В позапрошлой публикации из цикла про Степку перед документальной частью была размещена фотография контр-адмирала И.Г.Максименкова, который командовал в годы Великой Отечественной войны дивизионом морских бронекатеров КБФ.
А начинал воевать капитан-лейтенант Максименков ещё в советско-финскую войну. Великую Отечественную войну он встретил, будучи помощником командира эсминца "Стройный". Это был современный эсминец проекта 7 (7У), один из серии почти в два десятка кораблей, заложенный в 1936-м и перезаложенный в 1938-м году.
Вот первый наградной лист на капитан-лейтенанта Максименкова, оформленный 20 июля 1943 года. До этого он был награжден медалью "За оборону Ленинграда".
На первом листе представления начато описание случаев проявления капитан-лейтенантом личной доблести, мужества и храбрости.
В начале сентября 1941 года он "предотвратил подрыв ЭМ на плавучих минах противника, при этом было выловлено и обезврежено три мины".
12 сентября "при его личном участии была успешно отражена атака бомбардировщиков противника".
16 сентября во время огневого налёта на эсминец "береговых батарей противника, своим геройским поведением, чётким управлением авралом он объеспечил съёмку с якоря-швартовых в рекордный для тех условий срок".
С сентября 1941 года по март 1942 года капитан-лейтенант лично и успешно управлял артиллерийским огнём эсминца ввиду отсутствия командира БЧ-2. Большая часть второго листа представления содержит перечень нанесённого урона протвнику. 10-й и 19-й пункты этого списка меня особенно впечатлили.
Вот второй наградной лист уже на капитана 3-го ранга Максименкова, оформленный 14 июля 1944 года, командира 3-го отряда бронекатеров. 4 июля он получил легкое ранение при высадке десанта.
Он находился на МБК-501, который уничтожил 76-мм орудие и подавил несколько огневых точек противника, чем обеспечил продвижение пехоты вдоль трудного участка Приморского шоссе.
Далее идёт описани боя катеров отряда с превосходящими морскими силами противника 20-21 июня.
Во время десантной операции 4-5 и 9 июля МБК, на котором находился капитан 3-го ранга, потопил катер противника и нанёс другой существенный урон врагу на суше.
После гибели командира дивизиона капитана 2-го ранга Герасимова во время десаньа на остров Тайкарсари капитана 3-го ранга Герасименко был назначен Врид командира дивизиона и командовал им во время двух десантных операциях на другие острова.
Примечательно, что второе представление было подписано командиром дивизиона бронекатеров капитаном 2-го ранга (фамиля неразбочива), то есть капитан 3-го ранка Максименков не был утверждён пока в новой должности.
Третье представление на командира дивизиона МБК капитана 3-го ранга Максименкова было подготовлено на орден Ушакова 2-й степени 23 ноября 1944 года.
Помимо других боевых заслуг, описанных в этом представлении, там отмечено, что командир дивизиона лично руководил боем 18-21-го ноября бронекатеров с превосходящими силами противника (миноносцами). За этот период бронекатера дивизиона потопили 2 сторожевых катера, подожгли 2 БДБ и уничтожили 5 батарей противника. Дивизион МБК при этом потерь не имел. Приказом от 14 декабря 1944 года по КБФ капитан 3-го ранга был награжден высшим флотоводческим орденом.
Вот этот наградной лист на орден Красной Звезды был оформлен 8 февраля 1946 года. Капитан 3-го ранга Максименково в то время был командиром п/с. "ЛУГА". Что такое "п/с"?... Пассажирское судно?
Основанием для этого представления было то, что "в период операции по приёму кораблей бывшего немецкого флота, несмотря на малые возможности того корабля, полностью обеспечил работу Командующего КМОР (как расшифровывается эта аббревиатура?) по руководству операциями по отправке конвоев из Травемюнде, Вильгельмгафена и Киль". Эти три порта были в английской оккупационной зоне Германии.
Вот такую специфическую боевую работу пришлось выполнять капитану 3-го ранга Максименкову сразу после окончания Вкликой Отечественной войны.
Начало истории про Степку и его боевых товарищей, начавших воевавать в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.
Теперь публикации "про Степку" выходят дважды в неделю, по понедельникам и пятницам.
