В 1855 году император Александр II подписал указ о новой форме одежды для всех гражданских учебных заведений. Согласно новым правилам, российские студенты должны были сменить прежние «николаевские» мундиры на двубортные темно-зеленые кафтаны по новому образцу ‒ с голубыми петлицами и золотыми пуговицами, на которых был изображен двуглавый орел. Под кафтан в торжественных случаях надевалась белая косоворотка, а в повседневных ‒ цветная (так ходило демократическое студенчество), опоясанная поясом-шнурком с кистями или узким кожаным затяжным ремнем. Кроме того, полагалось надевать крахмальный стоячий воротник и к нему черный бантик-бабочку. Брюки шили из диагонали того же зеленого цвета, что и кафтаны, узкие, без отворотов, часто на штрипках. Обувь полагалось носить черную ‒ ботинки на шнуровке или штиблеты. О том, как выглядели студенты в этой форменной одежде, дает представление студенческий портрет графа Н. Г. Строганова работы С. К. Зарянко.
Изменилась и форма головных уборов. Сначала профессорам и студентам университетов полагалась круглая шляпа с кокардой, более мелкого (по сравнению с военной) размера, но год спустя студентам было разрешено ношение фуражек с суконным околышем «по цвету воротников на кафтанах». Летом на них натягивали чехол из белого пике. Впервые в общем порядке регламентировалась и верхняя одежда: пальто (плащ) для профессоров, на воротниках которых нашивались суконные петлицы такого же цвета, как на мундирах. Для студентов была введена студенческая шинель, более удобная для надевания на парадную форму. Шинель студентов университета была из касторового сукна того же зеленоватого цвета, как и форма, с голубыми суконными петлицами военного образца. Зимой под шинель подстегивался черный каракулевый воротник.
Парадной формой студента университета был двубортный сюртук на шести пуговицах, с высоким стоячим воротником голубого цвета. Пуговицы золотые. На обшлаге был голубой кант, он шел и по борту и по задним клапанам, на которые нашивались две пуговицы наверху и две внизу. Богатые студенты носили сюртук на белой подкладке из шерстяной саржи. Отсюда именование «белоподкладочник», которым наделяли состоятельных и консервативных с этой точки зрения студентов. Под сюртук «белоподкладочники» носили однобортный жилет из такого же материала, с небольшими шалевыми отворотами и двумя нижними карманами. Летом жилет мог быть белым, из пике или ластика с золотыми пуговицами, как на военных гимнастерках. «Демократическое» же студенчество сюртуков почти не носило ‒ как из-за дороговизны материала и шитья, так и из-за нежелания быть похожими на «белоподкладочников».
Своего рода шиком у богатых студентов считалась прежняя шинель николаевского образца. Это была двубортная шинель с пелериной и бобровым воротником, но она не застегивалась, а запахивалась. В то же время накануне революции студенты часто из всей формы носили только фуражку, как отличительный знак принадлежности к университетскому сообществу.
Погоны остались только у тех профессоров, преподавателей и сотрудников университета, которые имели классные чины. Эти знаки отличия из синего бархата по форме были поперечные, на них нашивалась золотая тканая рогожка с серебряными звездочками согласно чиновному классу. Обладатели чина ниже VIII класса имели погоны без звездочек, а не имеющие чина (студенты) их вообще не носили.
Церемониальные шпаги сохранились для парадных случаев, но были приведены в соответствие со шпагами других гражданских ведомств. На волне либеральных реформ 1860‒1870-х годов XIX века ношение форменной одежды при повседневном посещении студентами университетов было отменено вовсе. Шпаги даже при парадной форме одежды было разрешено не носить без особого на то распоряжения.
Кстати, вместо семи вариантов ношения форменной одежды к концу XIX века осталось четыре: парадная, праздничная, повседневная и дорожная. Но именно из указов Александра II осталось правило, согласно которому считалось обязательным при приглашении на разные мероприятия как служебного, так и частного характера указывать, в какой форме одежды надлежит появляться.
Некоторые изменения в порядке ношения форменной одежды, особенно студентами, произошли после убийства народовольцами императора Александра II, когда проведенное следствие вскрыло присутствие среди народовольцев большого числа бывших и действительных студентов различных высших учебных заведений. Правительство вступившего на престол императора Александра III начало затягивать гайки. Новый университетский устав 1884 года вновь ограничил университетскую автономию и ужесточил правила их внутреннего распорядка. Коснулись эти изменения и порядка ношения форменной одежды. Сам её фасон претерпел мало изменений. Однако же новые требования явно перекликались с практиками времен Николая I. Согласно «Общим правилам для студентов и посторонних слушателей императорских российских университетов», утвержденным Министерством народного просвещения в 1885 году, студенты вновь были обязаны носить форму не только в стенах университета, но и вне его, на улице и при посещении публичных мероприятий: театров, концертов, музеев и пр. При встрече на улице с университетским начальством студенты были обязаны отдавать честь, а при отсутствии головного убора кланяться и, разумеется, уступать дорогу. При разговоре надо было снять фуражку, придерживаться почтительной манеры и стоять ровно, а не «подбоченясь». Следила за этим университетская инспекция. Интересно, что для контроля над студентами университет специально закупал билеты на театральные постановки, в музеи или на другие общественные мероприятия, куда направляли в обязательном порядке инспекторов и их помощников. Сохранились рапорты этих инспекторов о многочисленных несоблюдениях правил ношения формы студентами. Среди наиболее частых нарушений было использование цветных сорочек вместо форменных, небрежное ношение формы (расстегнут ворот), отсутствие форменных фуражек и пр. За эти проступки студентам грозили разные взыскания: от простого замечания до краткосрочного ареста и помещения в университетский карцер. Эти мелочные придирки обостряли и без того натянутые отношения студентов с начальством и служили одной из причин революционизации университетской молодежи. Но с другой стороны, образ дореволюционного студента по сей день неразрывно связан в общественном мнении именно со студенческой формой, шинелью и фуражкой, и характер ношения этой формы много говорил о специализации и убеждениях тех, кто ее носил.
В качестве примера приведём серию открыток-карикатур, выполненных художником В. Ф. Кадулиным в 1911‒1915 годы.
Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов
Дизайн: А. А. Магера