Найти в Дзене
Обаяние истории

Игра с огнем: как граф Дмитриев-Мамонов изменил Екатерине II

— Матушка-императрица, умоляю, прости нас! Мы так любим друг друга! рыдал в голос Александр вместе с возлюбленной, валяясь в ногах Екатерины II. Легкомысленный фаворит всячески пытался получить прощение. Еще бы, ведь он изменил императрице с ее же фрейлиной Дарьей Щербатовой. Екатерина II молча слушала рыдания красавца, хотя самолюбию стареющей правительницы был нанесен сильный удар. На удивление, императрица не стала мстить влюбленным, а даже наоборот, соединила их судьбы. Вот только принесло ли им это счастье?

Александр Матвеевич появился на свет в 1758 году в Санкт-Петербурге. Происходил он из смоленского дворянского рода. Дмитриевы-Мамоновы вели свое происхождение еще от Рюриковичей. Немудрено, что уже с детских лет Сашу записали на военную службу в Измайловский полк. Умненький мальчик получил хорошее образование, благодаря чему сделал впоследствии неплохую карьеру. А когда ему минуло 26 лет, он стал адъютантом могущественного князя Григория Потемкина, с которым состоял в дальнем родстве.

Александр был высок, хорош собой и, самое главное, покладист и предан Потемкину. Светлейший князь быстро смекнул, что воспитанный юноша понравится Екатерине II. А Потемкину нужен был послушный фаворит рядом с императрицей, на которого он мог положиться во время своих поездок по делам государства.

Граф Александр Дмитриев-Мамонов, худ. Николай Аргунов
Граф Александр Дмитриев-Мамонов, худ. Николай Аргунов

И случай вскоре представился, когда Екатерина II дала отставку очередному фавориту - Ермолову. Потемкин, не откладывая дело в долгий ящик, тут же представил своего протеже императрице летом 1786 года. Конечно же, проницательный князь оказался прав. Скромный красавец с прекрасными черными глазами сразу же привлек внимание Екатерины. Ей было тогда уже 57 лет, а Александру только - 28.

И Дмитриев-Мамонов стал новым фаворитом российской императрицы. Как всегда, Екатерина была щедра на милости к своему любимцу. Вскоре бывший адъютант Потемкина стал полковником, а потом - генерал-адъютантом. Влюбленная правительница как из рога изобилия осыпала Сашу деньгами, драгоценностями и огромными земельными владениями. Благодаря ее милостям Александр стал обладателем одного из крупнейших состояний в стране.

Поселили его в отдельных покоях Зимнего дворца. Фаворит слыл большим модником и любил носить все оттенки красного, за что Екатерина забавно прозвала его «Красным кафтаном». К слову сказать, Александр особенно никогда не лез в политику и в государственные дела. Он был творческим человеком: сам сочинял стихи, хорошо рисовал и писал пьесы. Несколько пьес он создал в соавторстве с самой императрицей. Фаворит обожал театр и покровительствовал актерам.

 Императрица Екатерина II Великая, неизвестный худ., XVIII век
Императрица Екатерина II Великая, неизвестный худ., XVIII век

Владея несколькими языками, Александр прекрасно говорил и писал на французском. Поэтому со временем Екатерина доверила ему свою переписку с иностранными корреспондентами. Когда императрица посещала Крым в 1787 году, Александр состоял в ее свите. Он принимал участие во встречах правительницы с официальными лицами и послами.

Увы, новый любимец обладал существенным недостатком - непомерной жадностью. Несмотря на всю свою утонченность, он, ни капли не стесняясь, выпрашивал у увлеченной им императрицы новые владения и ордена. А если не получал желаемого, то начинал капризничать, сказывался больным и отказывался общаться с Екатериной, запираясь в своих покоях. И куда только подевалась его первоначальная скромность?

Эта идиллия продлилась 3 года. Положение при дворе Дмитриева-Мамонова было настолько незыблемым, что, казалось, он так и останется навсегда в фаворе. Александр был сильно избалован богатой и привольной жизнью, не зная ни в чем нужды. Понемногу изнеженный фаворит заскучал в золотой клетке. И здесь в дело вмешался его величество случай.

Театр в Эрмитаже при Екатерине II (Дмитриев-Мамонов сидит справа от императрицы)
Театр в Эрмитаже при Екатерине II (Дмитриев-Мамонов сидит справа от императрицы)

Весной 1788 года Александр неожиданно влюбился, да еще в кого! В одну из фрейлин своей покровительницы. Дарье Щербатовой шел тогда 27-й год. Она была дочерью князя Федора Щербатова. Детство ее было непростым, так как ее мать, Мария Бекович-Черкасская, сбежала от мужа, будучи беременной Дашей, и рано умерла. Девочка росла у своего деда, князя Бековича-Черкасского, а после его смерти оказалась при дворе Екатерины II, куда княжну взяли на воспитание по просьбе ее тетки.

