Найти в Дзене

Что мешает нам понимать современную фотографию?

Оглавление

Давайте в этой статье обсудим причины, по которым фотографы и зрители, привыкшие к классической традиции, испытывают трудности в понимании работ западных современных фотографов. Виной этому является так называемый постмодернистский барьер. Сейчас вместе попытаемся разобраться, что это за явление, и как его преодолеть.

Фото Ринеке Дейкстра, 1994
Фото Ринеке Дейкстра, 1994

Постмодернистский барьер представляет собой непонимание, возникающее при попытке анализа современных (постмодернистских) произведений искусства с использованием средств, предназначенных для анализа классического и модернистского искусства. Проще говоря, это ситуация, когда мы пытаемся измерить массу при помощи линейки или узнать температуру на улице с помощью лупы — средствами, которые не подходят для решения данной задачи!

Для начала разберемся, в чем отличие постмодернистского искусства от модернистского.

Модернизм (Modern Art) — направление в искусстве 1860-1970гг. Не путать с модерном (ар-нуво, югендстиль). Модернизм сохранял основные ценности традиционного искусства, однако стремился обновить художественные методы для решения тех же вечных задач. В этом смысле модернизм можно рассматривать как эволюцию внутри традиции искусства, а не как ее противопоставление.

Наиболее яркими течениями модернизма в живописи были импрессионизм, экспрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, кубизм и футуризм. В литературе модернизм проявился через экзистенциализм и "потерянное поколение". В фотографии представителями модернизма были Адамс, Зандер, Ман Рей, Мохой–Надь, Родченко, Брессон, Дуано, Брассай, Капа, Эрвит, Арбус и Пенн.

Фото Томаса Руффа, 1987
Фото Томаса Руффа, 1987

Это пример современных, но ещё тяготеющих к модернисткой эстетике фотографий. Сорокалетний Томас Руфф начал снимать эту серию в 1987 году. Фотографии художественны, гармонично подобраны цвета одежды, цвет фона и общая цветовая гамма. Эмоции, ракурс помогают нам понять характеры и мысли людей на каждой фотографии. Каждая фотография индивидуальна и красива по-своему. Хотя фотографии достаточно просты — это чистая модернистская эстетика. Можно сказать, что это такая фотоистория в портретах, где каждая фотография иллюстрирует идею автора.

Постмодернизм (Postmodern Art) представляет собой направление в искусстве, характерное для периода с 1970-х годов и до наших дней. Это не жанр, стиль или школа, а скорее ситуация, наступившая "после модернизма". В постмодернизме нет жанровых канонов или характеристик стиля; это скорее атмосфера, переполненная многообразием искусства и его интерпретаций.

Художника-постмодернист можно сравнить с ребенком, унаследовавшим что-то, но применяющим совершенно новые критерии оценки, которые радикально отличаются от системы ценностей предыдущих поколений. Современное искусство становится вторым именем искусства постмодернизма.

Фото Томаса Руффа, 1991
Фото Томаса Руффа, 1991

А это пример постмодернистской фотографии: сухая концептуальная фотография, лишенная каких-либо претензий на художественность; автор использует язык, заимствованный у прикладной фотографии на паспорт. Кроме того, это уже типология и по одной фотографии ничего не понятно — смысл появляется только когда мы посмотрим весь проект целиком. Томасу Руффу понадобились 3 года съемок, чтобы случилось такое волшебное качественное преобразование не только в его работах, но и в фотографии в целом!

Итак, когда мы смотрим работы современных фотографов, то мы не должны использовать те же критерии оценки, как для работ модернистских фотографов. Предпосылки, цели, задачи и художественный контекст у этих работ будет отличаться. Смотреть на эти работы нужно с разных точек зрения. Давайте рассмотрим основные культурные установки и попробуем разобраться, в чем же отличия.

