Замирая от радости, царевна нетерпеливо поджидала приезда генерал-майора Дмитриева-Мамонова. И пускай, что он уже не молод, зато как он смотрит на нее, как ласково говорит с ней. Рядом с Иваном скромная Прасковья забывала, что они не ровня друг другу. Ведь она дочь царя, а Иван всего лишь сын стольника. - Как же ей устроить свою судьбу и быть с ним рядом, - размышляла царевна?
Прасковья Ивановна (или Иоанновна) появилась на свет в Москве в 1694 году. Она была младшей дочерью царя Ивана V (сына царя Алексея Михайловича и его первой супруги Милославской) и Прасковьи Фёдоровны Салтыковой. В семье родились 5 дочерей, но пережили из них младенчество лишь три: Екатерина, Анна и Прасковья. Имя царевна получила в честь своей матери.
С 1682 года царствовал Иван V вместе с единокровным братом Петром I (сыном Алексея Михайловича от его второй жены Нарышкиной). Отца своего царевна практически не знала. Болезненный Иван V скончался, когда его младшей дочери было 2 года. Петр I хорошо относился к своей невестке и племянницам. Потому что вдова быстро сориентировалась в сложившейся ситуации и, в отличие от многих родственников, сразу поддержала все инициативы царя-реформатора. За что Петр I ценил Прасковью Фёдоровну.
Царь отдал вдове подмосковную усадьбу Измайлово и щедро выделял ей деньги. Всячески стараясь угодить Петру I, Прасковья Фёдоровна наняла иноземных преподавателей для дочек. Поэтому девушки стали одними из первых московских аристократок, которых учили иностранным языкам, литературе и танцам. Хотя, по насмешливым отзывам современников, больших успехов в учебе они не делали и ни на каком языке, кроме русского, не говорили.
При дворе Прасковьи Фёдоровны проживало множество юродивых, гадалок и шутих, которых обожала царица. Именно они развлекали ее и девочек. Веселая вдова любила развлечения, поэтому в ее доме давали пиры, на которые звали музыкантов из Немецкой слободы, разыгрывали театральные представления. Зимой царица с детьми катались на санях, а летом дворовые девки по ее приказу водили хороводы.
Гостеприимная царица принимала у себя и царственного деверя, и его гостей. Когда Петр I посещал Измайлово, то все карлики прытко прятались в подклети дворца, чтобы не раздражать его. Очень любила Прасковья Фёдоровна приложиться к рюмочке.
Любопытно, что больше всех царица любила старшую дочь, веселую Екатерину, она души в ней не чаяла. Среднюю дочь Анну царица терпеть не могла. А вот к младшей относилась безразлично. Прасковья росла тихим и худеньким ребенком. С детства у нее было слабое здоровье, ее постоянно мучили боли в ногах - наследственное заболевание Романовых. Из-за этого она редко танцевала и была замкнутой и необщительной.
Отзывы современников о внешности царевны противоречивы: одни иностранные послы писали, что она была дурна собой и глупа, другие же отзывались о ней как о симпатичной брюнетке. Когда Прасковья повзрослела, то стали говорили, что она хороша собой. Во всяком случае, на ее прижизненном портрете мы видим перед собой привлекательную девушку.
В 1708 году Прасковье Фёдоровне с дочерьми пришлось по приказу царя переехать в Санкт-Петербург, хотя вдове, конечно, не хотелось оставлять привольную жизнь в Измайлово. Петр I выделил невестке большой дом. У царицы были прекрасные отношения со второй женой царя - Екатериной I. Она даже стала посаженой матерью на ее свадьбе с Петром.
Петр I организовал для сестер Прасковьи выгодные, по его мнению, браки: так, Анна стала женой герцога Курляндского в 1710 году, а Екатерина вышла замуж за герцога Мекленбург-Шверинского в 1716 году. Правда, союзы сложились неудачно.
А Прасковья так и осталась жить с матерью. Петр I то ли не успел, то ли не захотел подыскать жениха для младшей племянницы. Робкая девушка полностью находилась под влиянием властной матери, во всем подчиняясь ей и не принимая никаких решений. Мать помыкала царевной и относилась к ней пренебрежительно, считая дочь старой девой.
Спустя несколько лет старшая сестра Прасковьи, герцогиня Мекленбург-Шверинская вернулась на родину в 1722 году. Приехала она с маленькой дочерью под предлогом навестить мать и так и осталась жить в России. Осенью 1723 года царица Прасковья Фёдоровна умерла. О чем Прасковья особо не печалилась.
«Василий Федорович! Уведомились мы, что вы от болезни своей нетокмо (не) выздоровели, но и еще болезнь зам прибавилась; а к тому ж зело печалитесь о кончине государыни нашей матушки... К тому ж, как мы слышим, что вы намерены ехать сюда к нам, и то свое намерение конечно извольте отложить и сюда не ездите, ибо мы надеемся, что сами в Москве будем. Пожалуй для Бога не печальтеся... Царевна Прасковья», - из письма Прасковьи своему дяде, 1723 год.
В делах Прасковья разбиралась плохо. По обычаю того времени она, хлопоча о своих имениях, раздавала всем чиновникам взятки. Царевна пыталась разделить наследство между собой и сестрой Екатериной, явно готовясь к новой жизни. А дальше произошла поразительная история!
Оказалось, что не так уж застенчива и нерешительна была царевна. Вскоре после смерти матери Прасковья неожиданно вышла замуж за Ивана Дмитриева-Мамонова. По романтической версии, брак был заключен тайно, без благословения родных. По другой же версии, перед смертью царицы Прасковьи Петр I дал разрешение племяннице на брак. Хотя и относился к нему негативно.
