Найти тему
6K подписчиков

С какими затратами столкнется собственник сельхозземли с лесом, если решится оформить свой лес через Постановление № 1509

К нам регулярно обращаются собственники сельхозземель с вопросом, как официально оформить свой лес и начать там законно работать.

К нам регулярно обращаются собственники сельхозземель с вопросом, как официально оформить свой лес и начать там законно работать. На наш взгляд, нынешнее регулирование фактически запрещает и блокирует лесовыращивание на сельхозземлях, кроме тех случаев, когда на земле уже и так растет хозяйственно ценный взрослый лес (например, если это бывший колхозный/совхозный лес), и доходы от продажи древесины покрывают многочисленные издержки, в том числе связанные с лесной бюрократией.

Тем не менее, решение все равно остается за собственником, и важно, чтобы у него была вся полнота информации. В этой статье разберем, с какими обязательными затратами столкнется собственник сельхозземли еще до какой-либо работы в лесу, если решится все делать по нынешнему закону - через через Постановление правительства №1509 от 21.09.2020 “Об особенностях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”.

Ниже рассмотрены этапы, которые никак не связаны непосредственно с использованием леса, лесным хозяйствов, вывозкой и продажей древесины. Но эти этапы обязательны. Фактически, это обязательный налог на лесную бюрократию.

ЭТАП 1. ПОДАЧА И РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ

Официальная форма для подачи заявления об использовании, охране, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362805/9e6f917b136373713f2074e606860704c35892e5/

1.1. Соответствие критериям “леса”

В целях применения настоящего Положения к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, относятся лесные насаждения и (или) древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельных участках сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее - земельные участки) площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 метров и лесным растительным покровом, составляющим более 75 процентов площади земельного участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8 - 1 при одновременном наличии указанных признаков.

Наиболее спорный в трактовке критерий про сомкнутость крон древесного яруса 0,8-1. Нужно, чтобы внутри поставленного на кадастр земельного участка можно было выделить не менее 75% площади, занятой лесом, соответствующему этому критерию.

Проблема в том, что сомкнутость - это глазомерный параметр, и на любом участке при желании можно найти места, где по каким-то причинам этот параметр будет меньше этих практически предельных значений. Т.е. потенциально это очень коррупционный фактор, т.к. решение зависит от трактовки чиновника.

К нам регулярно обращаются собственники сельхозземель с вопросом, как официально оформить свой лес и начать там законно работать.-2

Еще при подаче Заявления требуется предоставить сведения о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, и приведена таблица:

К нам регулярно обращаются собственники сельхозземель с вопросом, как официально оформить свой лес и начать там законно работать.-3

И здесь тоже не ясно, что имеется в виду, что значит “общие сведения”. Это какие-то усредненные параметры для всего участка? Но тогда легко это дело опровергнуть и обосновать, почему приведенные данные не соответствуют фактическому состоянию участка, и дать отрицательное заключение. Или это полноценное лесоустройство/таксация, при котором выделяются участки с однородными характеристиками (выделами) и в соответствии с Лесоустроительной инструкцией эти параметры определяются для каждого выдела. Судя по тому, как подсуетился Рослесинфорг (государственный монополист в области лесоучетных работ), второй вариант трактовки вполне возможен.

Как понять, что в реальности? Похоже, что только на практике (не только на своей).

Здесь и далее в качестве примера рассматриваем Нижегородскую область. В Нижегородской области в 2023 году уже прошло несколько заседаний Межведомственной комиссии по рассмотрению Заявлений. На одном заседании рассматривалось 6 заявлений, и по 4 - положительные заключения, по 2 - отрицательные. На другом, на самом первом - все 6 отрицательные.

На сайте Россельхознадзора по Нижегородской области публикуется перечень участков с кадастровыми номерами, по которым приняты положительные решения (но нет номеров участков, где приняты отрицательные решения), и можно попробовать понять по космоснимкам, что это было, и как принимаются решения. Хотя бы понять, заросшие это поля, или более взрослые бывшие сельские леса (колхозные/совхозные).

К нам регулярно обращаются собственники сельхозземель с вопросом, как официально оформить свой лес и начать там законно работать.-4
К нам регулярно обращаются собственники сельхозземель с вопросом, как официально оформить свой лес и начать там законно работать.-5

Понятно, что нельзя делать однозначных выводов только по положительным случаям, еще нужно смотреть отрицательные. Поэтому точно не помешает обратиться за разъяснениями к представителям межведомственной комиссии.

1.2. Дополнительная информация в Заявлении и рассмотрение

Нужно внимательно прочитать формальные требования к Заявлению, особенно по фото-видео фиксации, чтобы не получить отрицательное заключение по совсем уже формальным основаниям. И еще важно помнить, что в случае отрицательного заключения, собственнику автоматически придет предостережение от Россельхознадзора о необходимости выполнения требования законодательства, т.е. о расчистке участка (см. Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации").

