Найти тему

Ноги Марины Абрамович

В Амстердаме с 16 марта по 14 июля 2024 г. проходит выставка Марины Абрамович - крупнейшая ретроспектива ее творчества, когда-либо проводимая в Нидерландах. Более 60 ключевых работ, охватывающих пять десятилетий ее творчества.

На этой выставке нет ног, если не считать каменных башмаков для них.

Сделанные из чистого аметиста весом 70 килограммов, поэтому ходить невозможно. Нужно разуться, надеть их, закрыть глаза, не двигаться и уйти. Суть предложения заключается в ментальном, а не физическом уходе. На фото Абрамович, но я тоже уходила, стоять в них босиком было прохладно и неудобно. Не понимаю, как Золушка танцевала в хрустальных туфельках?

Photographs by Ruven Afanador, Marina Abramovic for New York Magazine | Marina abramovic, Performance artist, Performance art
Photographs by Ruven Afanador, Marina Abramovic for New York Magazine | Marina abramovic, Performance artist, Performance art

Эти неподвижные туфли являются носителями метафор, предназначенных для отправления во внутреннее путешествие. Абрамович намеревалась изготовить как можно больше таких туфлей, но из-за высокой стоимости редких аметистов и горного хрусталя изначально было вырезано только шесть пар. Эта работа в сочетании со стремлением к массовому производству, которое, по ее словам, «полностью подорвет идею уникального произведения искусства», образует разительный контраст с «Обувью» - культовой серией трафаретных отпечатков, созданных Энди Уорхолом.

Энди Уорхол, «Туфли с бриллиантовой пылью» , 1980 год.
Энди Уорхол, «Туфли с бриллиантовой пылью» , 1980 год.

В то время как блестящие туфли Уорхола прославляют объект-фетиш, который был оторван от своего первоначального религиозного культа и впоследствии превратился в бездушный товар, дематериализованный неуловимостью глобальных финансовых потоков, каменные туфли Абрамович делают прямо противоположное: они ставят обе ноги на место. Платформа, земля (в буквальном, физическом смысле) и нацеленность на трансцендентное, на возвращение произведения искусства к его функции духовного рычага для исследования или просвещения.

Но в творчестве Абрамович ноги все же есть.

The Communicator (foot 2), 2012, foot made of white wax with quartz stones, 4 3/4 x 9 7/8 x 4 1/4 inches, unique , The Communicator (foot 6), 2012, foot made of black wax with crystal quartz stone, 4 3/4 x 9 7/8 x 4 1/4 inches, unique
The Communicator (foot 2), 2012, foot made of white wax with quartz stones, 4 3/4 x 9 7/8 x 4 1/4 inches, unique , The Communicator (foot 6), 2012, foot made of black wax with crystal quartz stone, 4 3/4 x 9 7/8 x 4 1/4 inches, unique

Эта работа из серии Коммуникатор 2012 года. В качестве метафоры для этой работы Марина использовала восковые слепки своих частей тела. Основная идея состоит в том, чтобы передать разнообразие возможностей, используя ряд минералов с разными свойствами. Искусство, помимо других качеств, на ее взгляд, должно иметь целительную функцию и должно создавать у зрителя состояние благополучия. Мир, в котором мы живем сегодня, несбалансирован, и мы испытываем оторванность от природы. Люди теряют свой внутренний центр, и это вызывает серьезную физическую и умственную нестабильность. Функция Коммуникатора — вызвать в подсознании забытые воспоминания и снова воссоединиться с природой.

На самом деле, если следовать хронологии ее творчества, предшественником этих ног и башмаков, был грандиозный перфоманс «Прогулка по Великой стене» (1988),
Живя в австралийской пустыне у аборигенов, Марина и Улай увидели репортаж, в котором астронавты рассказывали, что единственные постройки человека, которые видны с Луны – это пирамиды и Великая китайская стена. Тогда у художников и возникла идея пройтись навстречу друг другу по Великой китайской стене. Чтобы получить разрешение на перформанс от китайских властей, им потребовалось 8 лет.

"Каждый из художников прошел две с половиной тысяч километров, чтобы встретиться посередине и расстаться, продолжая дальше работать по отдельности".
"Каждый из художников прошел две с половиной тысяч километров, чтобы встретиться посередине и расстаться, продолжая дальше работать по отдельности".
обложка каталога к выставке
обложка каталога к выставке

Листая каталог к выставке были найден кадр, запечатлевший ноги Абрамович на этой прогулке.