Неравный союз потряс многих, ведь русские царевны никогда еще не вступали в браки с дворянами, даже если они были знатного рода. Царевны заканчивали свою жизнь старыми девами либо уходили в монастырь. При Петре I их могли выдать замуж за иностранных принцев, но при условии сохранения православной веры. Брак Прасковьи и Дмитриева-Мамонова стал морганатическим, так как супруги не были равны друг другу по положению.
Но есть более захватывающая версия этих событий, изложенная в письмах иностранных дипломатах. По ней Прасковья весь год после смерти матери была больна и не появлялась на публике. Из-за тяжелой болезни она даже не присутствовала на коронации Екатерины I. А осенью 1724 года царевна родила внебрачного сына от Ивана.
Царь, узнав об этом, пришел в ярость, пытал слуг и допрашивал любимого денщика Поспелова, который покровительствовал тайной связи. Но вместо казни или ссылки Петр I внезапно смягчил гнев на милость и разрешил влюбленным пожениться. Действительно ли эти события происходили или это всего лишь злые сплетни, судить сложно. Но любопытно, что в источниках не осталось точной даты венчания пары, даты рождения их сына и его имени. Брак царевны остался «необъявленным», то есть тайным, хотя многие о нем знали. Согласитесь, что-то есть здесь подозрительное?
«Но стараясь разузнать о причине гнева Царя против фаворита.... я открыл, что Василий (Поспелов) покровительствовал любовным отношениям царевны Прасковьи, племянницы царицы и сестры герцогини Мекленбургской и Курляндской, с Мамоновым, майором гвардии, тоже одним из любимцев Его Царского Величества. Оказывается, что царевна родила мальчика в Москве. Она не показывается теперь...
Василий, любимый паж Царя, отделался довольно тяжким наказанием; он снова попал в милость на другой же день; слуга его приговорен к каторге, а что постигнет, Мамонова — еще неизвестно… Вашему сиятельству нетрудно понять, что это приключение не разглашается, поэтому умоляю Вас, будьте с ним осторожны и сами», - из письма французского посланника при русском дворе Жака де Кампредона, 1724 год.
Если пара поженилась приблизительно в 1723 году (по официальной версии), то Ивану было 43 года, а Прасковье - 30. По тем временам это был союз немолодых людей. Дмитриев-Мамонов был вдовцом, его первая супруга скончалась. Происходил он из знатного смоленского дворянского рода, восходившего еще к Рюриковичам. Современники описывали его как храброго, умного и решительного офицера.
Иван Ильич был генерал-майором Семеновского полка и одним из любимцев царя. Большую часть жизни он провел в военных походах и участвовал в битвах русской армии, получив несколько ранений. По поручениям Петра I он неоднократно вел следствие по делам о хищениях среди губернаторов. Немудрено, что Ивана считали обладателем сурового нрава, а многие его даже боялись.
У генерала была дочь от первого брака - Анастасия. После возвращения из-за границы ее взяла к себе Екатерина, старшая сестра Прасковьи. Герцогиня сдружилась с девушкой. Очевидно, что таким образом Дмитриев-Мамонов и приблизился ко двору Прасковьи Федоровны, где завел тесное знакомство с царевной. Возможно, он стал первым мужчиной, который проявил к тихой Прасковье искренний интерес.
Между парой завязались любовные отношения, которые и закончились браком. Царевна души не чаяла в муже. А в октябре 1724 года у пары родился сын. Дочь же Ивана, Анастасия Дмитриева-Мамонова, вскоре вышла замуж за того самого Поспелова, который помогал влюбленным.
После женитьбы на дочери царя Иван существенно продвинулся в карьере. В последующие годы, уже при правлении Екатерины I и Петра II, он дослужился до генерал-лейтенанта, стал начальником Петропавловской крепости и получил орден Святого Александра Невского за верную службу. У Прасковьи появился собственный двор, на содержание которого ей выделялись значительные средства из казны. А после падения Меншикова Петр II пожаловал Прасковье его дворец в Москве.
Судьба отмерила 7 счастливых лет Прасковье. Роковым же для нее стал 1730 год. Хотя начинался он прекрасно, потому что в феврале этого года ее сестра Анна, герцогиня Курляндская, по решению Верховного Совета стала императрицей Российской после смерти Петра II.
«Обе сестры говорят только по-русски и могут понимать по-немецки. Третья сестра императрицы (Прасковья) скончалась в девицах незадолго до прибытия двора из Москвы. Она была больна, когда я увидела её; она была красавица», - из писем леди Рондо, жены английского резидента, 1731 год.
Естественно, что как только Анна Иоанновна взошла на престол, она осыпала сестер милостями. Не забыла она и про мужа Прасковьи, сделав его генерал-аншефом. Да вот только долго радоваться сестре императрицы не пришлось. Сначала умер сын Прасковьи, который прожил чуть больше 5 лет. И не успела она пережить такой удар, как судьба нанесла ей следующий. Она потеряла любимого мужа.
Иван скончался 24 мая в присутствии императрицы, которая была его свояченицей. Генерал сопровождал Анну Иоанновну с придворными в Измайлово. Во время поездки он потерял сознание, упал с лошади и умер. Дмитриеву-Мамонову было 49 лет.
Прасковья была раздавлена двумя смертями. Скорей всего, она так и не оправилась от них, потому что пережила супруга лишь на 1,5 года. Царевна умерла в 1731 году в 37 лет. Императрица повелела организовать сестре пышные похороны в Москве, но своим присутствием их не почтила.
С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал! Благодарю вас за лайки 👍