Произведение искусства

​​Модернизм: Произведение искусства в модернизме представляет собой мастерски выполненный объект. Это мастерство и техническое умение художника, и вызывает восхищение. Красота в модернизме часто ассоциируется с трудоемкостью. Поиск совершенного языка, всё всегда очень качественно и серьезно — все соревнуются, кто красивее нарисует и качественнее сделает. Фотография понятна, красива, развлекательна. Оценка произведения искусства производится с точки зрения его авторства, эстетических и технических характеристик, уникальности — например, напечатали ли вручную, авторский ли отпечаток. Часто автор действует по наитию, спонтанно, бессознательно. Важны гений автора и вдохновение. Здесь знание в искусстве — это знание формы. Задача искусства — поразить качеством исполнения.

Постмодернизм: произведение искусства представляет собой скорее мысль, чем виртуозно выполненный объект. Художник больше не только производит объекты, но исследует идеи и художественные концепции. Он выбирает, комбинирует и переносит элементы, а не просто создает. Важен не столько процесс изготовления, сколько суть художественного жеста. Постмодернистское искусство отказывается от традиционной красоты. Произведение чаще воспринимается в контексте серии или цикла. Оно олицетворяет бесконечный текст, полный цитат и отсылок, где основное внимание уделяется мыслительному процессу. Современное искусство не связано с понятием гениальности или вдохновения, художник всегда знает, что делает. Знание в искусстве — это знание философии, науки, социологии. Всё это теперь вплетено в искусство. Искусство — это то, что несет мысль. Произведение — источник дискомфорта.

Автор произведения

Модернизм: триумф гения автора. Автор стремится к совершенству языка. Он меняет мир к лучшему. То, что видит зритель тождественно тому, что нарисовал художник. Согласно классической парадигме, зритель не влияет на произведение искусства и, как следствие, не является его частью.

Постмодернизм: смерть автора — нет никакой авторской заслуги в работе. Восприятие художника и зрителя может не совпадать. Задача художника создать среду, в которой зритель почувствовал бы себя сопричастным к созданию произведению искусства. Зритель — полноправный творец произведения наравне с автором.

Авторский стиль

Модернизм: автор за свою жизнь вырабатывает авторский стиль, в котором все выверено, правильно и понятно зрителю. Часто работает только в одном жанре: пейзаж, портрет и тд и никогда их не смешивает.

Постмодернизм: отказ от узнаваемой техники и стиля. Новый проект — новый язык. Гибридизация — смешение жанров внутри одного проекта. Выход за пределы бинарной логики — хорошо-плохо, правильно-неправильно.

Презентация

Модернизм: произведение — это отдельная мастерски выполненная работа. Каждая фотография по отдельности — прекрасна! Произведения искусства должны выставляться в музеях и галереях, то есть в специально созданных для этого почетных местах, должны быть оформлены и выставлены соответствующим образом: для фотографии — рама, паспарту, стекло, линейная развеска.

Постмодернизм: произведением является серия. Одной фотографией сложно донести мысль, всё это работает только в серии. Выставлять произведения искусства теперь можно где угодно: на вокзалах, в лесу, в магазине… в совершенно несвойственных для выставок местах. Оформлены могут быть как реклама, напечатаны на газетной бумаге и приклеены как афиши, могут быть без рамы, хаотичная развеска работ разного размера и тп.

Нюансы фотографии

Модернизм: фотография — искусство с собственными ценностями. Фотография — искусство красивое и развлекательное и всем понятное. Фотография правдива и объективна. Фотограф-наблюдатель. Дистанция между автором и объектом съемки огромна.

Постмодернизм: фотография — всего лишь одно из медиа современного искусства, с которым работает художник, наряду с живописью, инсталляцией, видео-артом и тд. Фотографии не развлекательные, требует текста и пояснения для интерпретации. Фотограф-участник. Сокращенная дистанция между автором и объектом.

Вот так. А теперь поделитесь впечатлением, стало ли вам понятнее, чем отличается новая фотография от старой, то есть современная фотография от модернистской? Заинтересовало ли вас это направление?

*Автор оригинальной статьи: Алексей Никишин (vk.com/alexeynikishin)