ВАЖНО: Еще до покупки нужно заранее уточнить, не отнесен ли тот или иной участок к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям того или иного региона.

Например: Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Нижегородской области, использование которых для других целей не допускается, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 24 декабря 2010 г. № 949 (в 2015, в 2019, в 2023 точно вносились изменения).

ЭТАП 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСА НА УЧАСТКЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЕМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ №1509 (подготовительная бюрократия + обязательные требования, без самого лесного хозяйства)

2.1. Земельный налог

Федеральная налоговая служба распространила письмо от 16 января 2024 года № БС-4-21/299. В письме говорится о том, что в отношении участков сельхозземель, которые в установленном порядке дозволено использовать для лесных целей, и по которым Россельхознадзором направлена и опубликована соответствующая информация, должна использоваться налоговая ставка ровно 1,5%.

Согласно пункту 7(7) Постановновления №1509: Россельхознадзор

в течение 10 рабочих дней со дня принятия положительного решения межведомственной комиссией в отношении соответствующего земельного участка в порядке межведомственного информационного взаимодействия направляет информацию в территориальный налоговый орган.

2.2. Затраты на бюрократию

2.2.1. Обязательность составления Проекта освоения лесов (ПОЛ)

Это требование определено в п.21 новой редакции Постановления №1509. Если в течение года ПОЛ не предоставлен в уполномоченные органы для проведения экспертизы, то положительное Заключение перестает действовать.

С 1 марта 2024 года вступили в силу новые требования по порядку разработки и составу ПОЛ, где уже учтены особенности для сельхозземель: https://docs.cntd.ru/document/1302664685.

На что точно нужно обратить внимание в этом документе:

  • срок действия ПОЛ - не более 10 лет;
  • минимальной единицей управления/освоения является “земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения”, т.е. участок целиком с конкретным кадастровым номером;
  • на каждый вид использования лесов, который прописывается в Заявлении, в ПОЛ есть отдельный блок. Например, для рекреационной деятельности для всего земельного участка нужно будет подготовить “Ведомость учета деревьев”, где каждому(!) дереву нужно прописать - породу, возраст, состояние, диаметр, высоту. Поэтому нужно еще на этапе подачи Заявления хорошо подумать, какие именно виды использования лесов туда вписывать (если цель - вести лесное хозяйство, то подходит вид использования “Заготовка древесины”, а остальные пункты “чтобы было, на всякий случай” лучше не вписывать, чтобы не связываться с дополнительной бюрократией и расходами).

Остается главный вопрос по поводу ПОЛ:

нужно ли проводить таксацию лесов на земельном участке, или можно ограничиться общими сведениями, полученными на глаз по космоснимкам и выборочным полевым данным.

  • с одной стороны, в порядке разработки ПОЛ в явном виде таксационные характеристики нужны только для лесных участков, и вся эта информация берется из лесоустройства. А для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предусмотрена вроде как более простая форма “Сведения о качественных и количественных характеристиках лесных насаждений”, которая заполняется еще на этапе подачи Заявления.
  • с другой стороны, в ПОЛ есть множество пунктов, которые нельзя заполнить без проведения лесоустройства, включая таксацию: например, класс пожарной опасности, сведения о водоохранках и нерестоохранках, установленный объем заготовки древесины на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, ведомость земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в которых проектируется заготовка древесины, где уже нужны сведения о запасе в кубических метрах.
  • с третьей стороны, из пункта 10 Постановления №1509 следует, что при использовании лесов на сельхозземлях допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста (кроме водоохранных зон и нерестоохранных полос), и может быть трактовка, что на этапе разработки ПОЛ можно ограничится совсем примерными сведениями о запасе на участке и вырубаемом запасе за 10 лет.

Все эти вопросы нужно задавать чиновникам тех ведомств, которые включены в Межведомственную комиссию, которая рассматривает заявления и организовывает проведение государственной или муниципальной экспертизы ПОЛ. В любом случае, практики сейчас нет, т.к. новые правила вступили в силу с 1 марта 2024 года.

Нужно иметь в виду, что скорее всего наибольший вес в этой комиссии будут иметь представители лесных ведомств, которые уже давно привыкли работать с ПОЛ для арендаторов земель лесного фонда, и с большой вероятностью они будут ждать от собственников сельхозземель тех же документов, в таком же формате и такого же качества, что и для арендаторов земель государственного лесного фонда.

Сколько стоит разработка ПОЛ?

Тут все будет зависеть от трактовок выше, т.е. включена ли таксация и другие части лесоустройства всего земельного участка или нет. Услуги по подготовке полного комплекта этих документов оказывает Рослесинфорг, можно запросить у них коммерческое предложение - https://roslesinforg.ru/services/ispolzovanie-lesov-na-zemlyakh-selkhoznaznacheniya/.

Есть еще специальный сервис, которые помогает готовить документы в электронном формате согласно требованиям Рослесхоза: https://ed-theforest.ru/

2.2.2. Обязанность подавать лесные декларации и отчеты

См. пункты 21(1) и 21(2) из Постановления №1509. Требования к таким документам для собственников сельхозземель такие же, как и для лесопользователей, арендующих земли лесного фонда у государства.

Приказ Минприроды России от 29.04.2021 N 303 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме".

Приказ Минприроды России от 21.08.2017 N 451 “Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме”

Сколько стоят эти услуги у специализированных организаций, сколько в среднем времени это занимает, если делать самостоятельно (и возможно ли это технически), у нас нет информации. Выше есть ссылка на сервис по подготовке электронных документов.

2.3. Затраты на обязательные требования

Практически на 100% в ПОЛ обяжут внести обязательные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, т.к. это прямое требование Постановления Правительства РФ “Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах”.

Что тут важно.

1) Граждане и юрлица, которые используют леса обязаны по п.12 Правил “в) соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;”

В этих нормативах, если читать их буквально, есть сведения только об арендаторах лесных участков (но точно в одном из регионов есть трактовка, что эти требования распространяются на правообладателей сельхозземель, кто идет по пути Постановления 1509). Возможно, сюда будут вносить изменения и добавлять правообладателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, как это уже сделано с требованиями по разработке ПОЛ. Кстати говоря, в требованиях ПОЛ с 1 марта 2024 года уже есть раздел “Сведения о наличии и потребности в пожарной технике, оборудовании, снаряжении и инвентаре на лесном участке (земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения)”.

Но уже сейчас можно понять примерные порядки, какие могут быть нормативы для небольших участков на примере аренды для рекреационной деятельности от 10 до 100 га: - проходимый легковой автомобиль с комплектом пожаротушения (1 шт), - воздуходувка (1 шт), - бензопила (1 шт), ранцевые лесные опрыскиватели (5 шт), - топоры (2 шт), - лопаты (10 шт).

2) п.10 Правил “Со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, …юридические лица,... граждане … владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.”

Скорее всего, практически на 100% это выльется в требование включить в ПОЛ ежегодное создание минполосы по периметру участка.

2.4. Выводы

Таким образом, еще до начала ведения лесного хозяйства собственника сельхозземли ждут дополнительные расходы на налоги, бюрократию и на выполнение обязательных требований пожарной безопасности. Оценить бОльшую часть этих расходов мы не можем, т.к. возможны разные трактовки и, похоже, что многие трактовки будут меняться от региона к региону. Узнать это можно только на практике, в т.ч. заранее опрашивая коллег из своего региона, кто эти процедуры прошел, в т.ч. запрашивая коммерческие предложения у организаций, которые специализируются на подготовке подобных документов. Кроме этого, нужно учитывать коррупционные риски, связанные с многообразием трактовок, а также риски того, что придумывания/уточнения всё новых и новых требований и правил продолжаются. В частности, на поверхности уточнение в ближайшие 1-2 года нормативов пожарной техники и оборудования для лиц, использующих леса на сельхозземлях.

Возможно, стоит еще держать в голове вариант покупки сельхозземли без попыток оформления леса через Постановление 1509, и дожидаться времени, когда получится добиться более-менее приемлемого регулирования использования лесов на сельхозземлях для мелких и средних собственников. В этом случае (если купить и ничего больше не делать) будут другие риски и другие затраты, но можно попробовать их сравнить, и принять решение на этой основе.

Дополнение к выводам. Можно ли вести лесное хозяйство на сельхозземлях без всех этих процедур/разрешений/ПОЛ, что требуются по Постановлению №1509? Тут очень большие риски уголовного преследования. В 2022 году вышла новая редакция постановления пленума Верховного суда. Если понимать его буквально, то за любую рубку в лесу на своей сельхозземле можно получить судимость, крупный штраф и тюремный срок (по максимуму - до 3 млн руб. и до семи лет), если нет проекта мелиорации или ПОЛ:

Незаконной признается и рубка лесных насаждений, произрастающих в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляемая правообладателями земельных участков (например, арендаторами, пользователями) при отсутствии утвержденного в установленном порядке проекта культуртехнической мелиорации (за исключением случаев, когда рубка лесных насаждений осуществляется на основании проекта освоения лесов), а также с нарушением запретов и ограничений на рубку, установленных законодательством.