Рассвет приходит к тем, кто видел тьму.
Рассвет приходит к тем, кто видел тьму
Во всем ее убийственном величии…
Кто плакал от людского безразличья
Но безразличным не был ни к кому!
Рассвет приходит к тем, кто был в пути,
Не зная ни усталости, ни лени.
Кто, обессилев, падал на колени,
Но поднимался, продолжал идти!
И, зажимая волю в кулаки,
Вдруг находил ромашковое поле
И, задыхаясь от щемящей боли,
Свои ладони прятал в лепестки!
К тем, кто, похоронив свои мечты
И помянув их, устремлялся дальше.
Кто мог среди предательства и фальши
Не растерять душевной чистоты…
Нечаянно в небесной синеве
Вдруг распахнутся солнечные двери…
Рассвет приходит к тем, кто верил в свет.
Абсурдно, до последнего. Но верил! (Иван Андреев)
Дамы и господа!
Устраивайтесь поудобнее в ваших креслах и покрепче пристегните ваши ремни!
Сегодня у нас необычный спектакль, авангардный, сногсшибательный, бомбический.
Комедия абсурда.
Любители классического театра могут не тратить своё "драгоценное" время на чтение моего опуса и сделать в это время что-то полезное: огород прополоть или окна в квартире наконец-то помыть. А мы, истинные театралы и любители всего этакого, вычурного и непредсказуемого будем наслаждаться, наслаждаться, наслаждаться...
Вчера меня пригласили в новый театр, который открылся совсем недавно, в 2021 году - Театр Пространство Внутри, который находится рядом с Театром Гоголя на улице Казакова в Москве.
Этот театр открывает свои двери для молодых, талантливых режиссёров, режиссёров - экспериментаторов, которые не боятся критики и высказывают своё, ни на кого не похожее мнение о современном искусстве.
Павел Ващилин - один из моих любимых актеров, который служит уже много лет в МХТ имени Чехова. Я обожаю его работы в спектаклях этого театра: "Идеальный муж", "Мушкетеры. Сага. Часть первая", "Пролетный гусь", "Мефисто", "Конёк-горбунок", "Новая оптимистическая", "Боюсь стать Колей".
Оказывается, этот талантливый человек давно вышел на новый уровень и зарекомендовал себя в качестве режиссёра. В конце прошлого года в Театре Пространство Внутри состоялась премьера его спектакля "Надо что-то делать" по пьесе уральского драматурга Ивана Андреева. Я уже знакомила вас, дорогие читатели, с его творчеством. Спектакль МХТ имени Чехова "Боюсь стать Колей" вызвал немало восторгов и был на ура встречен и критиками, и поклонниками театра. В моём блоге вы можете ознакомиться с отзывом об этой постановке.
И вот новая встреча.
"Надо что-то делать".
Комедия абсурда. Не пугайтесь этого слова. Да, это ново, это необычно, но совсем не страшно!
Нельзя же стагнировать и стоять на месте. Театр - это "живой организм", и только когда он движется, развивается, растет и смотрит в будущее, он ЖИВЁТ! Спасибо режиссерам, которые ведут нас за собой и показывают, как глубока кроличья нора!
Павел Ващилин:
Театр абсурда - как кривое зеркало, увеличивающее нелепости нашей жизни, и заглянуть в него порой бывает очень полезно.
О чем же этот спектакль?
О любви, об отношениях мужчины и женщины, об одиночестве вдвоём, о том, что мы все время чем-то недовольны, о том, надо ли что-то менять в своей жизни или нужно плыть по течению, и вообще, что такое наша жизнь, абсурдна ли она?
Не обольщайтесь, постановка сложная. Но "сложная" не значит "не интересная".
В спектакле принимают участие четыре актера, служащие в МХТ имени Чехова. Двое из них мне очень хорошо известны: великолепная Янина Колесниченко, женщина - ураган, фейерверк, бесконечно влюблённая в своё дело. Как она блистает в своем родном театре, можно увидеть, посмотрев спектакли "Авлабар, или Новая Ханума", "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора", "Боюсь стать Колей". Илья Козырев - молодой актёр, заявивший о себе совсем недавно, но уже успевший заслужить любовь и уважение как зрителей, так и именитых режиссёров. Я уже наблюдала за его безупречной игрой в постановках Константина Богомолова ("Новая оптимистическая") и Петра Шерешевского ("Маскарад с закрытыми глазами"). А также молодая актриса Елизавета Орлова и Георгий Ковалёв.