Любопытно, что красавицей княжну никто не считал. По отзывам современников, она обладала достаточно замкнутым характером и всегда держалась с достоинством. А еще Дарья была настоящей транжирой. При дворе она наделала долгов на 30 тысяч рублей. Но, видно, было у нее какое-то особое обаяние, потому что сначала в княжну платонически влюбился английский посланник Фитцгерберт.

А следующим ее ухажером стал Дмитриев-Мамонов, который, пылая страстью к фрейлине, совсем потерял голову. Ведь она была моложе императрицы на 33 года. Александр начал тайно ухаживать за ней: посылал ей письма со стихами, корзинки с фруктами и умолял ответить на его чувства. И Дарья влюбилась в настойчивого красавца, ибо сладок запретный плод. Вскоре между ними завязалась переписка, причем записочки они передавали через камер-лакеев.

Княжна Дарья Фёдоровна Щербатова, неизвестный худ,, 1780-е гг.
Княжна Дарья Фёдоровна Щербатова, неизвестный худ,, 1780-е гг.

А потом осмелевшие влюбленные стали украдкой видеться по ночам во дворце. Помогала им встречаться фрейлина Шкурина, которая пропускала фаворита через свои комнаты во фрейлинский сад. О чем думали влюбленные, сказать сложно, но явно не о последствиях и возможном гневе августейшей особы. Александр желал видеть возлюбленную все чаще и со временем позабыл об осторожности. Да разве можно было что-то скрыть при дворе, где за каждым следили сотни глаз? Конечно же, нет.

Со временем Дмитриев-Мамонов стал вести себя пренебрежительно с императрицей, очевидно, позабыв, что именно она - источник его благосостояния. Екатерина II заметила его холодность, но сначала смотрела на это сквозь пальцы. Догадывалась ли императрица об интрижке фаворита? Кто знает…

Наконец, в июне 1789 года императрица узнала об измене. По одной версии, ей донесли о запретном романе недоброжелатели Дмитриева-Мамонова. После чего она позвала фаворита на встречу, где и состоялось объяснение. По другой версии, императрица, заподозрив Александра в охлаждении чувств, сама предложила ему почетную отставку и руку богатой невесты, графини Екатерины Брюс.

«Выход императрицы Екатерины II», худ. Александр Бенуа
«Выход императрицы Екатерины II», худ. Александр Бенуа

Александр же в ответ признался Екатерине, что уже 1,5 года влюблен в княжну Щербатову и не представляет себе жизни без нее. По неподтвержденным слухам, княжна была на тот момент беременна от фаворита, что и ускорило развязку. Возможно, что впоследствии она потеряла ребенка.

Признания эти поразили императрицу. Оказывается, самовлюбленный мальчишка откровенно лгал ей столько времени! К тому же императрице исполнилось 60 лет, и измена фаворита больно ударила по ее женскому самолюбию. Укрывшись в своих покоях, она горько плакала. А потом, собравшись с силами, все же нашла решение.

После чего и состоялась эмоциональная сцена, во время которой влюбленные, упав на колени перед матушкой и рыдая, просили прощения. По свидетельству адъютанта Гарновского, они так боялись гнева Екатерины, что оба потеряли сознание от страха. Хотя поверить в это легко, так как особой смелостью фаворит никогда не отличался.

«Перед вечерним выходом сама Ее Величество изволила обручить графа А. М. Мамонова с княжной Щербатовой; они, стоя на коленях, просили прощения и прощены», — из дневника статс-секретаря Александра Храповицкого, 20 июня 1789 года.
Граф Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов,  худ. Михаил Шибанов
Граф Александр Матвеевич Дмитриев-Мамонов, худ. Михаил Шибанов

Как ни удивительно, но обманутая императрица простила их! Мало того, Екатерина II дала согласие на брак пары. Да еще после свадьбы щедро одарила новобрачных. Согласитесь, немногие способны на такие великодушные поступки.

Единственное, что императрица приказала молодоженам после венчания, состоявшегося 1 июля, - покинуть двор. Напоследок она преподнесла бывшему фавориту 100 тысяч рублей и пожаловала 3 тысячи крепостных. Дмитриев-Мамонов не мог поверить своему счастью, покидая Санкт-Петербург. Еще бы, ведь он спас свою жизнь! Хоть он и изменил самой императрице Всероссийской, все сошло ему с рук.

