Найти тему
Цельные люди

Шизик по жизни, гений в науке. Об особенностях психического ресурса. Фильм «Игры разума». Разбор.

Кадр из фильма "Игры разума"
Кадр из фильма "Игры разума"

Область математических изысканий - одна из наиболее ёмких и затратных в плане психического ресурса человека. Продвижение в науке стоит человеку огромного потенциала и без дополнительной поддержки со стороны может привести к серьезным промахам по другим важным аспектам жизни. Подтверждение этому демонстрирует автобиографическая драма «Игры разума», в которой пусть и с некоторыми отличиями от реальных событий, но довольно достоверно и выразительно проиллюстрирована функция психического ресурса.

Психический ресурс, он же жизненная сила или энергия, даётся человеку определённым запасом, который сначала расходуется на приобретение навыком и умений, а затем, за счет пользы от их применения, возвращается человеку и питает его на склоне лет. Окружение, в зависимости от его качественных характеристик, может как дополнительно напитывать человека, так и лишать этого ценного ресурса.

Будущий лауреат Нобелевской премии Джон Нэш с первых кадров фильма обращает на себя внимание особыми чертами характера, которые выдают в нём возможный задел на развитие такого недуга как шизофрения. Шизофрения в равной степени как могла начать своё развитие, так и могла растворится на самом старте. Однако, в случае с Нэшем недуг стал набирать ход.

Мировоззрение Нэша прогрессивно и на сотни лет опережает текущие общественные тенденции. Он не вписывается в мир людей, так как живёт на иных частотах и не может играть в те игры, которые придумали для себя люди. Ему нет дела до этикета, до моды, до ритуалов в общении. У него нет задачи производить впечатление, кому-то нравиться; казаться лучше, чем есть. Именно эта особенность отчуждает его мира людей и не позволяет соединиться с ним на правах остальных. Мир не может его напитывать своею отдачей, любовью, чувствами, так как он вне игры и его не улавливает бессознательный разум системы. Он изолирован от него и поэтому приходит в равновесие с людьми с большой сложностью и потерями. Такое случается со многими, но далеко не каждого поджидает за углом шизофрения.

В случае с Нэшем идёт наложение всех сопутствующих причин: взаимодействие с миром без равновесного обмена, отсутствие поддержки близких на старте возникновения недуга и наличие деятельности, требующей колоссальных психических резервов. Кроме того, в фильме звучит цитата первого учителя относительно Нэша, что он "родился с двойной порцией мозгов и половиной сердца"   и это как раз то, что мешало ему настроить правильное общение с миром людей.

Интересно анализировать подачу авторов фильма в плане понимания причин возникновения галлюцинаций. Если в реальной жизни у Нэша галлюцинации были слуховые, то в фильме их показали полномасштабными и колоритными персонажами, как визуальные проявления. Это нисколько не меняет ни сути возникновения недуга, ни варианта общения больного с этими образами в голове. Этот фильм тем и уникален, что позволяет увидеть мир глазами шизофреника и понять эти спектры.

Первую галлюцинацию Нэш получил при поступлении в Принстонский университет. Это своего рода его плата за входной билет пребывания в этой системе. Ведь по сути каждый расплачивается за ту систему, в которой пребывает, только размышлять об этом особо не принято. Даже школьники несут свои потери, уравновешиваясь со всем классом. Кто-то платит язвой, кто-то посаженным зрением, кто-то кривым позвоночником, кто-то вредной привычкой или нестабильной психикой и так далее. А у Нэша это довольно харизматичная галлюцинация по имени Чарльз Герман.

Как только Нэш начинает преподавательскую деятельность в Массачусетском университете и начинает сотрудничество с Пентагоном, то возникает новая галлюцинация и она принимает вид агента ЦРУ Уильяма Парчера. Эта субличность называет себя «старшим братом», рассуждает об особой иерархии в системе, оперирует шифрами и чипами и таким образом, делает отсылку к некой оккультной причастности ученого, которую впоследствии «списывают» через психиатрию. Получается, что галлюцинации приводили самого Нэша в равновесие с той системой, в которую он попадал. Его психика из этих воображаемых персонажей черпала условный ресурс, отрывая его от мира реального, но это было что-то вроде защитного механизма от полного опустошения психического резерва.

Отношения с будущей женой Алисией сопровождаются новой вариацией воображения. Это галлюцинация в виде маленькой девочки Марси, которая является, как это не комично, племянницей первой галлюцинации Чарльза Германа. По сюжету главный герой отказывался верить в нереальность воображения, пока не осознал, что девочка не меняется и не растёт согласно своему возрасту.

После прохождения шоковой терапии в психиатрической больнице Нэш поменял статус шизофрении. Галлюцинации исчезли, но сама болезнь стала принимать кататоническую форму. То есть сама болезнь будто вылилась наружу. Если ранее она пряталась в подсознании и отыгрывала себя через временные аномалии в поведении и реакциях, то после терапии, недуг стал слишком распознаваемым по невербальным признакам: походка, манеры, взгляд и так далее. Болезнь в буквальном смысле стала читаться с первого взгляда, но сами галлюцинации пропали и никак себя не проявляли в период, пока держался эффект от лечения и препаратов.

Со временем Нэш обучился обходиться без лечения. Высокий интеллект позволили ему настроить сотрудничество с теми изменениями в психике, которые уже безвозвратно прижились в нём. Он научился распознавать и игнорировать галлюцинации. Фильм очень жизнеутверждающий, так как реальным жизненным примером доказывает, что с таким серьезным недугом можно прожить долгую, счастливую и гениальную жизнь.

Рекомендую к прочтению: