Согласно наиболее распространенной курганной гипотезе, областью происхождения протоиндоевропейцев является Ямная культура, которая существовала в степной зоне между Днепром и Волгой в 3300-2600 гг. до н. э. Именно там наши предки были относительно единым народом с общей культурой и генетической историей.
После ее падения начались миграции и появились собственно индоевропейцы – локальные группы, использующие языки своей древней родины, но уже отличающиеся от ее населения по генам. Они проводили собственную политику, сражались и взаимодействовали с разными племенами и представляли из себя нечто новое.
Это предисловие было сделано, чтоб читатель понимал: мы поговорим об протоиндоевропейцах до периода миграций, когда они жили в относительно компактном месте. Как же они себя называли?
Ну, учитывая, что своей письменности у них не было, у нас просто нет возможности это выяснить достоверно. Да, была проведена огромная работа по реконструкции протоиндоевропейского языка. Но она в высшей степени гипотетическая и не отражает того, как говорили конкретные люди в конкретное время в конкретном месте.
Но мы примерно знаем, в каком стиле склонны называть себя группы родственных популяций, не достигших государственного уровня. Их самоназвания происходят из противопоставления «мы», говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, и «они», не знающие нашей культуры и нашего языка. Но это не совсем еще имя народа, для него не было конкретного слова. Это просто выражение для обозначения данного противопоставления.
Так называли себя многие этносы в разных местах: валлийцы – cymru, т.е. «братья», чукчи – луораветлан, т.е. «настоящие люди», эскимосы – инуиты, т.е. «люди», маори – «нормальные» или «обычные», шведы – свеи, т.е. «свои», даже белорусы в прежние времена именовали себя «тутэйшыя», чтобы отличать своих людей от поляков и русских.
Греки, латины, иранцы, германцы, славяне, когда они жили родовым строем, не видели себя, как единую нацию – клановая принадлежность была важнее. Поэтому и себя они определяли только по отношению к соседним странным варварам, которые и говорить-то нормально не могут. Вот почему мы – славяне, т.е., народ, понимающий слово, а все остальные – немцы, которые по-нашему не говорят.
Итак, как же называли себя протоиндоевропейцы?
Самая главная версия сейчас состоит в том, что они называли себя просто «люди». Подобные корни для обозначения некой общности сохранились практически во всех современных индоевропейских языках – германских, славянских, балтийских, индоарийских.
У нас это «люди», у немцев «leute» с тем же значением, в голландском «lieden», в древнеанглийском «lēod», в шотландском «lede», в латышском «ļaudis», в санскрите «лока», на хинди, урду, пенджаби и бенгальском «лок» или «лог». Кстати, от этого же протоиндоевропейского корня происходят самоназвания литовцев («lietuviai») и латышей («latvieši»). Исходное индоевропейское слово воспроизводится, как «leudheros» либо как «lit» или «lat».
Так или иначе, это слово присутствует у всех. Но вот что оно означает, мы достоверно не знаем. Либо «люди» – это «люди» в смысле «свои», либо нечто иное. Дополнительная версия к предыдущей говорит, что слово, которым называли себя протоиндоевропейцы на самом деле переводится, как «равнинные». От lit/lat происходит современное русское «луг» и английское «long», ну и упомянутые индийские словечки. Но «равнинные» можно трактовать и как «местные», т.е., опять же «тутэйшыя».
Кстати, жители Ямной культуры определенно не называли себя ариями. В отличие от индоиранских языков, где это слово предназначено для всего народа, у протоиндоевропейцев оно обозначало определенное сословие, высший класс. Вспомните греческое «аристократия». Лишь когда воинская элита ямников, которая величала себя ариями-аристократами утвердилась во главе восточных племен и передала им свой язык, индоевропейцы Южной Сибири стали именоваться арийцами.