Найти в Дзене
Исторические сражения

Знаете ли вы, какая катастрофа шокировала общественность США сразу после гражданской войны

15 апреля 1865 года, через неделю после капитуляции командующего армией южан Роберта Ли, все газеты северян вышли с заголовками: "Президент застрелен!". Горячая новость об убийстве Авраама Линкольна в театре быстро разлетелась по северным штатам посредством телеграфных линий.

Тем временем жители Юга оставались в неведении, поскольку телеграфная связь с ними была оборвана во время гражданской войны. Этой ситуацией тогда воспользовался предприимчивый Джеймс Касс Мейсон, который поспешил доставить партию газетной прессы в южные штаты и отплыл вниз по течению реки Миссисипи.

34-летний Мейсон являлся капитаном гражданского судна "Султана" - 80-метрового парохода с двумя боковыми колесами, приводимыми в движение 4 паровыми котлами. Как правило, пароход зарабатывал регулярными пассажирскими рейсами, а также перевозил грузы средних габаритов. И в нем, помимо 85 членов экипажа, могли разместить 376 пассажиров в каютах и до 400 на палубе.

Пароходы, курсировавшие по реке Миссисипи в 1860-е годы. Художник: Roy Cross
Пароходы, курсировавшие по реке Миссисипи в 1860-е годы. Художник: Roy Cross

Это было добротное и комфортное судно, которому в 1865 году исполнялось каких-то два года. Тем не менее недалеко от города Виксберг в штате Миссисипи один из его котлов дал течь. Ремонт его, как сообщил главный инженер, занял бы больше 3 дней. Но там, в Виксберге, капитану Мейсону сделали предложение, от которого он не смог отказаться.

Почти по 3 доллара за каждого солдата и по 8 долларов за офицера платил интендант города, если "Султана" в ближайшее время возьмет их на борт и доставит в родные края. Речь шла о военнопленных северянах, освобожденных из лагерей Конфедерации. Обрадованные тем фактом, что они дожили до конца войны, военные готовы были вернуться домой любым способом. И условия перевозки их тем паче не волновали. Как и перестала беспокоить капитана проблема с котлом, когда он посчитал сумму потенциальной выручки. Ведь недавних пленных в Виксберге насчитывалось больше 2000 человек!

Главному инженеру было обещано, что капитальный ремонт обязательно проведут. Но уже в конечной точке маршрута - в городе Сент-Луис, штат Миссури. После чего пароход "Султана" взял на борт всех имевшихся солдат и офицеров. Вместе с экипажем и другими попутчиками получилось ок. 2400 пассажиров, что в три раза выше нормы. Все палубы, коридоры, служебные помещения и даже котельное и машинное отделения были плотно набиты людьми. Но молодого капитана Джеймса Касса Мейсона все устраивало. В тесноте, но зато с деньгами.

Фото переполненного людьми парохода "Sultana" перед катастрофой
Фото переполненного людьми парохода "Sultana" перед катастрофой

Неизбежное бедствие настигло "Султану" в нескольких километрах от Мемфиса, в полпути от Виксберга до Сент-Луиса. Стояла ночь с 26 на 27 апреля, пароход преодолевал сложный извилистый участок реки, паровая машина работала в полную мощность. В этот момент, примерно в 2 часа, взорвался от давления один из котлов, а за ним - другие два. Размещенные рядом солдаты погибли моментально.

Мощный взрыв обрушил часть палуб и полностью уничтожил рулевую рубку. На судне разгорался сильный пожар под звуки падающих дымовых труб. Одна из них упала в сторону, свернув фальшьборт. Другая опрокинулась вдоль парохода, разворотив мостик и передавив людей, спавших сидя (!) на палубе. И в таком виде неуправляемая "Султана" дрейфовала по фарватеру реки, пока уцелевшие пассажиры прыгали за борт и пытались добраться до берега вплавь. Через полчаса после взрыва спасательную операцию начали моряки мимо идущего парохода "Bostona". Позже к нему присоединились военные корабли и гражданские судна.

"Султана" еще час держалась на плаву, пока не погрузилась на дно с характерным шипением. Из двух с половиной тысяч пассажиров спаслись где-то 900 человек, 760 из которых потребовалась медицинская помощь. 70 спасенных позднее скончались от ран и ожогов. Всего где-то 1600 военных, спешивших домой к родным, ушли в небытие из-за неконтролируемой жажды наживы молодого капитана. Это больше, чем во время известного всем крушения "Титаника".

Обязательно подпишитесь на наш телеграм-канал: t.me/isbattlez

Читайте также: