Найти тему
Цельные люди

"Нужен ВНУТРЕННИЙ СВЕТ, а этим…ты обделён». Фильм «Лучшее предложение». Разбор

Вёрджил Олдман живёт, повернувшись к миру спиной. Он подчеркнуто презирает людей, потому что в глубине подсознания очень их боится. Люди для Вёрджила это неопознанные объекты, они непонятны ему, так как ему невЕдома та связь, объединяющая всех вокруг. Он будто выкинут за пределы мира, он не хочет контактировать с ним и, поэтому выводит себя на уровень недосягаемости для обычных людей. У него есть помощники, в виде сотрудников, приближённых, прислуги, которые решают все его бытовые задачи с внешним миром и оберегают его психику от вторжений, сохраняя её мощь и ёмкость. Эту емкость он и заполняет материальными благами высшего порядка, так как весь свет этого мира чувствует только через них.

Но самое ценное у Олдмана - это его подспудно приобретенная частная коллекция оригиналов картин, выдающихся художников. Она и есть его внутренний мир, она то, во что некогда мигрировала его душа, оставив своего носителя роботом, в котором нет ни чувств, ни переживаний, ни любви, ни верных ориентиров.

Если смотреть эту картину примерно с середины, то сразу становится понятно, что главного героя в конце фильма основательно распотрошат, но если смотреть её с самого начала, то зритель вместе с ним также окутывается иллюзией и погружается в обман, шаг за шагом, мягко и последовательно, где-то в глубине душе чувствуя подвох.

Этот фильм хорошо открывает перед зрителем вербовочный и дрессировочный механизмы, которые как ключи открывают доступ к любой психике, даже такой крепкой и непробиваемой как у Олдмана. Здесь так наглядно видно, как группа людей внедрилась во внутреннее пространство своей жертвы, приманив и подчинив его, подобно псу. Эти системные и продуманные до мелочей ходы, приёмы, которые пробуждали в Вёрджиле новые спектры жизни, были невидимым каналом перетекания его психической силы в объект любви Клэр. И она, получив уже малую часть её, смогла через эту власть над ним медленно вытянуть всё остальное.

Партия, которую разыграли в этом фильме, удивляет не столько своею изобретательностью, сколько пронзительной жесткостью. Она как меч рубит личность Верджила наотмашь и оставляет его абсолютно пустым и без сил к жизни. Оказавшись на дне своей психике, перед ним раскрылся весь его внутренний ад, который он так долго создавал в себе, обманывая других людей. И глубина здесь такова, что ум его не мог не тронуться и не поплыть, отправив своего носителя в психиатрическую клинику. Степень его отрешенности отразила, насколько сильно перевернулся для него мир, и как ему потом было сложно прийти в равновесие с этим новым пониманием, чтобы вписать его в свою жизнь.

Когда человек проживает жизнь без обмана, он сам бескорыстно и сознательно расходует свой душевный потенциал, медленно открывая для себя тонкие пласты психологии. В этом случае, постижение происходит волшебно, загадочно и захватывающе, но когда истина развёртывается перед человеком резко через удар, через понимание, что на психическом уровне все поглощают друг друга подобно особям животного мира, то вписать это в привычную картину мира очень сложно.

Однако, в конце фильма Верджил сидит в кафе, будучи абсолютно счастливым, повернувшись к миру лицом с открытым любознательным выражением. И это открывает философский подтекст этого фильма. Он ни на кого не злится, никого не обвиняет, он, будто всем благодарен и всех любит. Может на первый взгляд показаться, что он стал блаженным и умалишенным, но это не так. Высокий интеллект и аналитические способности дали Олдману свои штурвалы, чтобы вырулить в этом вязком болоте и расставить всё на места. Он в действительности ни на кого не сердится, а скорее боготворит, причем искренне.

Казалось бы, за что тут можно благодарить, когда его мастерски ограбили, изящно обманули, жестоко унизили, открыто посмеялись и так преступно предали, да еще с такой силой удара, что потом его отправили в клинику, поправлять психику? И всё это при его полной казалось бы неуязвимости? И чтобы ответить на этот вопрос важно вспомнить сцену в роскошном ресторане в канун его дня рождения, когда ему, как ценному клиенту заведения, принесли изысканный торт в качестве подарка. Это тот самый момент, когда через обыкновенный акт любви от внешнего мира он понял степень своей ничтожности, своей мертвящей опустошенности.

Это переломный момент, когда пирамида его жизни пошатнулась. Именно в эту секунду он бессознательно понял, что он просто мыльный пузырь, раздутый до краёв пределов своих возможностей и дальше уже некуда. Нужно отдавать, но как это делать, если способность отдавать не выработана? Как это сделать, если обучен только брать от мира и обманывать его? Это и стало тем его невидимым запросом на внутренние изменения.

Сама жизнь откликнулась на этот посыл, на эту томящую тоску из его пустой утробы. Люди, уже давно готовые на своё личное душевное разрушение, сразу считали его и отозвались, охотно приняв участие в этом процессе. Ради материальной выгоды они пошли на предательство. А кто такие предатели? Кому и что они предают? Они передают свое душевное нутро в обмен на материю, в обмен на то, что, по крайней мере, можно увидеть глазами и потрогать руками.

Они без каких-либо колебаний предают своё нутро, потому что знают, что если подарить людям своё тепло, они вместо ответного чувства могут просто плюнуть в душу. По их мнению, лучше менять душу на материальные блага, которые точно никогда не предадут. Однако у них нет понимания, что любая материя превратится в прах без животворящей энергии души, и именно материальные блага будут постоянно побуждать человека причинять другим вред, через обман, разрушение, предательства.

Верджил понял всю эту концепцию, понял, что для того, чтобы он сам «ожил», другие пошли на предательство и собою расчистили его путь к истине, к этому свету, который он всегда так хорошо считывал в работах гениев. Инсценируя партию, его псевдодрузья и возлюбленная, вкладывали в него свою душу, вытаскивая из неё все механизмы и шестерёнки. И Олдман медленно оживал, и набирал этот спектр чувств, который можно испытывать, но после предательского удара он узнал изнанку бытия и, поняв её, он обрёл тот настоящий внутренний свет, о котором всегда имел только косвенное представление.

В конце фильма он стал счастлив, что наконец-то он ожил, всё понял и знает, как жить в этом прекрасном мире, как служить этому миру во благо. Он обрёл смыслы и силы, чувства и теплоту души. Он впервые познакомился с этим понятием, о котором никогда не имел представления. Здесь еще важно обозначить вот какой момент. Предатели бессознательно творят акты зла, чтобы жертва переживала до смерти, сходила с ума, спивалась или самоуничтожалась. И всё это, чтобы жить на эту разницу. Но в случае, когда предатель зажигает своим поступком свечение другого, то плата за это всегда высока и это отдельное поле для исследований.