На фото ноги Марины Абрамович в ботинках, которые она носила во время «Прогулки по Великой стене», также она использовала их в перфомансе «Дом с видом на океан»
На фото ноги Марины Абрамович в ботинках, которые она носила во время «Прогулки по Великой стене», также она использовала их в перфомансе «Дом с видом на океан»

После Марина и Улай пришли к идее, что Великая китайская стена была построена не для защиты от Чингисхана и других врагов, а, скорее, несет в себе метафизический смысл, являясь точной копией Млечного Пути на Земле. Она начинается в Желтом море, где покоится голова Дракона, хвост его находится в пустыне Гоби, а туловище – в горах.

Улай, как стихия огня, как мужское начало, начал свой путь из пустыни. Марина Абрамович, как женское начало – из воды, со стороны моря.

Изначально они предполагали встретиться посередине стены и пожениться. Однако за годы, прошедшие между началом проекта и его завершением, отношения Абрамович и Улая сошли на нет. Этот перформанс стал их последним совместным проектом.

В книге Абрамович "Кочевое путешествие и дух мест" представлена личная коллекция путевых заметок и зарисовок ее смелых и совершенно оригинальных работ.

Обложка  книги Marina Abramović Nomadic Journey and Spirit of Places
Обложка книги Marina Abramović Nomadic Journey and Spirit of Places

Записные книжки художницы, возможно, являются самым достоверным средством понимания ее творений, техник и импульсов. И для артиста-перформанса это редкая и постоянная запись того, как она развивает свое мастерство. Эта коллекция оригинальных рисунков, коллажей, стихов, сочинений, вырезок, фотографий и рисунков Марины Абрамович, собранная в течение четырех десятилетий на канцелярских принадлежностях различных отелей и других временных мест проживания.

И там есть такие ее зарисовки.

 бланк отеля в Калифорнии с рисунком ног  www.sealodge.com
бланк отеля в Калифорнии с рисунком ног www.sealodge.com
Рисунок Абрамович на бланке отеля PARK HYATY NEW YORK
Рисунок Абрамович на бланке отеля PARK HYATY NEW YORK

В книжном магазине музея была и детская книга, посвященная Абрамович и мне она очень понравилась, хотя видеть детей на этой выставке было немного не по себе. Но в таком виде познакомить ребенка с ее искусством я пожалуй бы решилась.

Это путешествие, поэтичное и существенное — так же, как поэтична и существенна линия его иллюстраций, — которую Фаусто Джильберти, автор этой книги, предлагает читателям, сопровождая их на кончике карандаша, чтобы открыть для себя работы одного из самых революционных современных художников.
Это путешествие, поэтичное и существенное — так же, как поэтична и существенна линия его иллюстраций, — которую Фаусто Джильберти, автор этой книги, предлагает читателям, сопровождая их на кончике карандаша, чтобы открыть для себя работы одного из самых революционных современных художников.

Обращение автора к детям: "Девочки и мальчики понимают, что искусство – это не просто красивый рисунок или красивая скульптура, искусство – это прежде всего идея. Зрение. Занятие мест ума жестами, идеями и мыслями, способными что-то сдвинуть, подорвать очевидное, дерзнуть, вызвать изумление."

фрагмент из детскойй книги про Абрамович
фрагмент из детскойй книги про Абрамович
Перевод текста: "Вернувшись домой, я сразу же приступила к работе. В моей голове крутилось множество идей. Из аметиста, драгоценного камня, используемого в ювелирных изделиях, я вырезала огромные туфли, настолько большие, что в них поместился бы даже великан. Надеть их и отправиться в путешествие, пусть и воображаемое, мог любой желающий. Они были настолько тяжелыми, что сдвинуть их даже на миллиметр было невозможно."
Перевод текста: "Вернувшись домой, я сразу же приступила к работе. В моей голове крутилось множество идей. Из аметиста, драгоценного камня, используемого в ювелирных изделиях, я вырезала огромные туфли, настолько большие, что в них поместился бы даже великан. Надеть их и отправиться в путешествие, пусть и воображаемое, мог любой желающий. Они были настолько тяжелыми, что сдвинуть их даже на миллиметр было невозможно."