, но остолбеневшие товарищи попросили ее прекратить.

Кадр из комедии Рязанова «Гараж»
Кадр из комедии Рязанова «Гараж»

Сцена была более чем нелепая. Но она полностью дезавуировала интеллигентных ученых.

4. Российский фильм Филиппа Янковского «Статский советник» 2005 г.

«Он не абсурден, он просто еще не понят», – говорил историк Средних веков Жак Ле Гофф. Примерно таким оказался прием, который использовал генерал Глеб Пожарский в исполнении Никиты Михалкова.

Любители детективов и просто хорошего кино наверняка помнят, как народоволец Григорий Гринберг, которого сыграл Константин Хабенский, поймал генерала-перевертыша. Участники группы догадались, что это он вел с ними серьезные интриги, и собрались его устранить.

И вот, когда его уже заманили хитростью в особняк и собирались там «убрать», перевертыш вдруг начал… танцевать. Да этак неплохо танцевать-то, даже тихонько себе подпевать-насвистывать. И всё это – среди портретов, роялей и прочей роскоши особняка.

Только что бывшие суровыми «Грин» с «Иглой», глядя на танец, стояли в oшиз… в удивлении. Герой же Михалкова продолжал наяривать свой танец. Почти как его же комдив Котов из «Утомленных солнцем».

А потом опытный интриган неожиданно выхватил пистолет из рукава шубы, и его танец оказался пляской смерти…

5. Российский мультфильм Владимира Торопчина «Иван Царевич и Серый Волк» 2011 г.

Казалось бы, какие могут быть неожиданно-продуктивные приемы в сказках? А вот могут. «Сказка – ложь, да в ней намек».

Пусть и на юмористическом уровне, но в этом мультике показали, как можно сбить с пути даже самого коварного и уверенного в себе.

Здесь Иван Царевич и Серый Волк, видите ли, попали в плен к Кощею. И тот взялся их забалтывать.

Это у него такое оружие было. В конце концов у каждого – своя специализация. Вот маг Саруман в толкиеновском «Властелине колец», даром что выглядел старик стариком, однако ж очень плодотворно акцентировался на магии обаяния.

Наш же мультяшный Кощей любил своих жертв забалтывать.

Но Ваня с Волком тоже были ребята не промахи. Они ответили Кощею его же оружием: заговорили его. Он им – 1 слово, они ему – 10 слов в ответ. Причем каждый раз городили нелепости. Ну, наподобие:

«Кощей: Волк быстрее побежал к бабушке, чтобы...

Волк: Стоп! Это какая бабушка? Родная или двоюродная?

Иван: У каждого человека как минимум две бабушки. А в сказках их бывает до семи, как гномов.

Волк: Или до двенадцати, как месяцев…

...Кощей: Всё! Уходите! И не приходите сюда больше!»

Словом, под конец Кощей утомился, взмолился и растворился. Учитесь, товарищи! ))

Кадр из российского мультика  Торопчина «Иван Царевич и Серый Волк»
Кадр из российского мультика Торопчина «Иван Царевич и Серый Волк»

П. с. Дорогие читатели, приводите и ваши примеры абсурдных, но выигрышных приемов героев книг и кино!

П. п. с. И на близкие темы читайте мои посты «7 примеров, как известное получалось из смешного и даже конфузного», плюс «3 курьезных примера, что делали с архитекторами после того, как они сотворили нетленку», а также «Почему в книгах и фильмах о разведчиках намеренно искажают реальные приемы разведки».

И отвечайте на тест «Вспомните советское кино по конфузной ситуации в сюжете».

#кино #знаменитости #СССР #юмор #культура #психология