Может ли быть у абсурда сюжет? Нет, скажете вы. А он есть!
Две семейные пары оказываются волей случая в одном загородном отеле, в замкнутом пространстве без окон и дверей. Живут в соседних номерах.
Пара первая - постарше: Янина Колесниченко и Георгий Ковалёв.
Она - загнанная лошадь, работающая сутками напролёт. Муж ее ни в чем не устраивает, он даже для празднования Нового года выбрал отель, похожий на помойку. Он - мягкотелый тюфячок, затравленный собственной женой, которая постоянно пилит его и твердит: "Надо что-то делать, надо что-то делать!" А ему делать ничего не охота, его все устраивает. Он называет жену ласково "кобылица моя" и любит ее несмотря ни на что.
Пара вторая - помоложе: Елизавета Орлова и Илья Козырев.
Она - "свободный художник", не работает, занимается саморазвитием. Он - болен дислексией (специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку).
Обстановка в гостиничном номере простенькая: большая двухспальная кровать в центре, диван, стол, стулья, торшер и ... радиола (художник - Сергей Рябов). Сразу привлекают внимание два дверных проема по бокам кровати с надписями: "ВЫХОДА НЕТ" и "АНТРАКТ" (как выяснилось позже, эти надписи символичны и относятся к нашей жизни: есть ли выход из ситуаций, когда тебя что-то не устраивает в окружающем мире? А может нужно остановиться, сделать антракт и подумать? Каждый решает для себя сам).
Героиня Янины в очередной раз доводит мужа до белого каления и получает за это ... нож в сердце. Вроде бы все, конец, на этом должно все закончится, но нет, действие продолжается, и мертвая жена продолжает существовать и руководить.
Актёры играют на разрыв. Какое же здесь ПОЛЕ для творчества, импровизации. Это лицедейство в лучшем смысле этого слова. Можно показать все грани мастерства: вокал, танцы, пластика, декламирование стихов, гротеск. Эмоции зашкаливают, создается ощущение, что на нас катится снежная лавина. Стихи, разговор на иностранном языке, цитаты из известных книг и фильмов, много разнообразной музыки: ария из мюзикла "Чикаго" (вокалом блещет Янина Колесниченко), мелодии из фильмов "Ирония судьбы" и "Москва слезам не верит", песни Адамо и группы "АВВА".
В какой-то момент героини меняются мужьями, но мы уже не понимаем, зачем это нужно. Да и герои, кажется тоже этого не понимают. Абсурдность происходящего на сцене на лицо. И пересказать это невозможно, нужен эффект присутствия, нужно пропустить через себя, через свою душу это "безобразие". Проникнуться и полюбить.
Требование "Надо что-то делать" в начале спектакля превращается в вопрос "А надо ли что-то делать?", и героиня Янины Колесниченко в конце спектакля со слезами на глазах признается зрителям и самой себе, что любит своего мужа и не может без него жить. Это вызывает сочувствие и умиление.
Главное, что я вынесла для себя: от этого спектакля веет теплом и бесконечной добротой. Он как мягкое плюшевое одеяло может согреть душу и подарить море положительных эмоций!
Браво Павлу Ващилину и большое спасибо за Праздник на сцене!
Ну, и блистательный финал: песня группы "АВВА" "The winner takes it all"!
Победителю достаётся всё!
Рассвет приходит к тем, кто верил в свет.
Абсурдно, до последнего. Но верил!
Спасибо за внимание!
Предлагаю вам посмотреть видео с поклонами с этого спектакля
P.S. Мои впечатления о других спектаклях уже доступны по ссылкам:
Утерли нос: о фантастической постановке "Сирано де Бержерак" в МХТ им. А. П. Чехова
Как навсегда отбить у ипохондрика охоту лечиться: о спектакле "Мнимый больной" Театра им. Вахтангова
В Париже для любви не существует преград! О спектакле "Веселые времена" в МХТ им. Чехова
Можно ли запрограммировать любовь? О спектакле "Механика любви" в МХТ им. Чехова
Богомолов уничтожил олигархов на Бали: о спектакле "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя"
Лечь, или не лечь: о спектакле "Мефисто" в МХТ им. А. П. Чехова