Когда в человеке живы совесть, искренние чувства и желание быть человеком, то именно этот душевный набор начинает улетучиваться при взаимодействии с пустотой. И наоборот, когда в человеке есть внутренняя пустошь и отсутствует наполнение, то в такого человека по умолчанию устремляются внимание и чувства живых людей, чтобы заполнить эту бездонную гравитацию.
В фильме «Талли» противопоставляются две жизненные парадигмы. Одну из них представляет семейная жизнь Марлы, которая привыкла все семейные вопросы решать без привлечения помощи извне, и нести свою ношу самостоятельно. А в противовес ей показана жизнь её брата Крейга, который, наоборот, привык все свои жизненные обязанности и потребности закрывать силами других людей. Еду он заказывает из ресторанов, в доме прислуживают люди, у детей неблаговидная и неприятная няня с дипломом магистра, а его жена явно под строгим надзором стилистов и косметологов. Одним словом, ему нужно, чтобы на орбите всегда было определенное количество людей, которые будут опосредованно увеличивать вес его семьи в этом мире. Хорошо это плохо, спорный вопрос. Ответ на него можно будет сложить по итогам анализа.
То, что брат Марлы Крейг является человеком с неживой душой, выдает одно обстоятельство, который создатели фильма посчитали нужным раскрыть. «Я не всегда был богатеньким. Я рос в том же … домишке, что и ты, с такими же …. родителями». Вместо многоточий вставляйте самые смелые прилагательные от слова «нечистоты». Крейг так отзывается о своих родителях и о месте, где он вырос. При этом, Марла с теплотой вспоминает своё прошлое, несмотря на то, что и она прошла тот же сложный путь, но сумела сохранить свою душу и не стала разрушаться.
Таким образом, можно сделать вывод, что Марла и Крейг либо не получили воспитания со стороны родителей, либо оно было в корне неверным. Баланс их общения был настолько смещен, что из Крейга получился отличный нарцисс-манипулятор, смело покоряющий мир, а Марла стала инфантильной личностью, неспособной верно ориентироваться в этом мире. Из этого следует, что на протяжении всего детства над этими детьми разыгрывалась партия, в которой Крейг всегда подавлял Марлу и даже во взрослой жизни это продолжается только в более заретушированной форме. Иными словами, Марла стала той, на ком её брат отрабатывал свои приемы подавления личности и с детства извлекал из неё жизненный ресурс. Таким образом, Крейг раздувается, чтобы однажды с треском лопнуть, а Марла истончается, чтобы надломиться, но потом всё осознать.
Есть такой феномен, когда в результате даже весьма позитивного общения с определенным человеком, чуть позже будто меняется пространство. Настроение не то, краски жизни тускнеют, всё валится из рук и даже близкие выкидывают странные бессознательные поступки, запуская конфликты на ровном месте. Аналогичный феномен можно наблюдать и в этом фильме, если приглядеться и проанализировать.
«Крейк ненавидит меня» говорит муж Марлы, когда она сообщает ему, что они приглашены в гости к её брату.
«Не говори ерунду, у него просто характер дурацкий» отвечает Марла, полностью игнорируя чувства мужа.
«- Узнав о моем повышении, он меня зауважает?
- Ну, это вряд ли, зато он покажется тебе свой новый….» вместо многоточий авто ценою в 34 миллиона.
Естественно, что даже от такого разговора, внутреннее наполнение мужа мгновенно сольется в черную дыру брата Марлы. А следующее утро у них закономерно пройдет в полном коллапсе, когда дети будут что-то терять, не так себя вести, одним словом заполнять внутренние дыры своих родителей психозом неврозом и прочими «прелестями» жизни.
Но удивительно даже не это, а тот факт, как на эту психическую ущербность начинают активно реагировать другие люди. Они будто видят в Марле раненного зверя, которого важно обязательно клюнуть и они, подобно стервятникам, не могут от этого удержаться. Достаточно вспомнить постороннюю пожилую даму, которая полезла к ней с замечаниями относительно кофе. А также случайно повстречавшуюся бывшую одноклассницу, которая мастерски показала взглядом и манерой общения всё своё недоумение внешним видом Марлы, а также презрение, после сделанных выводов. Слушая их диалог, можно подумать, что эта давняя знакомая просит её позвонить ей, но на самом деле, она просто берет с неё обещание, чтобы Марла нашла в себе силы выполнить его, а потом услышала нечто в стиле «мне не до тебя».
