Найти в Дзене
Исторический музей

Серия Г. Э. Опица «Казаки в Париже в 1814 году»

31 (19) марта 1814 года около 9 часов утра колонны союзных армий с барабанным боем и распущенными знаменами начали входить в Париж через ворота Сен-Дени. В 11 часов утра во главе огромной блестящей свиты, насчитывающей свыше тысячи генералов и офицеров разных наций, на белом коне в Париж въехал российский император Александр I. После торжественного вступления в Париж и парада союзнических войск Александр I обратился к делегации мэров Парижа:

«Я люблю французов, признаю среди них одного лишь врага — Наполеона. Лишь отборная часть наших войск вступит в пределы вашего города. Я хочу воздать добром за зло».

Победа России над наполеоновской Францией стала ярким продолжением военной славы, завоеванной Петром Великим, Румянцевым и Суворовым, и заложила прочный мощный исторический фундамент для российской идентичности и ментальности на будущие столетия. Триумфальная для русских войск весна 1814 года отражена во многих произведениях изобразительного искусства. Отдельного внимания заслуживает серия акварелей художника Г. Э. Опица «Казаки в Париже в 1814 году».

Георг Эмануэль Опиц родился в Праге в 1775 году. Учился в Дрезденской академии изобразительных искусств у Джованни Батиста Казановы — брата того самого Джакомо Казановы, писателя и авантюриста.

Работал в Гамбурге, Бремене и Вене, в 1805 году переехал с женой в Лейпциг, где сосредоточился на портретной миниатюре. Вдохновившись событиями 1814 года, Опиц приехал в Париж, где создал серию жанровых сюжетов. Именно она и сделала его знаменитым.

Парижская серия художника с изображением казаков известна более чем в 40 листах: две работы — в музее Карнавале, одна — в Национальной библиотеке в Париже, 10 листов попали в Государственный Эрмитаж.

Акварели воссоздают образную картину победного окончания войны и передает совершенно необычную атмосферу, воцарившуюся в городе. Живость наблюдений, натурные зарисовки с невероятно добросовестным вниманием к мелочам, некий налет ироничности, смягченный доброй улыбкой, — все это придает акварелям ни с чем не сравнимое очарование.

Отдельное место в акварельных рисунках занимает «бивачная» тема. Видимо, яркость и необычность зрелища военного лагеря в городе была весьма соблазнительна для художника, поставившего целью запечатлеть необычайные события пребывания армии-победительницы в покоренной столице противника.

В честь юбилейной памятной даты в экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года впервые за долгое время будет представлена знаменитая серия акварелей художника Г. Э. Опица «Казаки в Париже в 1814 году».

Увидеть редкую серию акварелей и посетить со скидкой постоянную экспозицию, посвященную событиям 1812 года, можно уже в это воскресенье, 31 марта.