Найти тему
Исторические сражения

Манильские галеоны: их боялись даже пираты

С 1565 года, когда испанские мореплаватели преодолели Тихий океан с запада на восток, был создан первый торговый путь, пересекающий этот самый океан. И вплоть до 1815 года по нему курсировали одни из крупнейших кораблей своего времени - манильские галеоны. Ходили они между испанскими колониями: от порта Манила (Филиппины) к порту Акапулько (юго-запад современной Мексики).

В первом порту торговцы набивали трюмы восточной экзотикой, вроде китайского фарфора, шелка, благовоний, специй и др., чтобы затем доставить товары к мексиканскому побережью, откуда их забирали в Веракрус и отправляли через Атлантический океан в Испанию. Сами же манильские галеоны возвращались из Акапулько в Манилу с серебряными монетами, на которые снова закупались товары. И так по кругу.

Галеон Сан-Педро в 1621 году. Художник: Edouard Groult
Галеон Сан-Педро в 1621 году. Художник: Edouard Groult

Помимо предметов роскоши, испанские корабли, ходившие по маршруту Манила-Акапулько, перевозили филиппинских рабов. Вообще, размеры манильских галеонов позволяли разом забирать грузы внушительных размеров. Считается, что по водоизмещению эти корабли в несколько раз превосходили остальные испанские галеоны. Но из-за крупных габаритов страдала скорость: от 4 до 8 месяцев, в зависимости от ветра и погодных условий, требовалось им, чтобы достичь Америки. Обратный путь был куда легче и занимал не больше 4 месяцев. То есть в год каждый галеон мог максимум один раз пройти Манильский или Китайских маршрут.

Один из путешественников (галеоны за определенную плату брали на борт пассажиров) писал в конце XVII века, что это самое долгое и самое ужасное плавание из всех известных. Все из-за того, что Тихий океан не совсем соответствует своему названию, и страшные штормы нередко испытывают пересекающие океан корабли. Плюс, долгое плавание не очень хорошо сказывалось на здоровье: путешествие из Манилы в Акапулько оборачивалось смертями нескольких десятков человек из-за болезней.

Внимательно рассмотрите, как происходила погрузка товаров на манильский галеон в порту. Кстати, перегруз - одна из главных причин кораблекрушений. Художник: Roger Moore
Внимательно рассмотрите, как происходила погрузка товаров на манильский галеон в порту. Кстати, перегруз - одна из главных причин кораблекрушений. Художник: Roger Moore

Удивитесь, но меньше всего манильские галеоны страдали от пиратов. За 250 лет существования маршрута всего лишь четыре подобных корабля были захвачены в открытом море. И это при столь высокой привлекательности неповоротливых и полных драгоценностями целей, следовавших по маршруту, как правило, без сопровождения. Например, стихия в Тихом океане погубила раз в 10 больше галеонов. Но почему пираты стеснялись манильских гигантов, каждый из которых мог обеспечить им безбедную жизнь до самой смерти?

Во-первых, как уже отмечалось, корабли ходили по опасным водам, войти в которые осмеливался далеко не каждый капитан. Во-вторых, испанские галеоны представляли собой смесь торгового судна и военного корабля. Причем корабля с высокой огневой мощью: до 60 пушек и отряды из опытных солдат заставляли врагов одуматься и переключиться на кого-то менее кусачего.

Последним кораблем, прошедшим Манильский маршрут, стал галеон "Сан-Фернандо". Он прибыл в Манилу в 1815 году совершенно пустым, поскольку груз изъяли мексиканские повстанцы. Город-порт Акапулько с 1813 года был в их руках.

Обязательно подпишитесь на наш телеграм-канал: t.me/isbattlez

Читать также:

Манила
1652 интересуются