И кстати, такие неприятные знакомые всегда находят своих жертв именно в такие минуты отчаяния и опустошения. И директор школы и персонал в больнице, все как сговорились окончательно добить того, кто и так ходит с изъятым ресурсом. Будто сами события складываются не в пользу Марлы, будто сам организм усердно работает против неё самой. Но Марла не видит источника проблемы. Она продолжает это деструктивное общение с собственным братом, который обращается к ней: «Садись дурында, я налью тебе выпить». Марле даже невдомёк, что должно быть либо иначе, либо никак. Нет уважения, нет любви к сестре. Да и саму Марлу в их присутствии какая-то сила так и побуждает принижать и обесценивать саму себя. И вот из таких слагаемых и рождается истощение.
Её семью из раза в раз обесточивает брат и его жена, приглашая их на свои мероприятия. А они подобно живой газовой субстанции заполняют собою всё их неживое пространство. Затем закономерно происходит череда неурядиц как внутри семьи, так и за её пределами и через эту серию страданий, они приходят к своему равновесию. Одним словом, смеяться, есть, пить и испытывать чувства в такой сомнительной компании, не самая выгодная затея для внутреннего содержания.
На сознательном уровне брат приглашает Марлу с семьей в гости, но на самом деле, его задача потрошить их психологически, вынимая из них кусками их души, намекая, что новая должность мужа Марлы недостойна обсуждения, что дети у них проблемные и тому подобное. Они вроде такие внимательные и заботливые, приезжают в роддом, но фактически, они приезжают похвастаться, что их ребенок участвует в шоу талантов. Вообще, в этом фильме схема общения хищника и жертвы подана очень выразительно и если с пристрастием всмотреться и понять сам процесс, то потом психика по умолчанию начнет распознавать и сигнализировать о подобных вторжениях.
В фильме есть еще один важный персонаж. Это игра воображения или галлюцинация в образе няни. Идея с ней обыгрывается довольно оригинально. Она несёт в себе несколько функций. Во-первых, показывает, что начинает происходить с человеком, когда он «заполняет собою чужую пустоту». И здесь про заедание, ссоры, разрыв отношений и желание выпить. Но образ няни в фильме, это всё же больше про второе дыхание, как спасение души и про «помочь провести тебя по ответственному участку», чтобы выйти из октавы. Няня Талли здесь как потерянная частичка себя.
Талли напоминает Марле, что она именно живая душой и это ценно. Не просто же так в её уста вкладывается вопрос: «Если в лодке заменить по очереди все доски, это будет новая лодка или старая?» «Конечно, новая». Так и в жизни, если человек делегирует все свои вопросы на других людей и полностью разгружает себя, то, без сомнений, он станет выглядеть свежим и бодрым, но будет ли он самим собой в этом случае? Не станет ли паразитом? Если он покупает других людей, чтобы они прислуживали ему, как ранее служили аристократам крепостные души, разве это не замена себя другими? Ведь, всё то же самое, разве что схемы сменились, да названия.
Да и сама Марла говорит по этому поводу: «Нельзя взять человека, чтобы он жил вместо тебя». Ведь человек справляется со своей ношей силами души, а если её скинуть на других, то силы души человек направит только на себя, а результаты по таким важным направлениям как дети могут в дальнейшем сильно разочаровать. И здесь также идея воспитания детей метафорично обыгрывается на примере рыб-прилипал, которые примыкают к крупной рыбе и плывут на ней, не причиняя вреда. А если эти прилипалы примкнут к лодке, то без проблем смогут утащить её на самое дно. Иными словами, если родитель не вложил в чадо души, то потом всем от этого нехорошо.
Ну и вишенкой на торте в этом фильме является намёк на то, что люди стали терять человеческую душу и превращаться в зверя, обретая его завуалированную хищную печать. Человек может быть красивым, интеллектуальным, предприимчивым, но внутри быть искусственным бездушным и пустым. Об этом, на мой взгляд, был диалог, который прозвучал в некогда родных местах Марлы:
- Смотри, пекарня для собак!
- А раньше, что здесь было?
- Пекарня для людей….