А теперь рядом с ним была его любимая женщина, он был богат и свободен. Сказка, да и только. Но не все складывается в жизни так, как нам мечтается. Довольная пара поселилась в собственном доме в Москве. Также они жили в подмосковной усадьбе «Дубровицы», которую Екатерина II подарила Александру.

Графиня Дарья Фёдоровна Дмитриева-Мамонова, худ, Федор Рокотов, нач. 1790 годов
Графиня Дарья Фёдоровна Дмитриева-Мамонова, худ, Федор Рокотов, нач. 1790 годов

Поначалу, в первые месяцы совместной жизни, все у них складывалось неплохо. В сентябре 1790 года, у Дарьи родился первый ребенок – сын Матвей. Но тихая семейная жизнь быстро наскучила Дмитриеву-Мамонову. Оказалось, что с женщиной, в которую он был так страстно влюблен, у него мало общего. Супруги не сошлись по характеру и темпераменту.

К тому же Александр никак не мог забыть ослепительный блеск русского двора и высокое положение, которое он там занимал. Его больше не радовали ни молодая супруга, ни родившийся первенец. И спустя всего год после отъезда он начал писать Екатерине II, надеясь вернуть ее благосклонность. В этих горестных посланиях он обращался к матушке с нижайшей просьбой простить его и разрешить вернуться.

Также он заверял императрицу в бесконечной любви к ней и сообщал, что готов оставить свою немилую супругу. Наверное, императрица почувствовала себя отмщенной, читая эти строки. Она запретила ему возвращаться ко двору, хотя милостиво отвечала на его письма. Свой дом в Дубровицах Александр повсюду украсил портретами Екатерины.

А пусто место не бывает: рядом с императрицей был уже другой мужчина - молодой и амбициозный Платон Зубов. И все же Дмитриев-Мамонов задел гордость Екатерины, так как она написала сатирическую пьесу «Параша и Саша», где откровенно высмеяла бывшего возлюбленного.

Усадьба «Дубровицы», Московская обл.
Усадьба «Дубровицы», Московская обл.
«Он (Дмитриев-Мамонов) не может быть счастлив, разница ходить с кем по саду и видеться на четверть часа, или жить вместе. Да и что может быть хуже положения человека, одаренного умом и имеющего познания, как очутиться в тридцать лет в деревне с женой брюзгой и капризной, которую он ежедневно попрекает, что остался один с ней и для неё», — из письма Екатерины II князю Потемкину.

А незадачливому фавориту так и пришлось прожить остаток жизни в опале. Все свое недовольство и желчь он выливал на несчастную супругу, обвиняя ее в том, что она соблазнила его, и он вынужден жить теперь в какой-то глуши. Здоровье у Александра пошатнулось, он часто болел и вечно находился в депрессии. Увы, никакое дело по душе он себе так и не нашел. Даже собственные дети его особо не интересовали. От безделья он откровенно опустился и тиранил жену.

Несмотря на плохие отношения, у супругов родилось 4 детей. Правда, до зрелости из них дожили лишь двое. Брак четы был совершенно неудачным. Дни свои они проводили в скандалах и выяснениях отношений, иногда дело доходило и до драк. Впоследствии пара разъехалась.

Сын Александра и Дарьи: граф Матвей Дмитриев-Мамонов, неизвестный худ.
Сын Александра и Дарьи: граф Матвей Дмитриев-Мамонов, неизвестный худ.

Шли годы, но даже смерть Екатерины II в 1796 году не избавила Александра от немилости. Император Павел I так и не позволил ему вернуться в столицу, хотя и пожаловал ему графский титул. Потому что Дмитриев-Мамонов, будучи фаворитом Екатерины II, хорошо относился к наследнику престола.

Вероятно, Дарья Федоровна зачахла от горя и рано ушла из жизни. Она скончалась в 1801 году. Ее супруг ненадолго пережил жену. Александр Матвеевич умер в совершенном забвении в 1803 году в Москве. Графу было всего лишь 45 лет. Очевидно, он так и не смог пережить свою отставку, в которой сам же был виноват.

Впоследствии эта графская ветвь рода Дмитриевых-Мамоновых прервалась в 1863 году, так как сын злосчастных супругов, Матвей, умер бездетным. Судьба его тоже была печальной: за свои эксцентричные поступки и отказ присягать Николаю I он был признан душевнобольным и жил в домашнем заточении. А его младшая сестра Марья скончалась еще раньше, незамужней.

С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал! Благодарю вас за лайки 👍