Виктор сопроводил свою команду по смене направления движения несильным тычком Паулю в спину. До большого сдвоенного двора между соседних двухэтажных домов, откуда доносилась громкая музыка и песни, они, ускорив шаг, добрались за несколько минут. У открытых ворот их встретили трое весело возбуждённые участники свадьбы мужского пола. Через полминуты среди прочих вариантов хозяев и желающих присоединиться к веселью был выбран язык "межнационального общения". Им оказался русский язык. Для установления более близкого контакта был приглашен четвёртый участник свадьбы, дядя невесты, который владел родным языком Толстого и Достоевского вполне на уровне. Узнав, что двое из трёх появившихся у ворот новых гостей русские, он тут же "официально" пригласил неожиданных и "дорогих гостей", распорядившись посадить их поближе к молодожёнам.
У ворот тем временем столпились пятеро преследователей и вступили в эмоциональную дискуссию с тремя участниками мероприятия. Степка, поглядывая на обмен мнениями при входе во двор, поинтересовался у Виктора:
- Как думаешь, они за нами с каких пор следят?
- Видать, после моего первого посещения "явки". Она была "засвечена".
- Но тогда и те грабители на дороге могли быть не случайными?
- Всё может быть...
Дядя невесты, на пару минут отлучавшийся к воротам, вернулся к столу и успокоительно махнул рукой:
- Не волновайтесь. Вы наши гости. Те пятеро у ворот ничего вам не смогут здесь сделать. Они турки, на нашу свадьбу их никто не пригласит. Так, как они себя ведуь, похоже, что они скорее всего из Мили Эмнийет Хизмети...
- ?
- Турецкая служба безопасности.
Виктор чинно поклонился:
- Спасибо за приют.
- Как у русских говорят, долг оплатой красив...
- Долг платежом красен.
- Да... В шестнадцатом году мне было пятнадцать лет. Мы с матерью и младшими братьями сумели уйти от турок под приют русских войск. А отец мой погиб, прикрывая наше бегство. Он умер у меня на руках.
Виктор, сочувственно вздохнув, выпил первую чарку коньяка и пошёл поздравлять жениха и невесту. От вновь прибывших гостей он подарил жениху английский боевой кинжал в кожаных ножнах и объяснил с помощью переводчика, как его можно крепить на ноге. Подарок произвёл неизгладимое впечатление на всех родсвенников мужского пола с "обеих сторон". На столе перед троицей быстро появилось блюдо с шашлыком из свинины, второе блюдо с маленькими "голубцами" из виноградных листьев, тарелки с острым и горячим супом, лепёшки и зелень. Степка налёг на "голубцы" попутно выяснив и запомнив, что они называются "долма". Пауль сначала смотрел на происходящее исподлобья, но после того, как Виктор освободил его руки от пут, привязав одну ногу абверовца к ножке стола, тоже опрокинул пару чарок с коньяком и освободил от мяса два шампура.
Коньяк на вкус Степке не понравился. Он предпочёл ему местую простоквашу, которую называли "мацун". Наконец Виктор, вытерев ладонью рот, завёл серьёзный разговор с дядей невесты, которого звали Вардан:
- Мы ждём известие. Оно должно прийти снгодня или завтра в скобяную лавку у ворот в старую крепость. Как нам лучше это известие получить и при этом не попасться в руки этих джигитов из службы безопасности?
- Надо подумать... Давайте выпьем за здоровье молодых?
Виктор чокнулся с тостующим и опрокинул свою чарку, а Степка под осуждающим взглядом Вардана очередной раз только пригубил коньяк. Вардан завёл разговор на тему, которая его интересовала сейчас сильнее:
- А у вас есть ещё один такой кинжал?
- Есть. И не только кинжал...
- На что можете поменять?
- На бинты, йод и зеленку.
- А что есть кроме кинжала?
- Степан, покажи!
Помощник торгового атташе развязал узел на бауле. Вардан обеими руками порылся внутри мешка и спросил:
- Какие патроны подходят к такому револьверу?
- Тридцать восьмого калибра.
- Они есть?
- Немного...
- Нужен всего один или два.
- Почему так мало?
- У меня кунак имеет мастерскую по ремонту ружей и изготовлению патронов. Может почти любой патрон сделать по образцу.
- Умелец... А его мастерская далеко?
- Не очень. А сам он ещё ближе, вон за тем столом поёт и хором дирижирует в серой черкесске с серебряными газырями... Но, как видишь, сегодня он не сможет уже делать патроны...
Капитан согдасился с этим выводом. Армянин указал пальцем на завернутую в холст "марусю":
- А это што?
- Винтовка, которая стреляет без звука.
- Ух ты!..
- Но к ней один патрон остался...
