Жизнь главного героя Энди Дюфрейна представлена в фильме как эволюция человека, как переход в бытие нового измерения. Ранее его жизнь была иллюзией, утопией, в которую он верил и чего-то от нее ждал. Это было мировоззрение психологически незрелого человека. В такой картине мира даже самые закономерные события обычно удивляют и приводят в негодование. Результаты такой позиции в фильме хорошо показаны и именно за нее он несет свое искупление.
Энди не умел распознавать людей, идеализировал их и ждал от них того, на что они были не способны. И даже когда факты стали говорить сами за себя, он вступает в борьбу, пытается мстить, вместо того, чтобы принять правду и смотреть ей в глаза. Он не отдает отчета импульсам в голове, которые побуждали и моделировали в нем план мести. Вся жизнь его была подчинена этим вспышкам бессознательного. И вот за потакание этим силам он и получает свои неприятности.
С первых сцен в заключении, нам показывают уже совсем другого человека. За кадром остался самый важный переломный момент персонажа, когда проходила полная переоценка жизни, ее смыслов и основных постулатов. Это был временной буфер после приговора, в котором он прочувствовал всю боль жизненного удара. Он отрезвил его и заставил прийти к пониманию как все работает в этой жизни. И руководствуясь этим пониманием, он затем выстраивает новое взаимодействие с миром.
Зритель уже не видит в нем импульсивного и пропитанного страхами персонажа. Наоборот, в таких суровых и психологически сложных условиях он держится спокойно, будто он заранее знает, как все будет происходить. Даже в такой безвыходной ситуации, он видит цель в жизни и заключается она в том, чтобы служить людям и делать мир лучше по мере своих возможностей. Он кропотливо годами высекает шахматные фигуры из камней, он содействует созданию библиотеки, в которой люди имеют возможность не только читать, но и слушать музыку. Он наполняет смыслами себя самого и тех, кто оказался рядом.
Энди помогает каждому, кто оказался у него на пути. Он выстраивает с ними дружелюбные партнерские отношения, обучает и готовит к поступлению в университет всех желающих.
Энди в плоскости своего заключения в полной мере моделирует жизнь вокруг себя. Дюфрейн извлекает главный вывод. Он не идет на поводу своей бессознательной части, он не игнорирует ее, а усилием воли настраивает сотрудничество с ней. Его психика теперь не управляет им подобно марионетке. Она теперь у него на службе, под контролем разумного человека, который направляет все ее силы во благо, задав ей новый созидательный контур.
Его психика теперь сама договаривается на невидимом уровне со всем миром людей. Даже в сцене, где в его камере стали производить обыск, он спокойно стоит и не проявляет ни одного грамма сомнения или страха, и поэтому никому не приходит в голову сорвать плакат с девушкой и обнаружить там туннель. Никто не обращает внимания на начищенные ботинки в день побега, потому что это он так захотел и это он так управляет их вниманием. Он научил пространство быть на его стороне.
Самым главным критерием осознанности Энди является тот факт, что он признал, что на самом деле это именно он чужими руками уничтожил свою жену. Он понял, что принимал непосредственное участие в развитии этих несовершенных отношений и в их тупике.
Теперь, в новой реальности, на свободе, Энди уже целостный человек и ему нет нужды дополнять себя кем-то, чтобы жить. Он теперь сам способен создавать вокруг себя новую созидательную сферу и под ее покровом все будут напитаны силами и смыслами.