Вардан кивнул "ясно", крикнул, чтобы дорогим гостям подали чай и фрукты и исчез в левом доме. Не было его минут десять. К столу Вардан вернулся с холщовым мешком в руках:
- Там бинты и прочее... Хватит за кинжал?
Виктор порылся в протянутом мешке и пробормотал:
- Должно хватить...
- А за револьвер есть только деньги. Сколько возьмёте?
Капитан пожал плечами и переадресовал этот вопрос Степке:
- Сколько?.. Ты же у нас теперь по внешнеторговой части.
Помощник торгового атташе отхлебнул из маленькой чашки очень крепкого кофе и авторитетно сказал:
- Полторы тысячи.
После того, как начальная цена была услышана, между Виктором и Варданом произошёл короткий и вдохновенный торг. В результате револьвер "уэблей" с неполным барабаном патронов был продан за тысячу сто пятьдесят лир. Пауль интересом наблюдал за тем, как капитан-смершевец пересчитывает и прячет банкноты в карман пиджака, который он в будущем намеревался вернуть Якову Соломоновичу. Степка решил задать уточняющий вопрос:
- А зачем нам деньги?
На это вопрос он получил вполне резонный ответ:
- Затем, что мы пока в Турции, а не у себя дома. Видал, как здесь всё покупается и продаётся?
Довольный Вардан тем временем спрятал довольно большой револьвер, как показалось Степке, просто в глубоких складках своего праздничного одеяния. Армянин, перехватив взгляд абверовца, кивнул на Пауля и спросил:
- Это они из-за него вас хотят схватить?
- Скорее всего да, но проверять мы не будем. Другой выход из двора есть?
- Есть, но мне сказали, что там дежурят двое из этих турок...
- У вас есть крепкий подвал?
- Для кого?
Виктор кивнул головой на Пауля. У столу в этот момент подбежала весёлая девчушка, которая принесла таредку с сухофруктами. Она что-то быстро протараторила и убежала. Вардан посмотрел вслед девочке и ответил на вопрос и предложил:
- Подвал есть... Давайте сделаем так. Скоро стемнеет. Переоденем этого молодого джигита, который пьёт коньяк как женщина, в женскую одежду и отправим его в ту скобяную лавку вместе с моей внучкой за чем-нибудь.
Степка поперхнулся последним глотком кофе и заявил:
- Не буду женщиной!
Виктор снисходительно улыбнулся в ответ:
- Прямо так пойдешь? Вон эти турецкие ищейки сидят за воротами, ждут тебя... Хочешь устроить перестрелку в центре города?
Помощник торгового атташе посмотрел через открытые ворота на улицу. На её противоположной стороне в чайной сидели за одним столом двое "их" турок, а третий прохаживался прямо перед воротами. Степка вздохнул и пошел за поманившим его за собой Варданом. На подбор платья и переодевание ушло около четверти часа. Почти в два раза больше времени понадобилось постоянно хихикающей внучке Вардана по имени Ианна, чтобы "поработать над макияжем". Она насурмила ему брови, натёрла щеки какими-то румянами и намазала губы красной помадой. Зеркала в комнате не было или подвергнутому превращению боевому офицеру его не показали. На голове у лейтенанта интендантской службы теперь был большой платок, сложенный в видн повязки. Внучка Вардана называла этосооружение у Степки на голове "галстинка" и добилась наконец того, чтобы оно скрыло верхнию часть лица.
Виктор, посадив Пауля в подвал, и положив ключ от замка себе в карман, отвел переодетого Степку в угол и стал его тихо инструктировать, при этом едва сдерживаясь от смеха. В противоположном углу Вардан наставлял свою внучку. Убедившись, что лейтенант интендатской службы всё запомнил, капитан-смершевец очередной раз усмехнулся и потрепал его по плечу:
- Девушка-красавица из тебя получилась. Теперь глаз да глаз за тобой нужен, чтобы не увели...
- Иди ты к чёрту!..
В опускающихся сумерках две девушки вышли из задней калитки сдвоенного двора и направились в сторону скобяной лавки. Старшая из них шла медленно, часто спотыкаясь. Она несла мешок. Степке приходилось семенить ногами, что у него с непривычки пока плохо получалось.
Младшая тянула свою старшую подругу (или родственницу?) буквально за руку. Двое турецких "спецслужбистов", дежуривших снаружи у задней калитки, проводили девушек любопытными взглядами, но более никаких действий не предприняли, продолжая следить за калиткой. До двери скобяной лавки папочке оставалось пройти шагов десять, когда из темноты появилась фигура и что-то строго сросила по-турецки.
Вечная Слава и Память бойцам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.